Елена Алексахина
Внеклассное мероприятие «Химические запоминалки». Знакомим с приёмами мнемотехники на уроках химии
▼ Скачать + Заказать документы
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«ХИМИЧЕСКИЕ ЗАПОМИНАЛКИ»
Цель мероприятия :
дать понятие о мнемонике и раскрыть её сущность;
познакомить с приёмами мнемотехники, используемыми на уроках химии;
формировать творческую личность, что предполагает активное усвоение учебного материала на всех стадиях обучения;
Публикация «Внеклассное мероприятие „Химические запоминалки“, Знакомим с приёмами мнемотехники на уроках химии» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
на данных примерах помочь учащимся осознанно применять мнемотехнические приёмы при запоминании любой трудной информации.
Мероприятие сопровождается показами слайдов на интерактивной доске и химическими опытами. Учителю помогает группа обучающихся: двое ведущих, двое экспериментаторов, проинструктированных заранее по технике безопасности и проведению опытов.
Разыгрывается сценка.
Ученик 1. Пришивает пуговицу на рубашке, прямо на себе.
Ученик 2. На себе платье зашивать, пуговку пришивать — пришьешь память. А ведь известно: Без памяти разум туп
Рассказ учителя о мнемотехнике и мнемонических приёмах на уроке химия.
Тема : Водород.
Посмотрим опыт получения водорода в аппарате Киппа.
Экспериментатор 1 – В центральной части аппарата находятся гранулы цинка. Через верхнее отверстие в него была залита разбавленная серная кислота, которая полностью заполнила нижнее полушарие и осталась в верхней части. Для получения водорода откроем кран. Кислота опускается, попадает в центральную часть и начинает реагировать с металлом.
Задание: Запишите уравнение реакции происходящего процесса: Zn + H2SO4= ZnSO4+ H2
Учитель: - Наполним пробирку водородом и закроем кран. Для заполнения аппарата Киппа концентрированную серную кислоту разбавляли водой. При этом я воду наливала в кислоту, или наоборот – кислоту в воду? Вносится чай и лимон. Предлагается приготовить чай с лимоном. Какова последовательность действий?
Лимон (кислоту) опускают в чай (в воду).Для того чтобы запомнить это правило навеки, представьте себе чай с лимоном.
Мнемоническое правило гласит : Химик, запомни как оду — льют кислоту в воду!
Учитель: - Прежде, чем водород поджечь, его проверяют на чистоту. Напомните мне, как горит чистый водород? Совершенно верно – с лёгким бесшумным хлопком. (Экспериментатор 1 подносит пробирку с водородом к пламени спиртовки). Если же вы слышите свистящий звук, то водород содержит примеси воздуха, образуя гремучую смесь, и поджигать такой водород нельзя, так как произойдёт взрыв. А теперь мнемоническое правило :
Если в звуке слышишь лай, водород не поджигай. опыты веди разумно, водород горит бесшумно.
Водород является хорошим восстановителем. Убедимся в этом на опыте.
Экспериментатор 2 Откроем кран аппарата Киппа и направим водород в пробирку черным порошком оксида меди(II). Реакция восстановления меди идет при нагревании.
Задание: Запишите уравнение реакции происходящего процесса.
CuO + H2 = Cu + H2O
Водород в данном случае – восстановитель: H20 – 2e- = 2H+1
Учитель: - Чтобы запомнить определение восстановителя, применим мнемоническое правило :
Восстановитель — это тот, кто электроны отдает. сам отдает грабителю, злодею-окислителю.
Экспериментатор 1. А теперь давайте посмотрим опыт по распознаванию среды индикатором лакмусом. В 3-х пробирках находятся кислота, щёлочь и вода. Прильём к ним лакмуса. В одной пробирке лакмус стал красным, во второй - синим, в третьей – фиолетовым. Вспомним мнемоническое правило :
Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно. индикатор лакмус синий – щёлочь здесь – не будь разиней. когда ж нейтральная среда – он фиолетовый всегда.
Экспериментатор 2 – В 3-х пробирках находятся кислота, щёлочь и вода Прильём к ним фенолфталеин. Что наблюдаем?Фенолфталеиновый в щелочах малиновый.
Экспериментатор 1 –. В 3-х пробирках находятся кислота, щёлочь и вода. Прильём к ним метиловый оранжевый. Что наблюдаем?Вспомним мнемоническое правило
От щелочи я желт как в лихорадке, краснею от кислот, как от стыда.
И я бросаюсь в воду без оглядки, здесь я оранжевый практически всегда.
Учитель: - А теперь я предлагаю вам в течение 5 мин. попробовать составить мнемонические фразы по запоминанию формулы уравнения Менделеева-Клапейрона
PV = v RT). Вот некоторые из них: Пришла весна начала расти трава.
(Ученики демонстрируют свои варианты)
Учитель: - Мнемоника – это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. И напоследок примите несколько полезных советов:
• Не заучивайте днём – это даёт наименьший эффект. Учите утром или вечером.
• Целесообразнее всего запоминать под вечер и повторять на следующее утро.
• Повторять оптимальнее всего 4 раза: сразу, через 1 час, через 8 часов и, наконец, через сутки.