Галина Бородина
Консультация для родителей «Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в нашей стране замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины: недостаточная двигательная активность, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушения режима питания и отдыха в детском саду и дома.
Публикация «Консультация для родителей „Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Плоскостопие. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Плоскостопие - статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Нередко плоскостопие бывает одной из причин нарушения осанки. Дети, страдающие плоскостопием, не могут долго стоять и ходить, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине.
Причинами развития плоскостопия обычно бывают :
- раннее вставание и ходьба,
- слабость мышц стоп,
- чрезмерное утомление мышц стоп в связи с длительным пребыванием на ногах,
- избыточный вес,
- неудобная обувь,
- ряд заболеваний (например, перенесенные рахит, полиомиелит,
- травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, подвывихи, переломы) и т. д.
Плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.
При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляется в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая.
В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами. Не следует также разрешать детям ходить дома в излишне - теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связки стопы, способствует развитию плоскостопия. Тапочки и кеды с плоской, резиновой подошвой только способствуют плоскостопию.
Для предупреждения плоскостопие необходимо с раннего возраста детям предлагать специальные упражнения (в игровой форме) для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке. Желательно приобрести дорожку массажер, по которой ребенок мог бы походить дома. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.
Желательно, ежедневно проводить с детьми умеренные упражнения мышц ног и стоп : ходьбу на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10 - 25 мин, в зависимости от возраста. Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем.
Картотека игровых упражнений с родителями для предупреждения развития плоскостопия у детей
«Забавный балет»
Встаньте с ребенком на коврик напротив друг друга, ноги расставьте, возьмитесь за руки. Поднимитесь на носочки, досчитайте до трех, опуститесь на всю стопу. Выполните упражнения 3-4 раза, стоя на месте, затем – делая небольшие шаги вправо-влево, после этого на носочках походите по кругу хороводом. Напоминайте ребенку, что спинку нужно держать прямо, подбородок не опускать.
«Едем-едем-едем на велосипеде»
Мама и ребенок садятся на коврик напротив друг друга на небольшом расстоянии. Руки ставят за спину с упором в пол. Стопами своих ножек ребенок упирается в стопы мамы. Мама и ребенок выполняют поочередные движения, имитируя езду на велосипеде (колени движутся от себя - к себе). Сначала движения выполняются в медленном темпе, а затем в более быстром. Необходимо следить, чтобы стопы малыша были всегда плотно прижаты к стопам мамы.
«Поможем маме»
На коврике рассыпаются карандаши, фломастеры, кусочки ткани, пластмассовые крышки от пластиковых бутылок, фантики и др. Папа и ребенок садятся на коврик или на стульчики друг напротив друга, между ними на пол ставится коробочка. Папа предлагает малышу помочь маме прибраться в комнате. Все предметы с ковра необходимо собрать
в коробочку, захватывая их пальчиками ног. Руками помогать нельзя! Движения выполняются поочередно обеими стопами. По мере освоения игрового упражнения сбор предметов можно выполнять из положения стоя, передвигаясь по коврику небольшими шагами.
«Мы – строители»
Ребенок и папа располагаются на коврике друг напротив друга, опираясь руками на коврик позади себя. Между ними в произвольном порядке рассыпаются детали от конструктора (кубики, кирпичики, цилиндры и т. д.). Папа и малыш по очереди, захватывая стопами одну деталь конструктора за другой, пробуют выполнить какую-либо постройку (башню, домик и т. п.). Необходимо отметить, что в процессе выполнения упражнения в работу включаются не только мышцы ног и стоп, но и мышцы брюшного пресса. Если ножки у ребенка устанут, рекомендуется предложить ему встать и походить по полу.
«Почтальон принес письмо»
Папа и малыш садятся на коврик друг напротив друга, руки за спиной в упоре сзади, ноги согнуты в коленях. Ребенку дается конверт из плотной бумаги, который он захватывает большим и указательным пальцами ноги и затем, выпрямляя ножку, передает его папе. Папа, выполняя те же движения, передает конверт обратно ребенку. При передаче конверта рекомендуется поочередно менять ноги (правая - левая).
«Большая птица»
Мама и ребенок становятся на коврик на небольшом расстоянии друг от друга. Сначала мама предлагает малышу показать, какие большие у птицы крылья, как она взмахивает ими вверх-вниз. Затем показывает малышу, как птица летит: мама становится на одну ногу, туловище наклоняет вперед, другую ногу приподнимает вверх, руки ставит в стороны - назад. Необходимо стремиться, чтобы отведенная нога образовывала одну линию с выпрямленной спиной. После мамы то же движение выполняет ребенок. Опорную ногу не сгибать, смотреть вперед. Когда упражнение будет освоено, ребенок может попробовать выполнить упражнение, приподнимаясь на носок опорной ноги и затем опускаясь на всю стопу.
«Шагаем по дорожкам»
Ребенок вслед за мамой повторяет следующие движения:
• ходьба босиком приставным шагом по толстому шнуру, ставя ногу серединой стоп на шнур;
• ходьба по коврику с нашитыми на него пуговицами разного размера. Ногу ставить на коврик плотно;
• ходьба по коврику с нашитыми на него полыми корпусами от фломастеров.
Ходить по коврику следует скользящим шагом.
Давайте вместе будем бороться за здоровье наших детей