Татьяна Королёва
Воспитание альтруистичности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшее направление нравственного воспитания дошкольников – воспитание у них альтруистичности (личностной черты, проявляющейся в том, что ребёнок совершает поступки, направленные на помощь другому человеку).
Каково значение данных поступков?
1. Если самому ребенку помогают другие дети и взрослые, он чувствует психологическое благополучие и защищенность; у ребенка формируется доверие и открытость к внешнему миру!
2. Если дошкольник сам приходит на помощь сверстнику или даже взросло-
Публикация «Воспитание альтруистичности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
му, то его самооценка, уверенность в себе возрастают!
Личностные черты, в том числе альтруистичность, в дошкольном возрасте еще только формируются: можно назвать четыре основные источника её развития:
1. Ситуативная эмпатия представляет собой комплекс эмоциональных переживаний: сочувствие, сопереживание, сострадание, растроганность, теплота, симпатия к страдающему. Ситуативная эмпатия может
«запустить» поведение, направленное на помощь другому человеку.
2. Сформированность альтруистических чувств. Эти чувства делают человека готовым к обнаружению людей, нуждающихся в помощи.
3. Социальное научение. Ребенок постоянно видит образцы (модели) поведения. В результате усвоения моделей поведения, ребенок
копирует их. Очень важно, какие образцы поведения видит вокруг себя
ребенок в реальной жизни.
Значение имеет образец действия не только реальных, окружающих дошкольника людей, но и персонажей книг, мультфильмов и историй, рассказываемых взрослыми.
4. Социальная (нормативная) поддержка (оценка).
Психологические исследования показывают, что любое поведение за счет «позитивного подкрепления» может быть закреплено, а при отсутствии такого может угаснуть. Поэтому если ребенок получает благодарность или похвалу за помощь, его склонность к соответствующему поведению возрастает. Важно, чтобы эти социально одобряемые образцы поведения принимались ребенком и становились внутренними регуляторами, ориентирами его поведения.
Можно выделить следующие этапы развития альтруистичности в зависимости от возраста дошкольников :
1. Этап эмпатии до 5 лет – условно этот этап можно назвать «Я сочувствую». Формируется ситуативная эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание животным, сказочным героям, людям, попавшим в затруднительную ситуацию. Эмпатия у малыша развивается, с одной стороны, как генетически заложенный механизм, с другой – под влиянием эмоция и поведения взрослого, который сам проявляет сочувствие.
2. Этап переживания, осознания и готовности к простейшим альтруистическим действиям – 5-6 лет. «Я делюсь» - развитие готовности поделиться тем, что есть у ребенка в достаточном количестве, профилактика жадности. В этом возрасте дошкольник уже не только может поделиться чем-то с другими по указанию взрослого, но и осознать значение своего поступка для другого человека и самого себя.
3. «Я помогаю» 6-7 лет. Основной задачей воспитания становится создание условий для возникновения у ребенка желания помочь другому, конкретного личного опыта помощи, который осознан и эмоционально позитивно оценен.
С уважением педагог-психолог Королёва Т. И.