Лидия Г
Внеклассное занятие «Каждому товару — свой купец»
▼ Скачать + Заказать документы
ОГБОУ «Мосоловская школа - интернат»
для обучающихся 5 класса по теме:
«Каждому товару - свой купец»
Воспитатель:
Григорьева Л. М.
Мосолово 2024г.
Цель: научить учащихся, младшего подросткового возраста правильно понимать свои чувства в момент взросления, когда возникает первое чувство влюблённости. Научить воспитанников правильно воспринимать чувства и эмоции других детей. Научить детей приемлемым формам выражения чувств и эмоций взаимной симпатии.
Темочки:
Задачи:
Основные:
1. Научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.
2. Развивать в детях личностные положительные качества.
3. Научить детей: анализировать, делать выводы, на примере опыта прошлых лет и настоящего.
Второстепенные:
4. Познакомить детей с русским фольклором (пословицы).
5. Корректировать речь, правильно читать и понимать смысл пословиц, мудрых фраз.
6. Развивать в детях умение находить причинно – следственные связи.
7. Работать в команде.
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, ватман, клей, карточки с рисунками для рефлексии.
Форма занятия: познавательная беседа с показом презентации и игровыми элементами.
Продолжительность занятия: 40 минут
Структура занятия:
1. Организационный
1.1. Приветствие, разминка.
2. Вводная часть
3. Основная часть
3.1. Сценка
3.2. Вопросно-ответный метод, показ слайдов
3.3. Чтение пословиц
3.4. Упражнение 1.
3.5. Упражнение 2.
4. Вывод, рефлексия, упражнение к рефлексии
Ход занятий:
1. Организационный:
Здравствуйте, ребята. Ребята, прежде чем начать наше с вами занятие, посмотрите на слайд. Там пословицы, но они не закончены, т. е с одной стороны пословицы, а с другой ответы. Ваша задача, выбрать правильный ответ.
«Насильно мил. (не будешь)»
«От любви до ненависти. (один шаг)»
«Любовь за деньги. (не купишь)»
«В одном сердце две любви. (не держатся)»
«Всех любить сердца. (не хватит)»
«Всякая невеста, для своего жениха. (родится)»
«То, что любят, то. (и выбирают)»
«Куда сердце ляжет, туда и око. (глядит)»
«С глаз долой, из сердца. (вон)»
Воспитатель:
Ребята, о чём эти пословицы?
Ответ детей:
2. Вводная часть:
Воспитатель:
Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношениях. Вы все растёте, вы все физиологически и психологически меняетесь, у вас появляется симпатия к противоположному полу, появляются положительные и отрицательные эмоции. И вот об отрицательных эмоциях сегодняшняя наша беседа, и как с ними справиться, но сначала мы посмотрим сценку, которую приготовили для вас ваши ребята.
2. Основная часть:
3.1. Сценка:
Участники сценки:
1. Девочка, которая играет роль мамы
2. Девочка, которая играет роль дочки - подростка.
На сцене стоят стул и кровать. Мама сидит и читает книгу, дочка вбегает. Дочка плачет и бросается на кровать, рыдая, уткнувшись в подушку.
Дочка:
Я его ненавижу, я ему отомщу, он ещё узнает, я их поссорю, я ему устрою «сладкую жизнь»
Мама, отвлекается от книги и подходит к дочке. Начинает гладить её по голове и спрашивает
Мама:
Дочка, что случилось, кого ты так ненавидишь, что хочешь отомстить и устроить «сладкую жизнь?»
Дочка поднимает голову.
Дочка:
Да Серёжке из 6 класса, он, мама, представляешь, Таньку из нашего класса выбрал, а я ему и записки писала, и свои завтраки отдавала, и наряжалась, чтоб он на меня обратил внимание, и даже один раз пригласила его в кино, а он, а он, а он…
Дочка снова начинает рыдать, уткнувшись в подушку.
Мама снова гладит дочку по голове и говорит.
Мама:
Доченька, успокойся, давай разберём почему он это сделал, но сначала вытри слёзы и я рассажу тебе одну притчу.
Девочка снова поднимает голову и начинает вытирать слёзы, и внимательно слушает.
Мама:
В некотором городе жил один человек, у него был свой магазин, где продавался всякий разный товар. У него всё продавалась, кроме заварочного чайника. Чайник этот был обычным, не было на нём яркого рисунка, размер был средний. Ну, так вот, что только не делал хозяин магазина: и протирал его, и ставил на самое видное место, и предлагал покупателям, даже в качестве подарка, но никто его не покупал и в подарок не хотел брать. Сначала он расстроился, а потом и разозлился: «Я тебя и протираю, и на видное место ставлю, даже в подарок предлагаю, ну никто на тебя не обращает внимание, раз так, я тебя разобью». Поднял хозяин этот чайник к верху и хотел уже его разбить, как вдруг прозвенел звоночек на входной двери. «Кто-то пришёл, разберусь потом с тобой» и поставил чайник на своё место. В магазин вошёл мужчина, в обычной футболке, в шортах и в бейсболке. На ногах у мужчины были надеты обычные кроссовки. Он медленно осматривал полки, где стоял разный товар и вдруг его взгляд остановился на невзрачном чайнике, который хозяин магазина уже хотел разбить. «Здравствуйте, не могли бы Вы мне показать поближе, воооон тот чайник,» - сказал мужчина. Хозяин магазина, не веря своим ушам, переспросил его: «Вот этот?», «Да,»- сказал мужчина. Хозяин магазина достал чайник с полки и передал его в мужчине. Мужчина посмотрел чайник, молча достал бумажник, расплатился, и ушёл. Хозяин магазина долго смотрел ему вслед. Прошёл год, и в один день в этот магазин пришёл мужчина. Он был одет в костюм, в тёмно-синего цвета, в белой рубашке, а на ногах были кожаные чёрные туфли. Лицо мужчины хозяину магазина показалось знакомым: «Извините, мы с Вами нигде не встречались?» - спросил он мужчину. «Да, я у Вас в прошлом году купил чайник, Вы просто не представляете, как Ваш чайник меня выручил. Я директор одной компании, мы с компаньоном решили поехать отдохнуть, и в непринуждённой обстановке поговорить о нашей компании, а чайник забыли дома. А как без чайника-то, и чая не попить, и разговор как-то не клеится. Думал, что разговор будет испорчен, а тут Ваш магазин, думаю, дай зайду, а когда зашёл и увидел этот чайник, то сразу понял, что поездка получится такой, как я и хотел. Теперь этот чайник стоит у меня как талисман и когда нужно принимать важные решения или подписать договора с другими фирмами, я сначала пью чай из этого чайника и только после этого веду дела. И знаете, что я заметил, благодаря Вашему чайнику я стал более успешным, спасибо Вам большое, что у Вас был этот чайник» - сказал так мужчина и вышел из магазина. А хозяин магазина вспомнил старую пословицу; «Каждому товару - свой купец» и понял смысл этой пословицы.
С этими словами мама закончила притчу.
Мама:
А ты, доченька моя, поняла смысл этой старой пословицы?
Дочка:
Нет, мама, причём тут чайник и Серёжка?
Мама:
Ну, давай, дочь, посмотрим по-другому. Представь, ты – это хозяин магазина, твоя симпатия к Серёжке - это чайник, а Серёжка – это покупатели, которые приходили к хозяину магазина и выбирали что-то другое, но не чайник, вспомни, что делал хозяин магазина со своим чайником? И протирал его, и ставил на видное место, и даже предлагал этот чайник в подарок, и ты тоже самое делала всё, чтоб тебя выбрал Серёжка. Ты сама говорила, что ты и записки писала, и завтраки отдавала, и одевалась, чтоб ему понравиться, даже пригласила его в кино. Как ты думаешь, дочка, почему покупатели из притчи не брали чайник?
Дочка:
Ну, наверное, он был им не нужен и покупали другой товар или может он им просто не нравился,
Мама:
Правильно, вот и твой «чайник» - внимание не нужно этому Серёжке, он выбрал другую девочку, т. е. другой «товар». И ты, также как и хозяин магазина расстроилась, что твой «чайник» - внимание, ему не нужно или не понравилось, ты так же испытала, как и хозяин магазина, злость, он хотел разбить свой чайник, и ты хотела свой «чайник» - внимание - «разбить», т. е. обратить свою симпатию в антипатию против Серёжки. Но что произошло в притче?
Дочка:
Зашёл другой покупатель, который сразу купил этот чайник
Мама:
И кем он оказался?
Дочка:
Директором
Мама:
Вот и у тебя появится, через какое-то время твой «покупатель», которому нужен будет твой «чайник» - твои симпатия, любовь, внимание, забота, и окажется он лучше этого Серёжки и это будет твой человек, которому будет нужна только ты и никто другой, и он всегда будет с тобой рядом.
Дочка:
Мама, спасибо большое, я всё поняла.
Дочка обняла свою маму. Мама, поглаживая голову дочки, приговаривала
Мама:
Вот и молодец, дочка, и запомни, как в пословице говорится «всему своё время», а самое главное не расстраивайся и помни: «Каждому товару - свой купец»
Сценка закончилась.
Воспитатель:
Ребята, вы посмотрели сценку, о чём эта сценка?
Ответ детей:
Воспитатель:
Некоторые себя узнали, а у некоторых ещё будет такая ситуация. Давайте её с вами разберём, чтобы вы в дальнейшем могли справится с такой ситуацией. Посмотрите на первую картинку, что вы видите? (Показ слайдов)
Ответы детей:
Воспитатель:
Ребята, на первой картинке изображены разные купцы, и по национальности, и по статусу, и по профессии, и т. д., точно так же и разные товары. Т. е. пословица, которая правильно показала, что мы все разные и выбираем только то, что для нас важно и нужно - «какой купец, такой и товар». А теперь посмотрите следующую картинку. На ней что вы видите?
Ответы детей:
Воспитатель:
Правильно, с правой стороны стоит много красивых девушек, одетых в народные костюмы, а рядом с ними один молодой человек. Это, ребята, смотрины. Так раньше, до 19в, родители жениха выбирали невесту своему сыну. Собирали девушек в одно место, давали задание по хозяйству, по приготовлению пищи, по рукоделию, смотрели на её воспитание и т. д. и лучших отбирали, а из них уже выбирали одну. И при сватовстве люди со стороны жениха при въезде во двор к невесте кричали «У вас товар, а у нас купец» и перечисляли достоинства жениха.
На картинке они все красивые, но молодец выберет себе ту, которая ему понравится больше. А на левой стороне, посмотрите это уже наше время - две девушки и один парень. И парень выбирает одну. А теперь сравните, что было раньше - много девушек, один парень, и сейчас так же выбирают юноши одну девушку из многих, а девушки -парня. Но в наше время выбирают не по заданиям как раньше, да сначала по внешности, а потом по поведению, поступкам, по интересам, по воспитанию, образованию и т. д.
Т. е. ничего не изменилось и так было, есть и будет, из многих людей мы выбираем того, кто нам больше из всех понравится, поэтому наше предыдущее поколение об этом знало и придумало ещё пословицы.
Посмотрите картинку и скажите, какие пословицы здесь зашифрованы.
Ответ детей:
Воспитатель:
Правильно. Первая пословица - «Встречают по одёжке, а провожают по уму». И вторая - «Красна изба пирогами, а человек делами». О чём эти пословицы?
Ответ детей:
Воспитатель:
На следующая картинке тоже написаны пословицы, которые также составили наши прабабушки и прадедушки. Давайте с вами их прочитаем.
Дети читают вслух пословицы:
«Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придёт тот, тот идёт к тебе»
«Не пачкайте свою жизнь людьми, которые вас не ценят»
«Если человек уходит, смотри на это с радостью, возможно, он уступает место твоему счастью»
«Тому, кто умеет ждать, всегда достаётся лучшее»
Воспитатель :
Ребята, а эти пословицы и мудрые фразы о чём?
Ответ детей:
Воспитатель: Совершено верно, о том, что не надо торопить время, все впереди, что будут и новые знакомства, встречи, дружба или более глубокое чувство, что нужно общаться и дружить с теми кто тебя уважает, ценит.
Упражнение 1.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть.
Представьте, вы купец - покупатель, вы пошли в магазин. Ваша задача - купить только один товар, и объяснить почему вы его купили.
Дети выбирают картинку и объясняют, почему они выбрали именно ту или иную картинку.
Воспитатель:
Ребята, мы все разные, и вкусы, взгляды, мнения тоже разные. Поэтому вы выбрали то, что вам понравилось или необходимо. Так и с людьми, мы выбираем тех, кто ближе нам по возрасту, по взглядам, мнением, образованию, профессии, характеру, по поведению и т. д. Чтобы доказать это, я предлагаю вам второе упражнение.
Упражнение 2.
У вас карточки, у мальчиков - девушки, у девочек - юноши. Ваша задача - выбрать одну картинку, также объяснить почему.
Дети выбирают и объясняют свой выбор.
Воспитатель:
Ребята, вы большие молодцы, а что делать если всё-таки вы испытываете к другому человеку симпатию, а он не отвечает взаимностью или выбирает не вас, и у вас возникают гнев, обида, злость, ревность, вам даже больно?
Ответ детей:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите следующий слайд, первое что нужно сделать - это успокоиться, для этого посчитайте до 10, затем глубоко дышите, прогуляйтесь, можете одни, можете с друзьями, займитесь своим любимым делом или хобби - вы можете почитать книгу, послушать или поиграть свою музыку, танцевать, заняться спортом или сходить в магазин и т. д.
3. Вывод и рефлексия:
Воспитатель:
Ребята, какой вывод нашего занятия вы можете сделать?
Ответ детей:
Воспитатель:
Да, ребята, правильно. В отношениях каждый выбирает своего человека, а если вас не выбрали, не стоит отчаиваться или зацикливаться на этом, помните, всему своё время, и вас обязательно выберут.
А наше с вами занятие я хочу закончить пословицами и мудрыми фразами.
«Если вы любите, а вас нет - отпустите. Если вас любят, а вы нет - оцените и присмотритесь. Если любовь взаимная - боритесь.»
«Всё должно прийти тогда, когда должно прийти. Не надо торопить события»
«Любовь не купишь по заказу. Не выберешь на вкус и цвет. К одним она приходит сразу, к другим - через десятки лет. Одна горит, другая - тлеет, Да, скажем не тая, любовь стандартов не имеет, она у каждого своя.»
«Чтобы не случилось помни - это было просто плохое мгновение, а не плохая жизнь»
Воспитатель:
Надеюсь наше с вами занятие понравилось. И я предлагаю вам не на словах, а на деле показать, понравилось ли вам наше с вами занятие или нет. У вас лежат картинки продуктов и блюд. Ваша задача - выбрать одну картинку. Вкусная и полезная еда - это понравилось. Которые для вас невкусные - не понравилось. Вы эти картинки должны приклеить на ватман и посмотрим, что у нас получилось.
Дети выбирают картинки и клеят их на ватман.
Воспитатель:
На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо вам большое. Всего вам доброго.