Наталья Титова
Влияние семейной микросреды на эмоциональное благополучие детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование человека как личности – процесс социальный в самом широком смысле. Уже младенец развивается как существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, но и как его источник. Со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых развивается, переплетается с другими отношениями в связи с развитием самого ребенка.
Темочки:
В дошкольные годы ребенок овладевает новыми, достаточно сложными видами деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, вступает в новые формы общения со взрослыми (внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное). Все это имеет принципиально важное значение для качественных изменений в психическом развитии ребенка, особенно ее эмоциональной составляющей.
Эмоциональное благополучие – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственное эмоциональное отношение. Эмоциональное благополучие (неблагополучие) является субъективной характеристикой для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия личности являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Основная цель воспитания и образования эмоционального благополучия дошкольника - создание условий для личностного роста, успешной социально-психологической адаптации каждого ребенка.
В работах Г. Г. Филипповой эмоциональное благополучие представлено как показатель оптимальности общего развития ребё нка и его психического здоровья через следующую структуру: эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения; переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта, переживание успеха – неуспеха в достижении целей, переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними, переживание оценки другими результатов активности ребёнка [2].
Значительное влияние на формирование эмоционального благополучия ребенка оказывает его ближайшее окружение, в частности, семейная микросреда. Особая значимость семейной микросреды в формировании эмоционального благополучия детей 4-5 лет объясняется в большой степени тем, что самостоятельность детей этого возраста относительна, благополучие и сама их жизнь зависят от заботы и помощи воспитывающих взрослых людей. Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индивидуальные отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).
Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их любознательность.
«Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.
Отмечено различие в личностных качествах в поведении детей дошкольного возраста «авторитарных» и «демократических» родителей. Дети из «демократических» семей чаще проявляют стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма, обнаруживают больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях. Благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям) сочетаются с высоким социометрическим статусом ребенка среди сверстников [1, с. 35].
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.
Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или непроявление) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство полной защищенности.
Эмоциональное благополучие ребенка в семье обеспечивают родители, которые создают атмосферу эмоционального комфорта в семье, с уважением относятся к личности ребенка, поддерживают и развивают его «Я»; помогают обрести уверенность в себе и своих силах; учат положительным эмоциям.
Для выявления эмоционального самочувствия детей 4-5 лет в семье использовался тест «Рисунок семьи» (автор Г. Т. Хоментаускас). На основании тестирования материалы исследования интерпретировались по 5 симптомокомплексам: благоприятная семейная ситуация, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности в семейной ситуации, враждебность в семейной ситуации.
На основании проведенного исследования были выделены три уровня эмоционального самочувствия детей 4-5 лет в семейной микросреде :
• высокий уровень – отношения с родителями построены на взаимном признании и уважении, присутствует благоприятный климат в семье. Родители принимают ребенка таким, какой он есть; признают его индивидуальность; одобряют его интересы; поощряют самостоятельность, дошкольник чувствует поддержку взрослых;
• средний уровень – в целом характерен ровный эмоциональный фон в семье, родители стараются поддерживать ребенка, вникать в его интересы, но вместе с тем склонны раздражаться, срывать на ребенке свои эмоциональные состояния, они не всегда приветствуют самостоятельность ребенка и предоставляют для этого условия;
• низкий уровень – характерно эмоциональное неблагополучие ребенка в семье, родители мало занимаются дошкольником, не интересуются его успехами, занятые своей жизнью, не контролируют режим дня детей, их развитие, не умеют организовывать детский труд и отдых, что существенно обедняет жизнь дошкольников эмоционально и духовно, часто в семье устанавливаются жесткие дисциплинарные рамки.
Проведенное исследование показало, что большую группу составили дошкольники с высоким уровнем эмоционального самочувствия в семейной микросреде. В то же время достаточно высок процент детей относящихся к среднему (25%) и низкому (20%) уровню эмоционального самочувствия.
В связи с этим, необходима целенаправленная работа по улучшению эмоционального микроклимата в семьях дошкольников через организацию взаимодействия педагогов с родителями с учетом дифференцированного подхода.
Литература
1. Гоношенко, Н. И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим / Н. И. Гоношенко // Психолог в детском саду. - 2005. - № 4. – С. 34.
2. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: учебное пособие / Г. Г. Филиппова. — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.