Соломина Юлия Николаевна
Вводное занятие «Открывая мир чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Вводное занятие «Открывая мир чудес».
Цель: Познакомить обучающихся с деятельностью творческой мастерской «Цветная карусель».
Задачи:
В области обучения:
- познакомить с историей возникновения аппликации как искусства;
- познакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации.
В области развития:
- развивать и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук;
- способствовать развитию творчества, творческой самостоятельности;
Публикация «Вводное занятие „Открывая мир чудес“» размещена в разделах
-расширять сенсорный опыт (сравнение деталей по размеру, цвету, расположению по отношению друг к другу и к основе изделия);
-развивать познавательные способности: восприятие, творческое воображение, произвольное внимание;
- развивать интерес к искусству аппликации.
В области воспитания:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материалы, инструменты и оборудование:
• наглядный материал (панно, сувениры, поделки)
• карандаши цветные
• карандаш простой
• цветная бумага
• ножницы
• клей
• музыкальное сопровождение (музыка народов мира)
Методы и приемы:
• словесные – беседа, рассказ, диалог, объяснение;
• наглядные – показ образцов изделий, рассматривание иллюстраций;
• практические - аппликация по собственному замыслу из бумаги.
Ход занятия:
№ Деятельность педагога Деятельность
воспитанника Время
1 Организационный этап
- Здравствуйте, ребята!
Занимайте места за столом,
давайте познакомимся. Дети отвечают на приветствие педагога и называют свои имена. 2мин.
2 Основной этап:
Теоретический этап
Ребята! Вы пришли заниматься в творческое объединение «Цветная карусель». Добро пожаловать в мир искусства аппликации!
Аппликация – это вид изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта и жилища, который и сейчас применяется у многих народов.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Об этом мы поговорим на следующем занятии.
Итак, мы с вами узнали, что аппликация появилась очень давно. В современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы - всё это вы можете сами сделать. (Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций и образцов изделий). См. Приложение №1. Рассматривание образцов, просмотр иллюстраций.
15мин.
3 А теперь, ребята, давайте немного поиграем.
Гимнастика для пальцев рук «Дружно пальчики сгибаем».
См. Приложение №2. Дети выполняют гимнастику для пальцев рук.
2 мин.
4 Проходите на свои места.
Самые главные инструменты для аппликации – это ваши руки и пальцы. Чтобы создать поделку или панно, мы будем использовать разные материалы: бумагу, картон, природный и бросовый материалы. А также нам понадобятся ножницы, клей, карандаш простой, карандаши цветные, канцелярский нож. Дети слушают. 1мин.
5 А сейчас запомните правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами. Тест «Инструменты и приспособления для занятий по аппликации». См. Приложение №3.
Дети повторяют за педагогом правила при работе с колющимися и режущими предметами, выполняют задания теста. 5мин.
6 Практический этап.
Ребята, сейчас каждый из вас попробует выполнить аппликацию по собственному замыслу из бумаги. Бумагу надо использовать рационально и экономно. Самостоятельная работа детей. 18мин.
7 Итоговый этап.
Ребята, сегодня вы познакомились с историей возникновения аппликации как искусства. Какие материалы, инструменты и приспособления необходимы нам в работе? Какие надо соблюдать правила при работе с колющимися и режущими предметами?
Занятие окончено. Дети отвечают на вопросы педагога.
Уборка рабочего места. 2 мин.
Приложение
Приложение №1.
Об истории возникновения аппликации.
Аппликация – это вид изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта и жилища, который и сейчас применяется у многих народов. Самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов поражают высоким художественным мастерством. Например, кочевники аппликацией из войлока украшали дорожные сумки и сбрую для лошадей. Посмотрите на аппликацию из бересты, которую выполняли на юртах жители Севера. Татары, киргизы, калмыки и монголы украшали сапоги аппликацией из цветной кожи. А чувашские национальные костюмы украшали аппликацией из ткани.
Аппликация была широко распространена не только в Азии, но и в Европе. Во времена рыцарства аппликация достигла огромной популярности. Войны и турниры способствовали появлению гербов. Они должны быть хорошо видны с двух сторон, что и привело к развитию аппликации. Рыцари были в латах, лица их полностью закрыты. И поэтому рыцарей можно было отличить только по гербам. Король Сицилии Роджер Второй вывез из Византии ткачей и вышивальщиков. Сицилийские вышивки отличаются своеобразным использованием аппликации. Особенно славились испанские аппликации – узоры из бархата на фоне атласа.
Высшего расцвета аппликационных работ достигли в 16 веке в Италии и Испании в церковном одеянии. Самым модным было сочетание красного, жёлтого и зелёного цвета. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги.
1. Аппликационные украшения бурятских изделий (рукавица, кисет, сапожок)
2. Мотивы украшения нанайских изделий.
3. Варианты декоративных аппликаций с роговидными узорами по мотивам тувинских орнаментированных изделий.
Рис. 1,2 – «сыртык» (подушка)
Рис. 3,4 – «барба» (перекидная сумка)
Рис. 5,6 – «кисет»
4. Украинская вырезка из бумаги.
5. Аппликации по мотивам татарского орнамента на предметах быта:
1. - оформление колпаков; 2 – убранство башмачков;
3. – украшение круглой основы тюбетеек;
4. – орнамент на фартуки; 5. – башмаки; 6. – узоры на концах полотенец;
7. – украшение сапожков-ичегов. 6. Оформление казахских поясов.
Приложение №2.
Гимнастика для пальцев рук «Дружно пальчики сгибаем».
Текст Движения
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулаки сжимаем.
1,2,3,4,5 – начинаем разгибать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнения несколько раз.
Приложение №3.
Ножницы. Виды ножниц.
Ножницы – это инструмент для резания тонких материалов. Ножницы для бумаги называются канцелярскими. Они имеют длинные прямые лезвия.
Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы. У них короткая рабочая часть и длинные ручки.
Ножницы садовника – секатор.
Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканей больших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и зигзагообразным краем.
Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они лёгкие, с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным краем.
Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закруглённые концы.
Правила работы с ножницами.
1. Ножницы хранить в определённом месте – в подставке или рабочей коробке.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Так правильно работать ножницами.
Разрезать Отрезать Вырезать Надрезать
Тест «Инструменты и приспособления для занятий по аппликации» Задание: отметьте знаком «+» инструменты и приспособления для занятий по аппликации.
Правила работы с клеем.
1. Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой или газетой.
2. Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
3. Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.
4. После работы клей плотно закройте, уберите.
5. Обязательно вымойте руки и кисточку.