Корчака Анна
Воспитание детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к воспитательному воздействию. Взрослый для них выступает авторитетным лицом, и малыши всячески стремятся заслужить его одобрение и доверие. Именно поэтому воспитание ребенка в дошкольном возрасте играет важную роль в дальнейшем формировании его личности. Однако следует понимать, что воспитательный процесс должно строится с учетом психологических особенностей ребенка.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Публикация «Воспитание детей в детском саду» размещена в разделах
После кризиса трех лет и вступления в дошкольное детство у ребенка начинается стабильный, относительно спокойный период развития. Ребенок уже может самостоятельно выбрать себе занятие, освободив внимание взрослого. Инициативы и предложения взрослого уже не вызывают у ребенка бурю протеста. И, как и прежде, ребенок нуждается в поддержке, поощрении своих усилий и уважении к своим потребностям. В своем поведении ребенок дошкольного возраста уже более сдержан, появляется способность действовать обдуманно, а не идя на поводу у своих сиюминутных желаний, как это было ранее.
Наряду с тем, что ребенок еще достаточно зависим от взрослого, все же уровень его самостоятельности постоянно возрастает. Нужно поддерживать его стремления, демонстрировать уважение к его мнению, его интересам. Именно таким образом в воспитании ребенка дошкольного возраста создаются условия для формирования таких личностных качеств как самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Развитие и воспитание дошкольников должно осуществляться также с учетом особенностей познавательной сферы детей этого возраста.
Объем материала, который может запомнить ребенок, увеличивается, но его память еще в большей мере непроизвольная. То есть запоминается то, что интересно ребенку, то, что вызывает у него эмоциональный отклик.
Восприятие дошкольника становится более осмысленным. Новую информацию об окружающей действительности ребенок соотносит с прошлым опытом. Это позволяет ему перейти от наглядно-действенных форм мышления к наглядно-образным. Развитие мышления у ребенка дошкольного возраста направлено на формирование умения анализировать, сравнивать объекты, устанавливать между ними связь. Таким образом, создаются предпосылки для развития умения делать выводы, обобщать полученный опыт.
Основные направления дошкольного воспитания детей
Вступление в дошкольный возраст означает, что приходит время постепенно готовить ребенка к школе. Поэтому первая задача развития и воспитания дошкольников заключается в совершенствовании психических функций (память, внимание, мышление, усидчивость) и формировании у ребенка той базы знаний, умений и навыков, которые помогут ему успешно адаптироваться к обучению в школе. Также немаловажным является социально-нравственная сторона воспитательного процесса. В целом родители и педагоги дошкольных образовательных заведений должны создавать условия для воспитания гармоничной личности ребенка, способной преодолевать жизненные трудности. Весь у психически уравновешенного ребенка с качественной базой дошкольных знаний, умеющего ладить со сверстниками, есть больше шансов с легкостью пройти адаптационный период в начальной школе. Дети, имеющие хорошую нравственно-социальную подготовку чаще других становятся лидерами в коллективе и, как правило, пользуются уважением у одноклассников и учителей.
В целом весь воспитательный процесс направлен на:
развитие интеллектуальных способностей ребенка;
совершенствование физических качеств и укрепление физического здоровья;
формирование навыков бытового поведения;
развитие культурно-гигиенических навыков;
трудовое и творческое воспитание дошкольника;
закрепление нравственных и социальных норм поведения.
Социальное развитие дошкольника
Воспитание дошкольников должно учитывать, что круг общения ребенка в этом возрасте значительно расширяется. Он учится взаимодействовать со сверстниками, играя на детской площадке, посещая дошкольное учреждение.
Возможно, ему придется столкнуться с первыми недоразумениями и потребностью отстоять свое мнение. Так как ребенок только учится, взрослый должен ему показывать, каким может быть поведение в тех или иных ситуациях. Лучше всего это делается в играх. Дети, как правило, с удовольствием включаются в ролевую игру с заданным взрослым сюжетом.
В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт, который предоставляют ему окружающие люди: сверстники, воспитатели сада и родители. Ребенок активно общается и обменивается информацией, в результате чего достигается, так называемая, социальная компетентность
Социальная адаптация занимает важное место в процессе воспитания детей дошкольного возраста. В социуме дети учатся жить по определенным правилам и учитывать определенные нормы поведения. Социально неадаптированным детям будет очень сложно входить в контакт со взрослыми или своими сверстниками, а это может привести к асоциальному поведению в будущем. Не усвоение культурных навыков и необходимых социальных качеств затрудняет адаптацию детей в младших классах, и чаще всего приводит к проблеме в школьной адаптации.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Активность ребенка в повседневной жизни создает условия для развития его физических навыков, ведь так или иначе ему приходится в процессе игр бегать, прыгать, лазить, бросать и ловить мячик. В детском саду направление по физическому воспитанию дошкольников реализуется на специальных занятиях, в комплексе утренней гимнастики, проводимых в помещении и на свежем воздухе подвижных играх. Важность вовлечения ребенка в эти занятия заключается в том, что таким образом не только развиваются физические качества (ловкость, сила, быстрота, но и укрепляется здоровье.
Родители, которые занимаются воспитанием детей дома, должны помнить, что смена видов деятельности помогает избежать переутомления у ребенка. Поэтому воспитание в дошкольном возрасте должно организовываться таким образом, чтобы после занятий, требующих усидчивости, непременно должна следовать подвижная игра.
Высокая активность ребенка в дошкольном возрасте иногда сказывается на качестве его сна. Если ребенок плохо засыпает, то рекомендуется создавать спокойную расслабляющую атмосферу перед сном. Это может быть ритуал, заключающийся в ежедневном воспроизведении определенных занятий перед тем, как ребенок отправиться спать. Успокаивающий эффект может иметь:
сочинение сказок;
чтение книг;
купание;
массаж.
Авторские методики дошкольного воспитания
Всегда остается актуальным вопрос поиска эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. На сегодняшний день самыми популярными являются следующие методики:
1 Методика Никитиных, которая предусматривает развитие детей дошкольного возраста в максимально естественных условиях, при этом акцент делается на стимулирование творчества, вовлечении родителей в воспитательный процесс и обеспечение достаточного уровня физической активности ребенка.
Методика Марии Монтессори, которая предполагает создание для ребенка такой среды, которая поможет ему самостоятельно изучать мир, получать разнообразные сведения об окружающих предметах и явлениях, важное значение придается сенсорному развитию, обучению чтению, формированию математических знаний, стимулированию речевого развития.
Методика Глена Домана основанная на утверждении, что ребенок должен узнавать мир, знакомясь с фактами.