Тамара Цыпкина
Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников»
Я выбрала данную тему исследования, т. к. мне стало интересно почему в наш век научно-технического прогресса наряду с положительными последствиями, такими как улучшение уровня жизни, массовой компьютеризацией, облегчением многих процессов как бытовых, так и многих других, труда, например, с каждым годом в наш детский сад поступает все больше болеющих, ослабленных и имеющих значительные проблемы со здоровьем детей.
Публикация «Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
После глубокого изучения данного вопроса я выяснила, что одной из актуальнейших проблем и предметом первоочередной важности не только в отдельно взятом детском саду, нашей стране, но и в мире в целом остается здоровье детей, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Забота государства о здоровье населения, большой процент больных детей (согласно исследованиям НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, несовершенство законодательных актов, - все это подтолкнуло к созданию ФГОС - нового стандарта, направленного на развитие дошкольного образования в Российской Федерации.
Основная задача детских садов-создать условия, при которых дети развиваются. Ребенку должен быть интересен весь педагогический процесс, что способствует полноценному проживанию дошкольного возраста, развитию и в последствии ребенок мотивированным переходит на следующую ступень образования.
В современной научно-методической литературе мы можем найти немало рекомендаций по организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Однако не во всех детских садах имеются условия для правильной организации этой работы, не все педагоги имеют достаточную подготовку в области формирования у дошкольников навыков основных движений.
Основываясь на анализе научно-методической литературы, мы формируем следующие противоречия:
-между требованиями, предъявляемыми обществом и государством к здоровью ребенка и слабостью здоровья современного дошкольника;
-между необходимостью воспитания физически подготовленного ребенка и недостаточным методическим обеспечением данного процесса в ДОУ.
В связи с этим, возникает проблема в условиях организации утренней гимнастики, которая должна способствовать формированию навыков ходьбы и бега.
Ребенок ведет малоподвижный образ жизни, практически не играет на дворе, в спортивные игры, проводит все свое свободное время у экрана телевизора или компьютера. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин.
Согласно Федеральным Государственным Требованиям, одна из задач образовательной области «Физическая культура» - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
Овладение изучалось многими исследователями. Наиболее полная характеристика формирования навыков основных движений была дана
А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаевой «Основные движения» — это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.
Формировать навыки основных движений следует начинать уже с младшего дошкольного возраста. Одним из средств формирования навыков основных движений в дошкольном возрасте является утренняя гимнастика. Так как в нашей работе в роли испытуемых выступает младший дошкольный возраст, то приоритетом утренней гимнастики будет наличие сюжета.
Цель исследования: изучение влияния утренней гимнастики на закрепление навыков ходьбы и бега у младших дошкольников и разработки серии комплексов утренней гимнастики сюжетного характера.
Объект исследования: процесс закрепления навыков ходьбы и бега у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетная утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели в исследовательской работе, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной теме с целью определений понятий «гимнастика», «ходьба», «бег», и выявления основных методов обучения навыкам ходьбы и бега детей младшего дошкольного возраста.
2. Диагностировать исходный уровень развития навыков ходьбы и бега младших дошкольников.
3. Разработать комплексы сюжетной утренней гимнастики для закрепления навыков ходьбы и бега детей младшего дошкольного возраста и апробировать их в младшей группе.
4. Определить эффективность влияния утренней гимнастики на закрепление ходьбы и бега у младших дошкольников
Гипотезу можно сформулировать следующим образом: мы предполагаем, что уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников можно повысить, если использовать утреннюю гимнастику, при условии ее сюжетного характера.
Наша работа состоит 2 частей.
В первой части на основе анализа работ ученых приводится характеристика основных движений, изучается роль утренней гимнастики, как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, проводится анализ условий для закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников.
Более подробно с данным материалом можно будет ознакомится на страницах 5-10 диплома.
Вторая часть посвящена опытно экспериментальной работе с детьми младшего дошкольного возраста
Для проверки, выдвинутой нами гипотезы был проведён сравнительный педагогический эксперимент, который проходил на ГБДОУ №-114 Центрального района города Санкт-Петербурга и включал в себя три этапа.
На первом – констатирующем этапе нам нужно было определить уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников.
Из всего многообразия тестовых заданий мы выбрали методику диагностики Ноткиной Н. А.
Ходьба всей группы с изменением направления.
Методика диагностики: наблюдение во время утренней гимнастики или физкультурного занятия.
1 уровень- уверенное выполнение заданий без ошибок
2 уровень- уверенное выполнение заданий, но с ошибками
3 уровень- не выполняет задание
Бег на 10 метров
Методика диагностики: отсчет времени бега начинается после пробегания ребенком двух трех метров до линии старта.
1. уровень - М менее 2,4 сек. Д менее 2,6 сек
2. уровень – М 3,3-2,3 сек Д 3,4 -2,6 сек
3. уровень – М более 3,4 сек. Д более 3,5 сек
Для проведения экспериментальной работы мы выбрали группу детей. Критериями выбора детей являлись:
- отсутствие хронических заболеваний;
- хорошая адаптация к дошкольному учреждению;
- физическое развитие в соответствии с возрастом
Таким образом, проведенная в октябре диагностика показала не высокий уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников. Поэтому с детьми необходимо проводить дальнейшую работу по развитию различных видов ходьбы и бега через организацию проведения сюжетных утренних гимнастик.
На основе полученных результатов мы спланировали работу формирующего этапа эксперимента.
В начале мы проанализировали содержание отобранного материала, скомпоновали, сочинили такие сюжеты, чтобы вызвать у детей интерес к происходящему. Тематика была выбрана с учетом кругозора детей 4 года жизни. Совместно с родителями проводили вечера загадок, сказок, создавали игровые ситуации, мобилизировали личный опыт детей, совместно рассматривали иллюстрации к сказкам и мультфильмам. В результате проделанной работы мы составили план работы начиная хорошо известных детям несложных сказок как по замыслу, так и по тексту.
Постепенно мы вводили новые, способствующие развитию различных видов ходьбы и бега, до этого неизвестные сюжеты утренних гимнастик. В процессе проведения которых дети не только формировали навыки ходьбы и бега, а также приобщались к фольклору, сказкам, узнавали много нового о погодных явлениях, профессиях, временах года
Таким образом, подобранные для эксперимента комплексы сюжетных утренних гимнастик давали детям возможность сформировать навыки ходьбы и бега в игровой, сюжетной форме
По истечению шести месяцев мы провели повторные тесты по Н. А. Ноткиной. Анализируя результаты контрольного эксперимента, мы видим, что уровень развития навыков бега у детей младшего дошкольного возраста существенно повысился при использовании сюжетной утренней гимнастики.
Результаты показали положительную динамику в формировании навыков ходьбы и бега у детей младшего возраста, что подтверждает нашу гипотезу о том, что уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников можно повысить, если использовать утреннюю гимнастику, при условии ее сюжетного характера.
Наша работа с детьми на этом не закончена, т. к. формирование двигательного навыка длительный процесс. Родители, наблюдая положительную динамику в развитии детей стали больше доверять воспитателю, дети с радостью и улыбками идут в сад, предвкушая новые игры и развлечения. Я получила огромное удовольствие от работы и возможности поделится полученным продуктом в виде комплексов утренних гимнастик с товарищами, сотрудниками и родителями.
Планирую продолжить работу по формированию навыков ходьбы и бега у младших дошкольников, делиться имеющимся опытом с заинтересовавшимися. В настоящее время изучаю новую методическую литературу, методические разработки с целью поиска интересных форм и методов работы.