Лучший педагог года

Влияние русской классической музыки в формировании музыкальной культуры дошкольников

Любовь Чунтонова
Влияние русской классической музыки в формировании музыкальной культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.

Публикация «Влияние русской классической музыки в формировании музыкальной культуры дошкольников» размещена в разделах

Музыка, формируя музыкальное мышление способствует общему интеллектуальному развитию. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с музыкальным развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Если каждое занятие будет вызывать активное, заинтересованное отношение детей к произведениям музыкальной классики, если целенаправленно, творчески подходить к проблеме привлечения детей к классической музыке, это приведёт к воспитанию у детей музыкальной культуры и познавательного интереса к классической музыке, что предопределит более высокий общий культурный уровень воспитуемых детей.

Знакомство детей с музыкой русских классиков ХІХ века

(Чайковский, Глинка, Бородин, Римского-Корсаков)

XIX - нач. XX в. - это время могучего подъема русской музыки. Она обогащается прекрасными творениями Глинки и Чайковского, Бородина и Римского-Корсакова и поднимается до высот мировой культуры.

Как можно раньше детей нужно познакомить с творчеством основоположника русской классической музыки - Михаила Ивановича Глинки. В программу можно включить его польки, которые доступны для слушания детьми 3-4 лет. Нужно познакомить детей с прекрасной песней "Жаворонок", обращая внимание на глубокую, нежную мелодию и мягкий, спокойный гармонический фон ее сопровождения.

Детей нужно познакомить с фрагментами из оперы "Руслан и Людмила", одной из самых совершенных созданий, полной силы и бодрости, стремительной и динамичной "Увертюрой" к опере, затейливыми, прихотливыми мелодиями "Восточных танцев" и воплощением холодной и сковывающей силы "Маршем Черномора". В опере большое место занимают восточные танцы. Их исполняют невольники и невольницы злого Черномора. Всех танцев три. Они распределены по принципу контрастности. Турецкий танец плавный, мерный, полный восточной неги. Арабский танец контрастен турецкому. Он насыщен горячим восточным темпераментом. Третий танец - "Лезгинка". Он особенно темпераментный и стремительный. При организации слушания "'Восточных танцев" из оперы педагог может дать эти пояснения детям. Знакомя детей с фрагментами из оперы "Руслан и Людмила", нужно обязательно использовать поэму А. С. Пушкина, иллюстрируя отрывки из нее замечательной музыкой Глинки.

Детям 6 лет вполне доступны для восприятия известные симфонические произведения М. И. Глинки: его знаменитая "Камаринская" - фантазия на тему двух русских песен, незабываемый по красоте и изяществу "Вальс-фантазия" и по-испански темпераментная "Арагонская хота".

При проведении музыкальных занятий по слушанию "Камаринской" педагог должен обратить внимание детей, что в основу этого произведения положены две народные песни, много раз слышанные Глинкой: протяжная свадебная песня "Из-за гор, гор высоких" и плясовая "Камаринская". Песни эти очень различны по характеру: одна звучит спокойно, размеренно и величаво, другая - бойко и задорно. Нужно обратить внимание детей, что написать "Камаринскую" так живо и красочно, как это сделал Глинка, мог только композитор, знавший песни такими, какими они живут в народе. Богатство оттенков звучания, свойственное оркестру, дало возможность раскрыть образы этих песен, превратить их в целую музыкальную картину.

При организации слушания "Вальса-фантазии" Глинки дети сразу отметят, прежде всего, его удивительную красоту и певучесть. Педагог должен обратить их внимание на изящество, нежность мелодии вальса, так выделяющей его из обычных произведений танцевальной музыки. В произведении Глинки вальс превратился из бального танца в музыкальную "поэму танца".

Творчество одного из выдающихся представителей мирового музыкального искусства Петра Ильича Чайковского должно быть обязательно представлено детям дошкольного возраста. Его "Детский альбом" - настольная книга для слушания музыки детьми. Пьесы его доступны для исполнения самими маленькими детьми, они ярки и разнообразны. Уже в 3-4 года детей можно познакомить с "Болезнью куклы", а в 4-5 лет с "Маршем деревянных солдатиков". В этом возрасте любимая игрушка девочек - кукла, которую они ''кормят, одевают, укладывают спать". Им очень близка пьеса "Болезнь куклы". Мальчики любят играть в солдатики, и им по душе будет "Марш деревянных солдатиков". Слушать пьесы из "Детского альбома" рекомендуется, сгруппировав их по циклам. В 4-5 лет можно предложить для слушания песни из "Детского альбома" (старинная французская, немецкая, итальянская, неаполитанская, затем - танцы (вальс, полька, мазурка). В 6 лет следует познакомить детей с пьесами из "Детского альбома", которые требуют развернутой беседы с ними по поводу прослушанной музыки. Это пьесы "Утреннее размышление", "Мама", "Нянина сказка", "Баба Яга", "Сладкая греза" и др.

В 5-7 лет детей уже можно знакомить фортепианным циклом "Времена года".Детям можно рассказать предысторию создания этого цикла. В 1876 году издатель одного из журналов предложил Чайковскому ежемесячно писать для музыкального приложения журнала по одной пьесе, посвященной тому месяцу, в какой она печаталась. Чайковский дал согласие на это. Но, чтобы не пропустить положенного срока отправки музыкальных пьес в редакцию, он поручил своему слуге напоминать об этом. "Петр Ильич, пора посылать в Петербург", - аккуратно раз в месяц говорил слуга, и Чайковский в один присест писал пьесу для журнала. Пьесы из "Времен года" пользовались такой огромной популярностью, что вскоре все 12 пьес были изданы отдельным сборником. Каждая из пьес цикла - небольшой вдохновенный рассказ о русской жизни, о природе, о тех чувствах, которые природа вызывает у человека. Особенно правдиво выразил Чайковский настроения, связанные с приходом весны. Образам весеннего пробуждения природы посвящены в цикле пьесы: "Песня жаворонка" (Март, "Подснежник" (Апрель) и "Белая ночь" (Май). Пьеса "Песня жаворонка" по характеру музыки близка "Жаворонку" Глинки. Те же легкие трели, похожие на птичье щебетанье, тот же характер мелодии, напев которой словно льется в весеннем воздухе, улетая ввысь навстречу голубому небу. К каждой пьесе Чайковский подобрал соответствующий эпиграф из стихотворений русских поэтов.

Летним месяцам посвящены пьесы "Баркарола" (Июнь, "Песня косаря" (Июль) и "Жатва" (Август). В противоположность "Баркароле", рисующей душевное состояние человека, очарованного красотой летней ночи, "Песня косаря" и "Жатва" связаны с бытом, с картинами труда и веселья русских людей. Осень Чайковский любил, по его словам, "'почти так же, как весну", особенно приводило его в восхищение осеннее убранство деревьев. Такое сильное любовное чувство к красотам осенней природы отразилось в музыке композитора, в чудесных звуках "Осенней песни" (Октябрь). Мелодия этой пьесы полна печали и глубокого раздумья. Среди "осенних" пьес особенно широко известна пьеса "На тройке" (Ноябрь). Образы этой пьесы связаны с представлениями о бесконечных далях, дорогах, русских тройках с бубенцами, песнях ямщиков. Зимнее время года представлено в цикле пьесами "Святки" (Декабрь). "У камелька" (Январь, "Масленица" (Февраль). Наиболее популярна пьеса "Декабрь". Пьеса написана в излюбленном Чайковским ритме вальса.

Важно также познакомить детей с произведениями корифея русской оперной музыки - Николая Андреевича Римского-Корсакова. Жанр оперы занимает основное место в творчестве этого композитора. Большинство опер Римского-Корсакова сочинены на сказочные сюжеты, поэтому музыка из этих опер близка и понятна детям. Довольно рано детей можно познакомить с фрагментами из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка". Так для хора птиц композитор использовал народную песню, а песню Леля сопровождают подлинные наигрыши на пастушьем рожке. Прекрасный музыкальный материал по слушанию музыки содержит опера Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" ("Три чуда", ария царевны-лебеди, полет шмеля).

Ярким и самобытным произведением Римского-Корсакова является опера "Садко". Привлекая внимание детей к музыке "Океан-море синее" из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко", педагог может рассказать им о том, что он не только сочинял музыку, но и был морским офицером, поэтому часто путешествовал. Николай Андреевич очень любил море. Можно задать детям вопрос: "А каким он передал его в своем произведении?" Пусть дети дадут словесную оценку этой музыке. Педагог может дополнить их высказывания. Композитор мастерски изображает величественную картину моря: вначале море спокойно, величаво, потом оно начинает волноваться, волны усиливаются, море бушует, а после снова затихает. Средствами симфонического оркестра композитор рисует эту картину.

Александр Прокофьевич Бородин известен прежде всего как автор оперы "Князь Игорь" на сюжет "Слова о полку Игореве". Педагог должен познакомить детей с сюжетом оперы. В ней рассказывается о событиях двенадцатого века в Киевской Руси. Уже в 6-7 лет детям может быть предложена для слушания ария князя Игоря "О дайте, дайте мне свободу"'. В арии раскрывается смелый, доблестный воин, который рвется вновь в сражение за родную землю, и в то же время - это человек с нежным, любящим сердцем.

Половецкие песни и пляски представляют собой классический образец танцевально-хоровой сцены, основанной на музыке народов Востока. При организации слушания этой замечательной музыки можно предложить детям передать то, что они чувствуют при ее звучании. Затем педагог может раскрыть содержание "Половецких плясок". Тихий южный вечер. Под звездным небом шатры. Вот появляются девушки-невольницы. Звучит томная, задумчивая песня, которая сопровождается легким, плавным танцем. В песне выражается тоска девушек по дальней родине, а в танце возникает образ бескрайнего родного приволья: "Улетай на крыльях ветра ты в край родной, родная песня наша". После танца девушек возникает дикая, воинственная пляска мужчин. Мелодия ее суровая, стремительная. Своими интонациями она напоминает лезгинку. Пляска мужчин сменяется общей танцевальной сценой, сверкающей, полной стихийной силы.

Модест Петрович Мусоргский вошел в историю русской музыкальной культуры как один из крупнейших и самобытных композиторов XIX века. Детей нужно познакомить с отдельными произведениями вокального цикла Мусоргского "Детская". Эти произведения доступны для восприятия детьми уже с 4-х лет. Детей 5-7 лет нужно познакомить с отдельными фортепианными миниатюрами М. Мусоргского из цикла "Картинки и выставки".

Талантливый русский композитор Анатолий Константинович Лядов создал интересные и своеобразные музыкальные сочинения. Детей, прежде всего, нужно познакомить с его известной фортепианной пьесой "Музыкальная табакерка". При характеристике этого произведения педагог должен обратить внимание детей на большую изобретательность композитора, который очень тонко и остроумно воспроизводит размеренное звучание маленького механизма, отзванивающего изящный, наивный и незатейливый вальс. Эта пьеса отличается однообразным ритмом и "стеклянной" звучностью и создает полное впечатление сказочного, таинственного очарования. Она понятна детям уже с 4-х лет.

Л. Лядов обращался в музыке к сказочным сюжетам. Детей нужно познакомить с двумя программными симфоническими произведениями композитора "Баба Яга" и "Кикимора". Они близки между собой по сюжету, поскольку оба эти образца воплощают злое начало. С коварными проделками Бабы Яги дети знакомы по многим русским сказкам, а вот с образом Кикиморы желательно познакомить до прослушивания симфонической картины "Кикимора".

Творчество русского композитора Александра Тихоновича Гречанинова тесно связано с традициями русской музыкальной классики. Наибольший интерес в творчестве Гречанинова представляют собой музыкальные произведения, написанные для детей. Широко известен его фортепианный цикл "Детский альбом", с которым можно познакомить детей уже с 3-х лет.

Русская классическая музыка ХХ века

(Рахманинов, Прокофьев, Дунаевский и др.)

Имя Сергея Васильевича Рахманинова занимает одно из первых мест в истории русской музыкальной культуры. Дети любят популярную "Итальянскую польку" Рахманинова, которая доступна им уже с 4-х лет.

Одним из выдающихся композиторов XX века является Сергей Сергеевич Прокофьев. Немало музыкальных произведений написано им специально для детей. Среди них цикл фортепианных пьес "Детская музыка" и симфоническая сказка "Петя и волк". В последнем произведении дети знакомятся в остроумной и живой образной форме с различными музыкальными инструментами. В более позднем возрасте следует познакомить детей с фрагментами из балетов Прокофьева "Золушка".

Всесторонне одаренный композитор и музыкант Самуил Моисеевич Майкапар известен как автор фортепианных пьес для детей и юношества. Большую популярность завоевал цикл миниатюр "Бирюльки". С отдельными пьесами из этого цикла можно знакомить детей уже с 3-х лет.

Выдающийся композитор Анатолий Николаевич Александров написал немало произведений для детей. Замечательная детская музыка композитора веет оптимизмом и солнечной улыбкой. Одна из его чудесных детских пьес - "Новогодняя полька", которая вполне доступна для восприятия детьми 3-4 лет.

Александр Федорович Гедике - крупный органист, композитор, пианист и педагог. Среди пьес, созданных им для детей, настоящей "жемчужиной" является "Сонатина". Слово "Соната" дети должны узнать как можно раньше. Как и в жизни, в сонатной форме обязательно должны действовать противоположные чувства: добро и зло, любовь и ненависть и т. д.

В сонатине А. Гедике в миниатюре происходит все, что характерно для сонатной формы. Первая тема (первые четыре такта) - решительная и требовательная. Это может быть тема мальчика-драчуна. Вторая тема (последующие четыре такта) - ласковая и нежная. Не трудно представить, что она принадлежит девочке. Следующие четыре такта-разработка. Обе темы "спорят", "ссорятся". Затем - реприза, в которой звучат обе темы, но уже примиренные. В последней строчке сонатины (заключение-кода) наступают мир и согласие. ("Будем дружно жить, играть и дружить"). Так можно объяснить содержание "Сонатины" А. Гедике. Однако не следует навязывать детям именно такое содержание данного произведения, пусть они сами пофантазируют и представят тот образ, который им подсказывает музыка.

Замечательно творчество композитора Исаака Осиповича Дунаевского, который является классиком советской песни. С этой музыкой можно знакомить детей, начиная с 5-летнего возраста. Любимым для детей стал "Марш" из кинофильма "Веселые ребята". Жизнерадостна и оптимистична егозыка к кинофильму "Цирк" ("Песня о Родине", "Колыбельная", "Марш", "Лунный вальс", а "Увертюра" из фильма "Дети капитана Гранта" сродни классическим образцам. Произведения Дунаевского, праздничные и звонкие, задумчивые и мечтательные, утверждающие всегда радость жизни, стали любимыми детьми всех возрастов.

С творчеством выдающегося композитора XX века Арама Ильича Хачатуряна можно знакомить детей уже с трех лет. Они очень любят слушать пьесы из его "Детского альбома". Прекрасным музыкальным материалом для слушания детьми являются фрагменты из балета Хачатуряна "Гаяне" и "Спартак".

Важное место в творчестве выдающегося композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского занимает детская тема. При организации слушания его произведений педагог должен обратить внимание на чрезвычайную популярность его фортепианных пьес для детей, которые играют маленькие музыканты во всех странах мира. Эти произведения доступны детям, начиная с 3-летнего возраста. Детям адресованы "Детская тетрадь" (для начинающих музыкантов) и "Танцы кукол" (фрагменты из балетных сюит композитора). Детям нужно самим предложить нарисовать выразительные средства музыки в процессе ее слушания.

Детей нужно познакомить и с творчеством известного композитора Родиона Константиновича Щедрина. Его "Озорные частушки" для симфонического оркестра доступны для восприятия детьми 4-5 лет. На сказочный сюжет им написан балет "Конек-горбунок". С наиболее известными фрагментами балета можно знакомить детей, начиная с 5 лет.

Полюбившиеся произведения детям важно слушать в разном возрасте, возвращаться к ним неоднократно. При таком подходе дети глубже достигают язык музыки, открывают для себя в произведениях новый смысл. Поэтому деление репертуара по возрастам носит довольно условный характер. Музыкальное восприятие развивается не только на занятиях в детском саду. Важно использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни детского сада и в семье. Ребенку необходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах. Музыка может звучать фоном для другой деятельности (тихих игр, рисования). Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекали друг друга.

Беседу о музыке полезно сопровождать показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение, об искусстве тех времен.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что классическая музыка имеет очень важное значение в развитии ребенка - дошкольника как личности. С самых первых дней жизни, дети дошкольного возраста имеют интуитивное чувство музыки, она помогает всесторонне развиваться малышу: учиться разговаривать, формировать восприятие окружающего мира, тренировать память и внимание, развивать воображение и мышление, строить взаимоотношения в коллективе. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике, поскольку классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и Совершенства.

Список использованной литературы:

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М. : Просвещение, 1973.

2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М. : Знание, 1989.

3. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М. : просвещение, 1978.

4. Волох О. В. Музыкально-эстетическое воспитание и формирование личности дошкольника. (Методические рекомендации и сборник песен) - Гомель: Развитие, 1995.

5. Гулоянц В. И. Музыкальная грамота для детей. - М. : Аквариум, 1997.

6. Кожохина С. К. Путешествия в мир искусства: Программа развития детей дошкольного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2002.

7. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

8. Метлов Н. А. Музыка - детям. - М. : Аквариум, 1985.

9 .Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для воспитателей дошкольных детских учреждений/ под ред. О. П. Радыновой. - М. : Просвещение, 1999.

10. Радынова О. П. Слушаем музыку. - М. : Сфера, 1990.

11. Савельев Г. В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте: Учебно-методическое пособие для педагогов. - Мозырь: Белый ветер, 1998.

12. Малахова Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/ Л. В. Малахова. – М. :Феникс. – 2008.

13. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=788308

14. https://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=125582

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных»Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных» В нашем детском саду в конце октября прошло развлечение в подготовительных группах, посвященное Дню классической музыки. Дети познакомились.

Фотоотчёт драматизации сказки Аксакова «Аленький цветочек» с использованием классической музыкиФотоотчёт драматизации сказки Аксакова «Аленький цветочек» с использованием классической музыки В рамках проведения "Книжкиной недели" дети подготовительной к школе группы разучили и показали музыкальную сказку "Аленький цветочек".

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Необычный концерт классической музыки для дошкольников (с видеофрагментами)Необычный концерт классической музыки для дошкольников (с видеофрагментами) Хочу рассказать вам о великолепном концерте, который вчера дал Симфонический оркестр Колледжа им. Гнесиных Г. для детей дошкольного возраста.

НОД по экологии по теме «Проведение опытов в формировании экологической культуры. Посадка лука» Цель, учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, закрепить знание детей о строении луковицы, об условиях роста.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыкиВоспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние русской классической музыки в формировании музыкальной культуры дошкольников
Опубликовано: 24 апреля 2020 в 14:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние русской классической музыки в формировании музыкальной культуры дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Чунтонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД