Валентина Грунина
Влияние подвижных игр на физическое развитие и формирование эмоционально-волевых качеств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Веселые подвижные игры — наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салок. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Игра по очень распространенному мнению, есть отдых; она восстанавливает силы, развлекает человека, обновляет его эмоционально и физически. Подвижная игра, является упражнением, готовящим ребенка к жизни. Нет игры у дошкольников -нет интереса к учебе у школьников. Традиционные русские игры без преувеличения можно позвать витаминами душевного благополучия. В игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает, что такое хорошо и что такое плохо. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным физическим усилиям.
Публикация «Влияние подвижных игр на физическое развитие и формирование эмоционально-волевых качеств дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле и т. д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Увлеченность ребенка игрой не только усиливает физиологическое состояние, но и улучшает результативность движения. Убегая, догоняя, увертываясь, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирование быстроты, силы, выносливости.
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и усвоению нравственных норм, правил поведения, эстетических ценностей общества.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его ведь игра - это естественное состояние ребенка, его основное занятие.
Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей нравственно-эмоционального развития детей. Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных).
Такие игры являются одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, чувства и движения. Особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют эмоциональные процессы. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. При этом тренируется мимическая и крупная мускулатура, что способствует выбросу эндорфинов (гормон радости, обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.
Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По наблюдению педагогов было выявлено, что отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие – это свобода телодвижения от мышечного напряжения.
Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребёнок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками, в которых соревнуются в игре. Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах. Очень важно объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры : необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорным и двигательным опытом.
Подвижные игры - источник радостных эмоций, они положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения. При этом подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, жеребьевками. Эти незначительные поэтические вкрапления добавляют подвижным играм своеобразный сказочный, волшебный колорит. Подвижная игра с правилами – это сознательная активная деятельность детей, цель в которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Это, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на эмоциональную деятельность. Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. И практически любая игра – это возможность преодолеть свою стеснительность и показать себя, научиться находить общий язык со сверстниками, решать конфликты мирным путем и получать удовольствие от общения.
Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, дружелюбному отношению друг к другу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать.
Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных эмоционально-волевых качеств.
Мы в своей многолетней педагогической работе используем игры с бегом, прыжками, метанием. Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка – это бег и ходьба с различными заданиями, ползание и лазанье, прыжки, метание, ловля, бросание, различные строевые упражнения и ритмическую гимнастику под музыку. Которые развивают : ловкость, ритмику, умение ловко и красиво двигаться.