Любовь Лашина
Внедрение эффективных форм работы детского сада по формированию двигательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В дошкольном возрасте закладываются биологические и социальные компоненты здоровья. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом – седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т. д.) В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Поэтому особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми, которые способствовали бы укреплению здоровья детей, формировали потребность в физкультурной деятельности.
Публикация «Внедрение эффективных форм работы детского сада по формированию двигательной активности детей» размещена в разделах
Я кратко расскажу о следующих направления работы спортивного инструктора в д/с «Алиса» :
1. использование в д/с нестандартного оборудования;
2. разработка и внедрение проектов здоровье сберегающих технологий;
3. пропаганда здорового образа жизни среди родителей и привлечение их к участию в спортивной жизни сада.
Поскольку интерес детей к занятиям физкультурой повышается при использовании различного оборудования, нами, наряду с обычными физкультурными снарядами используется очень много нестандартного оборудования и пособий. В спортивном зале установлен «скалодром» для лазания, «мост храбрости» (качающаяся доска) – для упражнения в равновесии; оборудован «мартышкин дом» - стандартный набор спортивного уголка дополнен нестандартным оборудованием, образующим замкнутое пространство. Он включает в себя: рукоход, две лианы, веревочную лестницу и паутину из волейбольной сетки. «Мартышкин дом» предназначен для комплексного развития физических качеств ребенка. Дети выполняют силовые упражнения, включая висы и упоры; лазание и перелазанье; упражнения на формирование правильной осанки; упражнение на развитие гибкости и т. д. Имеются многочисленные самодельные тренажеры типа: «попрыгунчики» для развития скоростно - силовых качеств ног и формированию правильной техники отталкивания в прыжках с места, «сани» - устойчивая деревянная доска с двойными подшипниками и выемками для рук – прекрасное средство для развития координации движений, «велотренажеры» сделанные из детских велосипедов. Есть в нашем зале и «сухой аквариум» с поролоновым наполнением, предназначен для активизации сенсорного развития детей, снятия мышечного и эмоционального напряжения после физической нагрузки. Разнообразные качающиеся мишени и многочисленные интересные пособия для провидения ОРУ («парашют», «карусель», «солнышко», «темный тоннель» и т. д.)
Материал по использованию нестандартного оборудования и подборка физкультурных тематических занятий по охране и укреплению своего здоровья обобщен в пособии «В стране умных помощников»
Для оптимизации работы по внедрению здоровье сберегающих технологий нами используются разработанные в детском саду проекты, которые обеспечивают формирование у детей осознанного отношения к укреплению и сбережению своего здоровья: «Волшебное яблоко» – проект по охране зрения; «Здоровые ноги – долгая жизнь» - по профилактике плоскостопия; «В здоровом теле – здоровый дух» по дыхательной гимнастике; «Ступеньки к здоровью» - по профилактике осанки и др. Проекты разрабатывались отдельными группами, представлялись на пед. совете. Материалы этих проектов использовались другими группами. Получилось так, что все направления здоровье сбережения имеются на каждой группе в физкультурных уголках.
Наблюдения и беседы с детьми показали, что, как таковой потребности в здоровье у ребенка нет, он воспринимает его как данность. Но у каждого малыша есть огромное желание скорее вырасти. Стать сильным, быть лучшим, превосходить сверстников хоть в чем-то. По этому нами ежемесячно организуются развлечения и игры – соревнования среди старших дошкольников, в которых детям предоставляется возможность для проявления двигательных способностей и удовлетворения здоровых амбиций. Стали традиционными проводимые в «Алисе» тематические дни «День прыгуна», «Праздник скакалки», «Школа мяча», «День легкоатлета». Особенно тщательно готовятся группы к проведению традиционного забега вокруг детского сада в день проведения «Вазовской версточки».
Зарекомендовала себя и такая форма физкультурно-оздоровительной работы, как тематическая неделя в летний период «Неделя нескучного здоровья», включающая в себя множество ежедневных мероприятий игрового и соревновательного характера для каждой возрастной группы с участием специалистов д/с, детей и родителей.
Для каждой возрастной группы составляется отдельное расписание мероприятий на каждый день недели.
Первый день недели начинается с торжественного открытия, по аналогии с открытием «Олимпиады». (В торжественном параде участвуют все группы детского сада, каждая команда выбирает себе название, символику и приветствие, под Российский гимн поднимается флаг)
Дети старшего возраста участвуют в «Празднике Легкоатлета», который включает в себя кросс, соревнования в метании, прыжках в длину с разбега.
В это время дети средних групп участвуют в «Фестивале подвижных игр».
С малышами проводят развлечение с воздушными шарами.
В вечернее время проводится мини-развлечение «Скачет лягушонок».
Со старшими детьми организуются практические занятия по изготовлению султанчиков – «Да здравствуют шуршунчики!».
Узкие специалисты готовят мероприятия по темам: физическая культура, спорт, здоровье. Психологическая служба готовит занятие-тренинг «Путешествие в страну здоровья». Воспитатели по изо-деятельности организуют конкурсы рисования с применением различных методик на темы: «Выше, быстрее, сильнее!», «Догони свой самолет» (дети изготавливают, расписывают и запускают самолетики)
Музыкальные руководители и хореограф вместе с детьми ставят спортивные танцы, организуют всевозможные развлечения и праздники.
Спорт инструкторы берут на себя спортивные развлечения и соревнования, по типу тематических дней: «День скакалки», «День брызгалок», праздник – «Самый спортивный воспитатель».
Заканчивается неделя «Нескучного здоровья» подведением итогов и награждением детей.
Большая работа в детском саду проводится по пропаганде здорового образа жизни среди родителей. Ежеквартально нами проводятся спортивные мероприятия с участием родителей. Такие праздники, как: «Мама, папа, я – спортивная семья», «В автошколе», «Веселая автозаправка», «Вокруг Света» и др.
Нами ведется работа по популяризации различных видов спорта среди родителей через турниры. Ежегодно они с детьми активные участники шашечного турнира. Совместно с гольф-клубом в д/с организуется турнир по мини гольфу для всей семьи. Много положительных отзывов у родителей по поводу участия в туристическом слете, проводимом нами на территории д/с «Алиса» (с элементами спортивного ориентирования). Дети нашего д/с № 203 «Алиса» вместе с родителями участвуют в ежегодных массовых стартах: «Кросс Наций», «Лыжня России», «Лыжный марафон», «Российский Азимут». А также сборная команда д/с – постоянный участник таких соревнований, как: «Юный гимнаст», «Веселые старты», «Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы», проводимых под патронажем спорткомитета Мэрии городского округа Тольятти.
Отлаженная система работы д/с по развитию двигательной активности детей и использование нетрадиционных форм, методов и приемов физкультурно-оздоровительной работы, позволяют достичь высоких результатов в физической культуре и спорте. Ежегодно спортивные школы и секции пополняются выпускниками д/с «Алиса». Результаты диагностики говорят о постоянном росте показателей в развитии физических качеств у детей. Участие родителей в спортивных мероприятиях д/с ежегодно увеличивается на 30% к концу учебного года по сравнению с началом.
Работа д/с «Алиса» по развитию двигательной активности и укреплению здоровья способствует стимуляции самостоятельной двигательной деятельности, которая создает стойкий интерес к физической культуре и положительно влияет на оптимальное развитие ребенка.