Эльмира
Консультация для родителей «Влияние музыки на малышей»
Часто перед родителями встает вопрос: «Когда лучше начинать заниматься музыкой?» Ведь многие считают, что до 3-4 лет – главное чтоб был здоров. Конечно, это так. Но многие психологи считают, что время, упущенное в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Потеря времени от нуля до 4-х лет имеет необратимые последствия.
Существует масса примеров детей, которые в младенчестве были похищены волками. И все попытки вернуть их в социум так и не увенчались успехом.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние музыки на малышей“» размещена в разделах
Но не все так драматично. Есть много примеров, когда в раннем возрасте музыкальным воспитанием детей никто не занимался, тем не менее, они стали не только любителями музыки, но и профессиональными музыкантами.
И все-таки ранний период в жизни ребенка - оптимальный период для его развития. Их сознание – чистый лист. Именно музыка, музыкальное искусство гораздо ближе младенцу, чем другие виды искусства, потому что слуховой анализатор ребенка начинает функционировать одним из первых. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Именно в это время ребенок познает окружающий мир, впитывает все новое, клетки головного мозга стремительно развиваются и достигают 70-80 % от мозга взрослого. Самое главное, что до 4-х лет дети готовы учиться, хотят учиться, получают от учебы удовольствие.
Как же правильно организовать музыкальную среду малыша? С первых минут жизни малыша окружают звуки: голоса, звон погремушки, шум машин вдалеке и другие. Эти звуки самые разные: нежные и ласковые, громкие и тихие, сердитые и добрые. Малыш вслушивается, поворачивает голову, фокусирует внимание на источник звука, пытается их понять. А к 7-8 месяцам пытается имитировать то, что услышал. Он еще не понимает смысла, но хорошо улавливает интонацию человеческой речи. Поэтому очень важно, чтобы ребенка с младенчества окружали приятные звуки: нежная речь мамы, благозвучный звон колокольчика, погремушки и т. д. Но из многообразия звуков больше всего влекут малыша звуки музыкальные.
Особенно благоприятно влияет на раннее музыкальное развитие малыша пение мамы. Издавна у колыбели ребенка матери пели самые нежные, самые задушевные песни. Сегодня, к сожалению, эта традиция уходит в прошлое! У большинства не хватает времени, сил, желания. Не до песен! Но если хотите, чтобы ребенок полюбил музыку, пойте ему чаще. Тогда уже с рождения малыш будет реагировать на музыку как на что-то родное, радостное, приятное. Голос матери придает ребенку чувство защищенности, уверенности. Кроме того, такое взаимодействие сближает взрослых и ребенка.
Пением можно сопровождать любые режимные моменты:
-вот как мы проснулись…
- будем кушать кашку….
-вставай, любимый зайка…
Часто родители спрашивают: «Как я буду петь, если у меня нет слуха?».
Ученые не имеют на этот счет единого мнения, но, думается, ребенок больше слышит интонацию поющего. А петь можно не громко.
Музыка способствует всестороннему развитию малыша.
Музыка тесно связана с эмоциями.
Если не развивать эмоциональную сферу, человек разучится сопереживать, любить, мечтать. Если малыш слышит колыбельную – лежит тихо, спокойно. Услышав веселую, живую музыку, улыбается, радуется. Таким образом, создается важная эмоциональная связь: музыка – радость.
Музыка – средство физического воспитания
Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Музыкальное воздействие ускоряет многие процессы формирования в его организме, психики. Явные, самые разнообразные двигательные реакции малыша, которые вызываются музыкальными звуками, свидетельствуют о прямой связи музыки с физическим развитием ребенка.
Ритмичная музыка вызывает желание двигаться, раскачиваться, подгибать ножки, шевелить пальчиками, ручками, развивая координацию движений, общую и мелкую моторику.
Веселая танцевальная музыка для детей от 1 года позволяет развивать восприятие чувства ритма. Даже 8 месячный малыш, услышав знакомую заводную мелодию, начнет стараться двигать телом в такт музыке. Одно из самых первых танцевальных движений осваивают ножки. Если ребенок уже умеет стоять, он непременно будет пытаться несильно и часто приседать под музыку, работая коленными суставами.
Гуление, первые звуки, издаваемые младенцем, говорят о влиянии музыки на его речевое развитие. Подпевание, гуление развивают голосовой аппарат, укрепляют голосовые связки, а в дальнейшем улучшают речь, способствуют выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
Начинает пополняться словарный запас.
Кроме того, систематические занятия с детьми первого года жизни, помогут накопить так необходимые им музыкальные впечатления и главное - опыт восприятия музыки.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, динамике, ритму.
Мы все хотим видеть своего ребенка добрым, отзывчивым, чутким, понимающим и ценящим красоту в окружающем мире, жизни, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны музыкой, если начать с раннего детства.
Возможно, именно в раннем детстве складывается характер маленького человека, растущего в условиях безусловной любви и внимания. Именно это формирует психологически эмоционально стабильного и успешного человека, уверенного в своих силах, здраво оценивающего себя и свои возможности, способного к эмпатии и действенному участию в жизни окружающих людей, а так же адекватно реагирующего на трудности, происходящие в жизни.
Литература: Л. Мадорский, А. Зак «Музыкальное воспитание ребенка».