наталья ручьёва
Конспект ОД с применением нетрадиционного рисования манной крупой «Вологодские кружева» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности
в подготовительной группе.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
«Русское кружево»
Цель:
Продолжать знакомить детей с кружевоплетением – русским народным промыслом. Закреплять знания о вологодском кружеве.
Задачи:
-формировать основы музыкальной и художественной культуры
Публикация «Конспект ОД с применением нетрадиционного рисования манной крупой „Вологодские кружева“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крупы. Поделки из круп
- Манка. Рисование манкой и по манке
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
-обучать приемам нетрадиционной техники рисования – рисованию манной крупой;
-развивать творчество, фантазию, самостоятельность в составлении композиций из знакомых элементов;
-воспитывать любовь к родной земле; уважение к традициям своего народа; доброжелательное отношение к окружающим;
-воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров;
-развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, ее эмоционально-образное содержание
Материал: выставка кружевных изделий, выполненных родителями. Мультимедиа.
У детей: пластмассовые палочки, имитирующие коклюшки, клеенки, салфетки, круги диаметром 20см, манная крупа в розетках, клей ПВА.
Предварительная работа: чтение сказки «Семь Катерин», «Волшебное кружево» из книги Елены Триновой «Кружевные сказки», прорисовывание элементов на доске, на бумаге, составление узоров на круге, квадрате.
Словарная работа: волнистая линия, зигзаг, «волна», «горка», «петелька», «пружинка», коклюшки, кружевницы, кутуз, «кОзлы», сколок.
Ход деятельности
В зале оформлена русская изба, на ширме развешаны кружевные изделия и салфетки. Дети входят в зал.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Сегодня на улице морозно, а в нашем зале тепло, светло и весело. А весело нам от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и подарим всем хорошее настроение.
(Дети встают в круг, держась за руки и пожимают друг другу руки)
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сказки? Почему они вам нравятся? (чудеса, приключения, добро побеждает зло)
Сегодня мы приглашаем вас в красивую кружевную сказку.
Почему она так называется? Сейчас вы поймете это сами.
(играет тихая спокойная музыка, дети вместе с воспитателем подходят к выставке).
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Посмотрите, эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
Воспитатель: Из чего сделаны эти вещи? Чем связаны?
Дети: Вещи связаны из ниток, крючком.
Воспитатель: А как называют мастериц, которые плетут кружева?
Дети: Кружевницами
Воспитатель: И мы сейчас послушаем песню «Кружевницы» в исполнении девочек
«Кружевница» (Муз. Н. Куликовой)
Воспитатель: Какие изделия можно связать крючком?
Дети: салфетки, платки, шапочки, шляпки, жилеты, кофточки, платья, покрывала, скатерти и т. д.
Воспитатель: (обращает внимание детей на вещи)
Эти изделия сделаны руками человека. А вы в природе встречали похожие узоры?
Сейчас я вам расскажу кружевную сказку. Давным-давно жила в лесной деревеньке бабушка Веретена. И умела она такие изделия создать, что были не сшиты, не тканы, а прямо из воздуха сплетены. Передала она свое мастерство кружевоплетения детям и внукам. Начинали учить девочку плести кружева с пяти лет. Сначала она выплетала простую тесьму. После плела небольшие узоры, а каждый новый узор становился все сложнее и сложнее.
Обр-ся к детям Где кружевницы находили образцы для составления узоров?
Правильно-в природе-в лесу, в поле, на реке. И появлялись на кружевах «елочки», «рыбки», «цветочки», «паутинки». Со старанием приходило и умение. Вырастала девица и становились настоящей мастерицей.
Воспитатель: Ребята, как называется старинный русский город, который славится своими кружевами?
Дети: Вологда
И сейчас мы с вами отправимся в этот старинный северный город.
Предлагаю поехать в город Вологду на поезде «хорошего настроения».
К отправлению готовы?
Дети: Готовы!
Песня «Паровозик Букашка»
Воспитатель: Как настроение?
Дети: Веселое, радостное!
Воспитатель: Ну вот мы и в Вологде.
Просмотр фильма о Вологде
Воспитатель: Да, именно в этом городе мастерицы плетут кружева, вот только не крючком, а на чем?
Деревянные подружки
Все похожи друг на дружку.
Ниточку плетут,
Узор создают (коклюшки)
Да, на палочках-коклюшках. А что еще необходимо мастерицам в работе?
Деревянная подставка
Держит валик на себе.
Мастерице-кружевнице
Они могут пригодиться («козлы»)
Набит соломой, сеном
Покрытый сколком я.
Пузатый, как арбуз,
А зовусь (кутуз)
Рисунок для кружева
Булавкой приколот.
Мастерице нужен,
Зовется он… (сколок)
Воспитатель: Ребята, вологодские кружевницы прислали нам письмо, давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли нам? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось».
-Ребята, поможем кружевницам-мастерицам?
Дети: Да! Конечно!
Воспитатель: Давайте настроимся на работу.
Воспитатель: Но как же нам быть? Коклюшек у нас нет, да и крючком вы вязать пока не научились.
Поэтому я предлагаю вам сплести кружева очень необычным способом – с помощью манной крупы (Воспитатель показывает 2-3 образца, дети рассматривают элементы, их расположение).
Какие элементы вы узнали на салфетках?
Дети: Зигзаг, волнистая линия, петельки, пружинка (прорисовывают в воздухе).
Воспитатель: С чего мы начнем работу? Чем мы будем рисовать сначала?
Дети: Клеем.
Воспитатель: Затем?
Дети: Засыпаем манкой весь рисунок, а лишнюю крупу ссыпаем.
Воспитатель: Правильно. Скажите, ребята, а откуда надо начать плетение?
Дети: Из центра.
(показ воспитателя и использует показ ребенка).
Воспитатель: Давайте еще раз подготовимся к работе, разработаем наши ручки, пальчики
Ритмический оркестр «Вологодские кружева» Г. Лаптева (простукивание ритма на палочках «коклюшках»)
Приступайте к работе. Вы должны сплести свою неповторимую, оригинальную салфетку.
Самостоятельная работа детей.
Звучит музыка, воспитатель ведет индивидуальную работу
Воспитатель: Какие молодцы! Ай да умельцы! Какие красивые у вас получились салфетки!
Все разные, нет ни одной одинаковой. Хорошо потрудились!
А на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры? Давайте поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно».
Игра «Гори-гори ясно»
(Звучит русская народная песня «Коробейники»).
Входит Коробейник: А сейчас у нас торг пойдет. Да не на денежки, а на конфетки-бараночки. У кого какой товар, приносите мне, а в обмен получите сладости.
(дети приносят коробейнику свои салфетки, а он вручает всем сладости)
Воспитатель: Ну как, ребята, понравилось вам наше путешествие в кружевную сказку?
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
«Паровозик Букашка»
До свидания! До следующего путешествия в удивительный мир красоты!