Александра Антонова
Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»
«Бережем время -
Бережем себя!»
1. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.
Публикация «Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ в рамках реализации проекта „Бережливый детский сад“» размещена в разделах
Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы деятельности человека : промышленность, банковское дело, здравоохранение и т. д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами.
Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение и, современную организацию рабочих мест. В процессе внедрения принципов бережливого производства планируется по-новому организовать рабочее пространство кабинетов.
В детском саду должны выработать алгоритмы, которые позволят оптимизировать процессы в детском саду.
Большие возможности для оптимизации и эффективного распределения рабочего времени открывают нам Бережливые технологии, которые активно внедряются в нашем саду с 2020 года.
Нами была создана рабочая группа и план мероприятий проекта по Сберегающим технологиям.
2. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования Нижегородской области является полноправным участником проекта «Бережливый регион».
Бережливые технологии – это эффективное управление временем всех участников образовательного процесса.
Всё больше детских садов присоединяются к этому проекту.
3. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
Основанием для внедрения бережливых технологий в ДОО стали нормативные документы:
• Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №2926 от 27.12.2018 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению бережливых технологий в систему образования Нижегородской области на период 2018-2021годы»;
• Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №1808 от 14.08.2018 «О внедрении бережливых технологий в системе образования Нижегородской области»;
• Приказ управления образования администрации городского округа город Шахунья №357 от 10.09.2019 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению бережливых технологий в систему образования городского округа город Шахунья Нижегородской области на период 2019-2021 годы».
4. Цель и задачи педагогической деятельности.
Цель проекта : внедрение принципов «Бережливого производства» в практику работы детского сада с целью повышения эффективности образовательной деятельности и улучшения качества услуг в ДОУ.
Задачи:
• повышение эффективности организации образовательной деятельности ДОУ ;
• повышение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг;
• освобождение времени для самообразования и творчества;
• повышение удовлетворенности педагогов
Ожидаемые эффекты:
• оптимизация и визуализация текущих процессов в детском саду;
• исключение из них ненужных избыточных действий педагогов;
• эффективное использование времени педагогов.
5. Ведущая педагогическая идея
Использование принципов бережливого производства в деятельности детского сада будет способствовать повышению эффективности работы и улучшению качества предоставляемых услуг и улучшение выполняемой работы и затраты времени на нее.
6. Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий:
• применение визуализации.
• повышение информированности.
• стандартизация ежедневных операций.
• рациональная организация рабочих места.
Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. "Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних; "соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; "содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; "стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и "совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
Организация рабочего места воспитателя ДОО
1. Стандартизация.
Воспитателю ДОО приходится работать за письменным столом. Его рабочее место должно быть специализировано для выполнения функций, согласно должностной инструкции: оформления соответствующих документов, подготовке отчетов и т. п.
• Размещение всех предметов оснащения рабочего места воспитателя должно наилучшим образом отвечать своему назначению и обеспечивать при этом выполнение основных и вспомогательных работ с наименьшими затратами труда.
• Рабочее место должно быть оборудовано специализированной мебелью и соответствовать действующим стандартам, нормам и правилам.
• На рабочем месте должны находиться аптечка первой медицинской помощи.
2. Совершенствование.
• Рабочее место воспитателя (групповое помещение,
место для работы с документами – собственно рабочая зона).
• Оборудование пространства группового помещения должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, оно должно быть безопасным, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно. В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона.
• Размещение всех предметов оснащения кабинета воспитателя должно наилучшим образом отвечать своему назначению и обеспечивать при этом выполнение основных и вспомогательных работ с наименьшими затратами труда.
• Рабочее место должно быть оборудовано специализированной мебелью и соответствовать действующим стандартам, нормам и правилам.
• Правильная планировка рабочего места позволяет устранить лишние трудовые движения и непроизводительные затраты энергии, эффективно использовать производственную площадь при обеспечении безопасных условий труда.
• Грамотный дизайн пространства не только настроит на деловой лад, но и сбережет здоровье.
• Рабочее место должно быть комфортным и достаточно освещённым, лучи света не должны попадать прямо в глаза.
• Озеленение помещений, являющееся декоративным элементом интерьера, улучшает состав воздуха, уменьшает нервно-психическую и зрительную утомляемость. Это особенно важно для условий умственного труда.
3. Сортировка.
Проектируя рабочее место нужно предусмотреть комплексное оснащение этого места необходимыми средствами труда.
• Ничто не должно отвлекать от работы, ничто не должно вредить здоровью.
• Рабочий стол может быть любой конструкции, отвечающей современным требованиям эргономики и позволяющей удобно разместить на рабочей поверхности оборудование с учетом его количества, размеров и характера выполняемой работы.
• На столе должны находиться только те предметы, которые нужны для работы. Они должны быть расположены с учетом характера работы:
- Ящики стола следует оборудовать приспособлениями для удобного расположения папок. Желательно, чтобы на каждой папке была карточка с перечнем содержимого папки.
• Для канцелярских принадлежностей на столе должны быть предусмотрены специальные органайзеры.
• Во вспомогательном секторе кабинета расположены специальные шкафы для хранения папок с документами и вспомогательной литературой:
- Для хранения специальной, справочной литературы и документов справочных материалов, в частности, инструкции, нормативно-методические документы, должен быть шкаф. На дверце шкафа должен быть указатель материалов или картотека.
4. Содержание в чистоте.
• По окончанию работы необходимо убирать свое рабочее место.
5. Соблюдение порядка.
• Правильно организованное рабочее место позволит не только сделать работу эффективной, но и избежать возможных проблем со здоровьем.
• Хорошая организация рабочего места означает в первую очередь правильное расположение компонентов:
- Обеспечить наличие всех компонентов рабочего места.
В целях снижения затрат времени на подготовку соответствующей документации рабочее место кабинета оснащено компьютером.
Постарайтесь держать на столе только необходимые предметы. Минимализм повышает сосредоточенность на процессе.
План мероприятий по реализации проекта.
№ п/п Краткое описание проблемы Мероприятие по решению Срок Ожидаемый результат Информация по исполнению мероприятия
1 Оптимизация рабочего места педагогических работников Неоптимальное использование рабочего времени и места педагогами 19-25января 2021г Сокращение потери рабочего времени педагогов Составлен хронометраж рабочего времени педагога на сокращение потери времени.
25-15февраля 2012г Сокращение потери времени при готовности педагога к занятиям, мероприятиям с воспитанниками. Имеется в группе оргтехника (ноутбук).
Создание алгоритма работы с электронным вариантом документа «табеля посещаемости воспитанников».
Маркировка папок с документами разным цветом для того чтобы легче найти необходимый документ. 17-22марта 2021г Сокращение потери времени в заполнении документа в электронном виде. Создан алгоритм работы с электронным вариантом документа «табеля посещаемости воспитанников».
17-22марта 2021г Сокращение потери времени в подготовке к важным мероприятиям и событиям, рабочим моментам.