Айгуль Макаева
Конспект комплексного занятия «Волшебный лес»
Конспект комплексного занятия
Программное содержание:
учить проводить звуковой анализ слов, продолжать учить называть слова с заданным звуком; закрепить знание о словоразличительной роли звуков.
совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы по изобразительной деятельности при использовании нетрадиционных технологий.
Воспитывать трудолюбие, любовь к природе родного края.
Активизация словаря: звук, фишка.
Оборудование:
Публикация «Конспект комплексного занятия „Волшебный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Демонстрационный материал: карточка – схема слова «лес», 4 серые фишки, мяч, иллюстрация леса, запись «Лесные голоса».
Раздаточный материал: альбомный лист, краски, жесткая кисточка, картонки для рисования.
Ход занятия
Представьте, что вы пошли в лес и заблудились. Решили позвать своих товарищей и прокричали им «Ау!». В ответ услышали крик друзей «Ау!», коротенькое, но такое нужное слово. Оно многих людей из беды выручало. Не дало заблудиться. Интересно, а какие звуки живут в этом коротком слове, сколько их. (Дети произносят звуки и хлопают в ладоши[а] – первый звук,[у]- второй звук). Сколько же их? (два звука)
В. Правильно, в слове «Ау» два звука. Ребята давайте поиграем в игру «Сколько звуков услышали?». Если услышали один звук, ставите на локоток одну руку, если же услышите два звука поднимаете две руки.
Воспитатель выразительно проговаривает в вперемешку отдельные звуки и прямые слоги. [м], ра, [у], [с], ко, ми,ъ ма, [ж], [з], лу, жу, [и],[а].
Звуковой анализ слова лес. Воспитатель показывает детям картину схема слова «лес», спрашивает, что нарисовано на картине. Обращает внимание на клеточки под рисунком.
В. Что обозначают эти клеточки?
Д. домики для звуков.
В. правильно эта клеточка для слова «лес»
Нарисовано три клеточки, значит, в слове «лес» три звука. Дети несколько раз производится слово «лес», а воспитатель одновременно ведет по клеточкам. 2-3 ребенка «читают» слово у доски. Воспитатель внимательно наблюдает, помогает тем, у кого произношение звука не совпадает с движением указки. Затем воспитатель произносит слово лес и интонационным выделением первого звука лес.
Воспитатель: Какой первый звук в слове «лес»
Дети: звук [л]
Воспитатель синхронно ведет указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой, определяет первый звук в слове- (л) и обозначает его фишкой: значит, звук [л] живет в первом домике. (Ставим фишку в первую клетку).
Одновременно, это же слово разбирают на своих местах все дети. Ставят фишку в первую клетку схемы слова «лес», отмечая, что они обозначали звук [л].
Воспитатель: Послушайте, какой второй звук в слове л-Э-с.
Дети: звук [э]
Воспитатель: Звук [э] живет во второй клеточке, значит, фишку ставим во вторую клетку.
(Воспитатель показывает у доски, остальные дети работают с раздаточным материалом.)
Воспитатель: Фишкой какого цветы мы обозначим такой звук?
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь звуками будете вы. Юля будет звуком [л]. Выходи, пожалуйста, к доске и возьми фишку, где живет звук [л]. Роман будет звуком [э]. Возьми, пожалуйста, фишку, где живет звук [э], Камила будет звуком [c]. Возьми, пожалуйста, фишку, где живет звук [c].
(Дети – «звуки» выполняют новое задание, которое дает им воспитатель.)
«Звук (с) попрыгай (ребенок выполняет задание и ставит фишку на место); звук (л) покружись; звук (э) попляши». Дети строят слово лес, становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Воспитатель (читает слово, видя указкой от ребенка к ребенку. Затем, отходит в сторону и призывает к себе играющих. Воспитатель: Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук, третий звук, постройте слово «лес». Дети звуки подходят по очереди и становятся по порядку, поднимая свои фишки вверх.
Воспитатель с детьми проверяет правильность построения слова: ведет указкой по фишкам и читает «лес».
Дети звуки по заданию воспитателя ставят фишки в схему.
Воспитатель: Звук [л] поставь фишку в свою клетку. (Ребенок ставит фишку в первую клетку и садится на место.)
- звук (с)
- какой звук остался?
- правильно звук [э]
-поставь свою фишку на место и прочитай слово.
Ребенок выполняет задание и садится на место и прочитай слово.
Дети проверяют правильность написания слова.
3. Дети на местах и вызванный к доске ребенок убирает фишки со схем, под диктовку воспитателя: (э, (л).
Какой звук остался?
Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, кто живет и что растет в лесу со звуком [с].
Дети: сова, сокол, смородина…
Воспитатель: А теперь назовите, кто живет и что растет в лесу со звуком [с’].
Дети: лось, синица, осина, рысь, сирень…
За каждое правильно названное слово дается фишка.
Побеждает тот, кто называет больше слов.
Воспитатель предлагает детям нарисовать лес. Детям предлагается подобрать художественную технику для изображения леса.
Звучит аудиозапись «Лесные голоса».
При завершении работы дети раскладывают рисунки по полу для просмотра. Юные художники объясняют, как использованием многообразием техник и красок, делает их работу многообразие.