Татьяна Сорока
Воспитание физических качеств у дошкольников и укрепление здоровья средствами физической культуры
▼ Скачать +Заказ
Воспитание физических качеств у дошкольников и укрепление здоровья средствами физической культуры
В настоящее время актуальной является проблема укрепления и сохранения здоровья наших детей. Тенденция ухудшения состояния здоровья детей принимает устойчивый характер, это подтверждается увеличением хронических патологий, врождённых заболеваний и инвалидности. По сравнению с предыдущими годами происходит снижение показаний здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей. Специалисты считают, что это связано с ухудшением экологических и социально-экономических условий жизни, несбалансированным питанием, уменьшением двигательной активности человека, снижением оздоровительной работы. Детский организм обладает низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, но и так же быстро адаптируется к ним. Одной из важнейших и главных задач семьи и дошкольного учреждения становится воспитание здорового и физически развитого ребёнка.
Публикация «Воспитание физических качеств у дошкольников и укрепление здоровья средствами физической культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В годы дошкольного детства у ребёнка формируются многие качества : социальные, культурные, гигиенические, психические, которые формируют личность. В этот период происходит перестройка функционирования различных систем организма ребёнка, поэтому крайне важно всячески способствовать воспитанию у детей в этом возрасте привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению его здоровья. Физическая культура тоже занимает одно из важнейших мест в этом. Физическая культура подготавливает ребёнка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью физических упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов. В дошкольном детстве возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений. Они воздействуют на функциональное состояние организма: обмен веществ, выработка гормона, который приводит в тонус все жизненные процессы, а также на саму личность человека. Наряду с сохранением и укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовки, воспитываются и морально-волевые качества, прививаются потребности физического и нравственного совершенствования. Постоянные физические нагрузки требуют волевых усилий и это сопровождается эмоциональными переживаниями. Ребёнок знакомится с различными двигательными навыками, познаёт своё тело и учится им управлять. На физкультурных занятиях формируются такие черты характера, как лидерство, борьба со страхами, развиваются соревновательные способности, воспитывается чувство коллективизма, целеустремлённость, выдержка, настойчивость. Физические упражнения оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную системы организма детей, способствуют укреплению мышечного аппарата и обмену веществ. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, которые обеспечивают восприятие, переработку и воспроизведение информации, улучшается память, повышается внимание, ускоряется решение интеллектуальных задач, становятся быстрее зрительно-двигательные реакции, формируется двигательное воображение.
Физическое воспитание в ДОУ осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и в повседневной жизни детей. В детском саду физическое воспитание ориентировано на укрепление здоровья детишек, на развитие психофизических качеств таких как : координация, гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость, равновесие, на своевременное формирование двигательных навыков и умений, на овладение подвижными играми и физическими упражнениями. Для этого в дошкольном учреждении создают благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдают режим дня, организуют полноценное питание, пребывание на свежем воздухе, проводят закаливающие мероприятия, утренние гимнастики, физкультминутки.
Физическое воспитание в детском саду строится на применении различных видов принципов:
Динамические принципы – систематичность, доступность, сознательность и активность детей, наглядность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Специальные признаки – непрерывность, последовательность, цикличность.
Гигиенические признаки – сбалансированность нагрузок, рациональность чередования деятельности и отдыха, возрастная адекватность, оздоровительная направленность.
В ходе воспитания физических качеств детей-дошкольников мы решаем следующие задачи: оздоровительные, образовательные, воспитательные.
Оздоровительные : -увеличение сопротивляемости организма неблагоприятному воздействию окружающей среды посредством закаливания, которое способствует профилактике инфекционных и респираторных заболеваний; -развитие правильной осанки и укрепление опорно-двигательного аппарата; -профилактика плоскостопия; -развитие основных групп мышц; -поддержка возможностей дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, органов чувств.
Образовательные: -развитие двигательных навыков и умений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; -выработка интереса к занятиям физкультурой; -обучение детей играм с элементами спортивных: теннис, волейбол, городки, футбол, хоккей; -дети должны знать названия частей тела, направления движений, название и назначение физкультурного инвентаря.
Воспитательные : -воспитание смелости, решимости, целеустремлённости, настойчивости; -поддержание умственного, трудового, морального воспитания; -выработка потребности и привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями; -воспитание любви к занятиям спортом и интереса к их результатам и достижениям.
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приёмов обучения. Есть 3 группы методов: наглядные, словесные и практические.
Наглядные: к ним относятся показ физических упражнений, рисунков, фотографий, презинтаций, картин, имитация и подражание разным животным, птицам, явлениям природы. При показе, у детей через органы зрения создаётся зрительное представление о физических упражнениях.
Словесные: к этой группе относятся названия упражнений, описание, объяснение, команды, беседы. Эти методы активизируют мышление ребёнка, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
Практические: применяют для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.
При планировании образовательной деятельности по физическому воспитанию необходимо учитывать возрастные, индивидуальные возможности и уровень двигательной активности каждого ребёнка. Формы организации физического воспитания – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребёнка, в основе которого лежит двигательная активность. А совокупность этих форм создаёт определённый двигательный режим, который необходим для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. К формам организации относятся: утренняя гимнастика; физкультурные занятия; гимнастика пробуждения; физкультминутки; подвижные игры; закаливающие процедуры; прогулки; самостоятельные занятия детей физическими упражнениями; спортивные праздники. Все эти формы взаимосвязаны и имеют свои задачи, проводятся во всех возрастных группах.
Утренняя гимнастика – это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. Проводится ежедневно до завтрака в течении 6-10 минут. Она включает в себя 2-3 подвижные игры, комплекс музыкально-ритмических упражнений, упражнения на полосе препятствий, может проводиться в форме оздоровительной пробежки.
Физкультминутки – это короткий комплекс упражнений для снятия напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания. Продолжительность их около 2 минут. Виды физкультминуток : для глаз, для дыхания, пальчиковая гимнастика, разминки (наклоны, приседания, прыжки, подскоки, с текстовым или музыкальным сопровождением.
Гимнастика пробуждения – это мероприятия, которые облегчают переход от сна к бодрствованию. После гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность. Длительность её составляет 7-15 минут. После 3-4 общеразвивающих упражнений, лёжа в постели, осуществляются пробежки по массажным дорожкам, так называемым «дорожкам здоровья».
Физкультурные занятия – это основная форма обучения детей физическим упражнениям. Проводятся занятия 3 раза в неделю, одно из них обязательно на свежем воздухе. Физкультурные занятия состоят из вводной, основной и заключительной части. Вводная: ходьба на носках, на пятках, бег, прыжки, метание, бросание, ловля мяча, построение в круг, колонну. Основная: включает общеразвивающие упражнения (с лентами, обручами, палками, флажками, основные движения, подвижную игру. Первыми делаются упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, вторыми-брюшного пояса, ног, стоп, третьими-мышц спины и гибкости позвоночника. Заключительная: включает ходьбу интенсивного темпа с постепенным замедлением.
Подвижные игры – это игры, построенные на движениях. Они могут быть с предметами и без. Такие игры выполняются по правилам и развивают основные виды движений (бег, прыжки, ходьба, способствуют развитию координации движений, внимательности, сообразительности, быстроты реакций. Так же уделяется внимание играм спортивного соревновательного характера, эстафетам, хороводным играм, спортивным праздникам и развлечениям, которые способствуют пропаганде физической культуры, воспитывают коллективизм, дисциплинированность.
Закаливание – это система мероприятий, повышающих сопротивляемость организма к различным условиям внешней среды. Его следует начинать с раннего детства и продолжать всю жизнь, при этом придерживаясь следующим принципам: регулярность, постепенность, интенсивность, комплексность. Виды закаливания: утренний приём на улице; ежедневные прогулки на свежем воздухе; воздушные ванны с упражнениями; водные процедуры (умывание и мытьё рук прохладной водой, полоскание рта); ходьба босиком по «дорожке здоровья»; солнечные ванны.
Фундамент здорового образа жизни, в первую очередь закладывается в семье, поэтому необходимо проводить работу с родителями по охране и укреплению здоровья, используя различные методы и приё мы: родительские собрания, анкетирование, консультации, памятки, рекомендации, совместные спортивные праздники и развлечения.
Таким образом, наша с вами задача создать условия для воспитания жизнерадостных, здоровых, сильных, ловких, быстрых и выносливых детей!