Получи документы

Влияние народных традиций в семье на развитие речи ребенка

татьяна терёхина
Влияние народных традиций в семье на развитие речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние народных традиций в моей семье на развитие речи ребенка.

Методическая разработка адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Публикация «Влияние народных традиций в семье на развитие речи ребенка» размещена в разделах

Актуальность: В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась духовно не развитой. А ведь семья – основа жизни, основа народа и государства. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культурных традиций.

Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты.

Детство это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Воспитание у детей любви к родному языку помогает сформировать у детей дар слова. Дети учатся сознательно пользоваться всеми сокровищами языка, усваивают его грамматические стороны, обогащаются логической культурой языка.

Цель:

Определение форм и методов изучения содержания темы; знакомство детей с традициями своего народа, воспитание уважения и любви к родному языку; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях: создание условий для понимания ценности многообразия языков, необходимости сохранения и изучения литературы и языков разных народов.

Задачи:

обучающие: дать детям представление о том, что такое «родной язык». Знакомить традициями своего народа;

развивающие : развивать интерес к истории, традициям и культуре разных народов; развивать навыки поисковой деятельности, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

воспитательные: воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания детей.

Методы обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (по характеру познавательной активности детей) :

•объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие)

• репродуктивный

• проблемное изложение материала

• частично-поисковый (эвристический)

• исследовательский

Средства обучения:

• печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.)

• электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)

• аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные видеофильмы на цифровых носителях (фотоаппарат, айфон, планшет, ноутбук и т. п.)

• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

• демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

• учебные приборы (глобус, компас, барометр, колбы и т. д.)

Основными средствами воспитания интереса к родному языку в народной педагогике считаются такие компоненты, как фольклор, песни, художественное слово.

Важным средством воспитания любви к русскому родному языку являются фольклор (потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, сказки, песни, художественная литература. Во всех перечисленных категориях наблюдается целое искусство слова, которое играет неоценимую роль в воспитании дошкольников, учит видеть мир во всем многообразии. С самого рождения ребенок слушает потешки, сказки, короткие стихотворения, которые раскрывают ему окружающий мир и дают первые уроки нравственности.

Воспитывая любовь к русскому языку, мы наполняем мир ребенка тем багажом грамотной, красивой речи, который со временем будет даром слова. Не зря К. Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу родной груди родного слова».

Целью методической разработки является погружение детей в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций, изучению культуры народов разных национальностей, представителями которых являются семьи.

Идея заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину, надо знать ее историю и традиции. Россия - страна многонациональная, в ней живут различные народы, имеющие свои традиции, познакомить с которыми мы можем на примере семей воспитанников нашей группы, представителей многих национальностей. Мы рассматриваем образование как методы, шансы, возможности, позволяющие ребенку попасть в другую культуру, в другую языковую среду и взаимодействовать с ней.

Основные направления работы:

1. Создание условий.

В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека старинных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, пальчиковый театры, по сюжетам русских народных сказок : «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди»; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет».

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Потешки я обыгрывала разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. И во время умывания, причесывания детей знакомим их с песенками «Расти, коса до пояса», «Петушок, петушок, золотой гребешок», «Знаем, знаем да-да-да, в кране прячется вода» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняем значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки – матери», как бережно относились к своим куклам и напевали им колыбельную.

Загадки – форма словесного народного творчества. Детям предлагаем такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками используем фигурки животных, например, петуха, мышки и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.

Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи. (Тянет – потянет, лягушка – квакушка, мышка - норушка и т. д.) Прочитанную сказку вносим в книжный уголок. Дети рассматривают иллюстрации, более смелые могут пересказать сказку. Также вносим «театр картинок». Показывая картинки, дети последовательно рассказывают сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомятся с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

Так на протяжении младшего и среднего дошкольного возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре. Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества. Уже с младшего возраста приучаем детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, можно сказать словами потешки: «Ай, дуду, дуду, дуду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, позолоченная».

Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры являются различные досуги и развлечения. В развлечениях «Пряничная мастерская», «Путешествие в таинственный лес» дети не только знакомятся с русской народной игрушкой, но и проявляют познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. Для решения всех поставленных задач подобрана и составлена картотека игр. Русские народные, хороводные игры привлекают внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Проект «Народная культура и семейные традиции»

Срок реализации: долгосрочный.

Вид проекта: исследовательско-познавательный, информационный, творческий.

Цель: расширять знания детей о культуре и традициях своего народа, своей семьи. Развивать наблюдательность и активность в пополнении собственного опыта наблюдений, как традиций семьи, так и традиций своего и «соседних» народов. Воспитывать уважительное, ценностное отношение к культуре своего и других народов.

Способ реализации:

Вспомнить и обсудить с ребенком традиции вашей семьи традиции вашего народа (в том числе имеющие глубокие исторические корни)

Подбор картинок, фотографий (можно нарисовать самостоятельно, отражающих обычаи и традиции семьи и народа.

Оформить странички, где размещается рисунок и сопроводительный текст о культурных традициях вашей семьи и вашего народа. Странички можно оформить в виде календаря событий в семье.

Обязательные рубрики:

Это мы. Что означают наши имена

Любимые занятия: мамы, папы, брата, бабушки, мое и др.

Праздники в моей семьи,

Праздники моего народа.

Песни, игры моего народа.

Наши любимые блюда

И другое, на ваше усмотрение.

Итог оформление альбома в группе: «Наши семьи».

Этапы работы над проектом «Народная культура и семейные традиции»

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей.

1 этап. Вводный

январь 1. Постановка проблемы: дети не знают: что такое традиции. Откуда берутся традиции, как и из чего, складываются.

2. Провести обследование родителей с целью выяснения семейных традиций.

3. Беседа «Народные традиции»

Где, кроме семьи могут сложиться традиции. 1. Вхождение в проблему.

2. В сюжетно-ролевой игре проиграть семейные традиции.

Получение ответа на вопрос: “Почему в разных семьях разные традиции?”

3. Узнать, при помощи педагогов, какие традиции сложились в детском саду.

4. Предложить детям провести собственное исследование, посвященное одному из ученых – представителей разных народов, занимавшихся вопросами языкознания и литературоведения

2 этап. Подготовительный

январь 1. Совместное планирование деятельности.

2. Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

3. Определение каждой группой детей объекта исследования 1. Распределение ролей и обязанностей.

2. Сбор информации по теме: “Почему у разных народов разные традиции, культура и родной язык?”

3 этап. Исследовательский

Январь-февраль 1. Практическая помощь в систематизации полученных сведений.

2. Выполнение проекта. 1. Формирование новых традиций, сложившихся из повторяющихся действий с определенной цикличностью.

Решение вопроса: “Хорошее, любимое дело, занятие может быть традицией?”

Анализ выявленных в результате исследования традиций, культурных и языковых особенностей, которые могут быть использованы в повседневной деятельности детского сада

4 этап. Презентационный

Февраль-март 1. Подготовка к презентации. Презентация. 1. Проведение традиционных мероприятий с использованием полученных в результате проектной деятельности информации.

В проекте

Разделы программы Формы и методы работы Внедрение традиции

Развитие речи, знакомство с художественной литературой

февраль Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией разных народов.

Чтение сказок разных народов. Словотворчество детей совместно с родителями, театрализованные постановки. Конкурс чтецов

Газета с чтением стихов на родном языке и их переводом на русский язык. (Перевод может быть сделан родителями воспитанников)

Познавательное развитие

Февраль-март Знакомство с уже сложившимися традициями школы.

Знакомство с традициями в семьях учеников.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиций народов Российской Федерации. Оформление группового альбома семейных традиций «А у нас традиция такая».

Фото - выставка «Мама, папа, я – здоровая семья».

Семейная фото - выставка «Люди разных народов».

Экскурсии в городские музеи.

Создание Книги памяти «У войны нет национальности»

Игровая деятельность

апрель Сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”. Подборка игр разных народов для использования их в игровой деятельности группы и во время занятий по физической культуре. «Республика игра».

Театрализованная деятельность

март Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, учителей и родителей учеников. Театральные мини-представления

Инсценировка армянской сказки «Вкус пахлавы»

Музыкальная деятельность

март Народные праздники.

Изучение народных песен.

Песен патриотического содержания. Неделя национальной культуры.

Фестиваль патриотической песни

Физическая культура

март Изучение народных игр. Спортивный праздник «Республика игра». (Народные игры)

Продуктивная деятельность, рисование

февраль Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления. Выставки детского творчества.

Работа творческих мастерских.

Проведение ежегодного культурного фестиваля «День родного языка»

Работа с родителями

Февраль-апрель Знакомство детей с поэзией разных народов.

Словотворчество совместно с детьми, сочиняем сказку.

Участие в оформлении групповых альбомов семейных традиций “Наши традиции”.

Участие в творческих мастерских.

Участие в фото - выставках.

Участие в театральной неделе, изготовление декораций и костюмов к спектаклю.

Участие в фестивале патриотической песни.

Знакомство с семейными традициями. Родительская конференция.

Взаимосвязь с социумом

Февраль-апрель Работа со СМИ.

Взаимодействие с музеями, театральными сообществами, библиотеками, Домами детского творчества. Выпуск газеты группы

Экскурсия в мини-музей «Матрешки»

Изготовление альбома «Наши семьи»

Изучение методической литературы:

1. Аникин В. П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

3. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки /Дошкольное воспитание-№7-2007С.

4. Князева О. П., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, 1999.

5. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.

6. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание-№3-2007-с. -46-52

7. Рякина И. В. «Народные праздники» Екатеринбург, 2011г

8. Соломенникова О. А. «Радость творчества» М. :Мозаика-синтез, 2008г

9. Степанов Н. П. Народные праздники на святой Руси. М. : АРКТИ, 1992. – 149с.

Практические выходы

- Конкурс чтецов «Лучики поэзии»

- Мероприятие на Дне открытых дверей: НОД по художественно-эстетическому занятию. Рисование на тему: «Веселая матрёшка».

- Оформление группового альбома семейных традиций «А у нас традиция такая».

- Газета от родителей с чтением стихов на родном языке и их переводом на русский язык

- Фото - выставка «Мама, папа, я – здоровая семья».

- Спортивный праздник «Республика игра». (Народные игры)

- Выставки детского творчества.

- Экскурсия в мини-музей «Матрешки»

- Изготовление альбома «Наши семьи»

Публикации по теме:

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Польза конструктора и его влияние на развитие ребенкаПольза конструктора и его влияние на развитие ребенка Конструктор — это универсальная игрушка. Она подходит всем детям вне зависимости от пола и возраста. Тренирует вашего непоседу быть усидчивым.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние народных традиций в семье на развитие речи ребенка
Опубликовано: 8 октября 2023 в 13:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние народных традиций в семье на развитие речи ребенка» (включая файлы) размещена пользователем татьяна терёхина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД