Вероника Колязина
Влияние личности педагога на формирование информационного и методического обеспечения образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение. Правовые основы текущей деятельности (стандарт)
В данной работе обобщен мой опыт управления дошкольным подразделением СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15» (далее – Подразделение). Структура действующего законодательства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации сложилась следующая:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ», №159-фз;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», №273-фз.
Публикация «Влияние личности педагога на формирование информационного и методического обеспечения образовательного процесса» размещена в разделах
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
Закон №159-фз говорит о гарантиях ребенка на получение образования, соответственно для этой категории детей закон № 273-фз становится производной от закон № 159-фз. Таким образом государство гарантирует право на получение образования сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей. Закон № 273-фз в плане организации образовательного процесса регулирует собственно саму образовательную деятельность двумя статьями: статьей 10 «Структура системы образования» и статьей 89 «Управление системой образования».
«Статья 10. Структура системы образования
1. Система образования включает в себя :
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования».
Статья 10 содержит в себе главный структурный элемент – СТАНДАРТ. Из духа закона следует, что этот элемент несет в себе содержательную часть всего закона об образовании и закладывает методологию применения закона.
«Статья 89. Управление системой образования
1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
2. Управление системой образования включает в себя :
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования».
Из содержания данной статьи, очевидно, что самое главное заложено в подпункте 5, пункта 1, где речь идет об информационном и методическом обеспечении образовательного процесса. Сама структура и содержание закона ничего не говорят об источнике информационного и методического обеспечения процесса образования. Ответ на этот вопрос мы находим в Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 «ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ».
В рамках повседневной деятельности при подготовке образовательных программ Подразделение руководствуется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Согласно теории права закон регулирует правоотношения. А как его исполнять? Что или кто является объектом управления? Воспитанник центра для детей сирот? До какого возраста? Что должно возникнуть в результате «управления ребенком», как итог управления? Чем сможет воспользоваться ребенок из созданного продукта управления им самим? Разумеется, у него возникнут навыки по мере освоения различных программ. Но как оценить эффективность программ? Как определить оптимальную маршрутизацию его образования в образовательном процессе? Вопросы можно ставить без конца. Главное, что критериев нарушения прав ребенка практически нет. Накормили, одели, обучили, подлечили, если надо. Вроде бы все правильно. А может, недодали чего-нибудь? Качество, например? Опыт работы показал, что объектом управления может быть только информация, возникающая на основании требований действующего законодательства. Эта информация принадлежит человеку, в нашем случае ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Информация как независимый объект ставит любую организацию или человека в законодательную зависимость от человека (ребенка, чью информацию эта организация или физическое лицо взялись формировать. Таким образом, влияя на информацию или управляя ею, мы управляем ее обладателем и влияем на его настоящее и будущее, и на то как его будет воспринимать окружающий мир.
Диаграмма 1. Контингенты детей в возрасте 0-14 лет больных психическими расстройствами и расстройствами поведения. (Сборник «Дети России», 2009 год, Роскомстат)
Из Диаграммы 1 следует, что число детей нуждающихся в консультативно- лечебной помощи растет. Число детей с умственной отсталостью на общем фоне уменьшается. Это позволяет сделать вывод, что востребована необходимость разработки специализированных образовательных стандартов для детей дошкольного возраста.
На основе действующего законодательства, с учетом специфики предусмотренной статьей 79 федерального закона «Об образовании в Федерации» в части детей с ОВЗ, за пять с половиной лет был обобщен опыт работы подразделения в форме семинара. Методический межрегиональный семинар «Дети с ОВЗ – кто они такие?» возник как потребность обобщения докладов, описывающих различные методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ, и результатов анализа спектаклей, ручного труда, сенсорной гимнастики с применением указанных методик. Опыт и материалы накапливались в течение пяти с половиной лет. Работали самые разные люди, с разным уровнем квалификации. При подготовке межрегионального семинара весь опыт был обобщен в следующие материалы:
1. Доклад «Особые дети»
2. Доклад «Солнечные дети»
3. Доклад «Дети с расстройством аутистического спектра»
4. «Формирование изобразительных навыков у детей с задержкой психического развития»
5. «Последовательность развития навыков мелкой моторики рук»
6. «Дети с расстройством аутистического спектра»
7. «Профилактика плоскостопия»
8. «Энергетическая гимнастика»
Повседневная деятельность руководителя подразделения складывается в соответствии со стандартом утвержденным Приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 678н
"Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания». Однако, в современных условиях требований указанного стандарта недостаточно, поскольку стандарт сориентирован на обслуживание клиента, в то время как основной задачей подразделения является формирование основ социальной адаптации у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе дошкольного образования. И при решении данной задачи Подразделение составляет индивидуальные рекомендации по каждому ребенку в плане маршрутизации его дошкольного, младшего, дошкольного и общего образования.
Работа с такими детьми требует повседневной обработки разноплановой информации :
- медицинская информация о состоянии здоровья;
- повседневный анализ результатов различных занятий с детьми, в том числе и с применением методик, разработанных в самом подразделении;
- клиентская работа с родителями, лишенными родительских прав, чьи дети находятся под опекой учреждения в целом и подразделения в частности;
- взаимодействие со службой опеки и попечительства;
- взаимодействие со службой социальной защиты;
- работа с надзорными и контролирующими организациями;
- текущая хозяйственная деятельность по обеспечению жизнедеятельности подразделения (организация питания для детей, повседневное медицинское обслуживание, коммунальные вопросы, безопасность);
Данный круг вопросов требует проведения ежедневных контрольно-проверочных мероприятий, но в конечном итоге все подчинено главной задаче – формированию основ социальной адаптации детей – сирот с ОВЗ.
2. Специфика Подразделения.
Диаграмма 2. Устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. (Сборник «Дети России», 2009 год, Роскомстат)
Диаграмма 2 позволяет увидеть, что количество детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, колеблется, что, по-видимому, зависит от социально-экономической ситуации в стране. Однако, просматривается структура «сиротства» по критерию психического здоровья. Соответственно сохраняется потребность в деятельности подразделений, подобных нашему.
Наличие разноплановой информации накладывает свой отпечаток на характер обработки поступающей информации. Термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120-фз в июне 2007 года вместо термина «дети с отклонениями в развитии». Позднее это термин нашел свое отражение в законе «Об образовании» (ст. 79). Гарантии прав детей с ОВЗ закреплены в Конституции РФ, действующем Законе «Об образовании», ст. 50, п. 10. В Подразделении функционирует 4 группы. В этих группах проживают дети с различными диагнозами :
- дети с задержкой психического развития;
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
- ВИЧ;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с расстройством аутистического спектра;
-дети с синдром Дауна ;
-дети с гидроцефалией;
- дети с микроцефалией;
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Анализ статистики показывает, что сегодня до 80% детей рождаются физиологически не зрелыми, около 70% имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы.
Для регулярной обработки всего комплекса информации в подразделении создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, собирающийся не менее трех раз в год, в начале октября, в середине января, в середине мая. При необходимости этот орган собирается чаще.
ПМПк в своей работе опирается на Адаптированную Основную Образовательную Программу Подразделения и Программу развития СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15». На основании этих двух программ сформированы рабочие программы педагогов Подразделения. Рабочие программы педагогов взаимоувязаны на этапе их разработки, после проведения первого заседания ПМПк. На основании рабочих программ сформированы СИПРы. ПМПк осуществляет контроль над индивидуальными аспектами образования каждого ребенка отдельно на основе рабочих программ, разработанных на основании АООП Подразделения и федеральных образовательных стандартов.
3. Управление образовательным процессом
В состав психолого-медико-педагогического консилиума входят :
- зам. директора по УВР,
- старший воспитатель,
- учителя – дефектологи,
- учителя-логопеды,
- педагог-психолог,
- музыкальный руководитель,
- педагоги дополнительного образования,
- воспитатели,
- медицинский персонал (врач, медсестра, инструктор ЛФК, медсестра по массажу).
Профессиональный состав ПМПк сформирован исходя из целей и задач Подразделения. ПМПк действует на основании Положения «О психолого-медико-педагогической комиссии по индивидуальному сопровождению воспитанников». Положение разработано силами специалистов Подразделения. ПМПк это своего рода педагогическая «кухня», на которой вырабатываются индивидуальные подходы к каждому ребенку. Каждое заседание ПМПк оформляется протоколом. Работа ПМПк посвящена профессиональному анализу каждого воспитанника отдельно. При этом рассматриваются и образовательные, и медицинские аспекты одновременно, то есть комплексно. Таким образом осуществляется постоянный мониторинг состояния воспитанника, его образовательный прогресс (регресс). Итоговым индивидуальным документом каждого воспитанника Подразделения перед переходом на стадию общего образования является «Карта развития ребенка» (далее – КРР). КРР содержит в себе обобщенную информацию о воспитаннике за определенный период и позволяет оценить все изменения в медицинском, социальном и образовательном аспектах. Итоги работы, отраженные в КРР оцениваются Центральной психолого-медико-педагогической комиссией Санкт-Петербурга в виде Заключения.
ПМПк так же выполняет функцию индивидуальной маршрутизации образовательного процесса для воспитанников внутри Подразделения.
4. Методический семинар.
Цель самого методического семинара состояла в демонстрации итогов применения Специальных Индивидуальных Программ Развития (СИПР) каждого ребенка. СИПР – это образовательный маршрут ребенка в период получения им образования в Подразделении. При разработке рабочих программ педагогов, при разработке СИПР, при подготовке спектаклей и иных мероприятий, в которых воспитанник и демонстрируют свои навыки, постоянно присутствует главный элемент образовательного процесса – координация работы всех сотрудников с целью достижения главной цели. Ее можно сформулировать так : «Формирование основ социальной адаптации воспитанника на базе образования, с учетом его психолого-медицинских аспектов». Координация действий всех сотрудников Подразделения таким образом имеет четыре плоскости:
- теоритическая, при подготовке рабочих программ;
- практическая, в образовательном процессе при реализации СИПР;
- мониторинговая, в работе ПМПк;
- итоговая, при утверждении КРР;
Очевидно, что при таком подходе координация работы Подразделения находится на том уровне, который достаточен для выполнения требования законодательства по отношению к воспитаннику. Тем самым выполняется еще одна задача – государство соблюдает максимум прав воспитанника закрепленных за ним Конституцией Российской Федерации в период его нахождения в Подразделении.
5. Методология реализации действующего законодательства в работе с детьми ОВЗ как система управления Подразделением.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на примере подразделения продемонстрировать наличие методологии выполнения закона. При этом не важно, какой аспект социальной защиты и образования мы будем изучать с этой целью. Главное определить объект управления. Это не воспитанник. Это информация о нем самом, которая принадлежит только ему. Как это выглядит в итоговом описании:
- формирование АОПДО;
- формирование Рабочих программ педагогов;
- формирование СИПР;
- регулярный мониторинг и ведение КРР в рамках работы ПМПк;
- необходимая коррекция в медицинском и образовательном аспектах;
Все вышеперечисленные функции являются обязанностью конкретных должностных лиц, которые легко контролируются руководителем через документооборот направленный на формирование полной информации о воспитаннике. Уместно сказать, что чем больше информации, тем лучше. Соответственно, выполнение указанного объема документов уже создает гарантии соблюдения закона по отношению к воспитаннику. Таким образом, управление отдельным Подразделением в полном объеме укладывается в систему управления, предусмотренную федеральным законом, когда в рамках одного Подразделения обеспечены все государственные функции, необходимые для выполнения поставленной задачи.
В качестве мероприятия, по контролю за деятельностью любого Подразделения, или Учреждения можно внедрить такую форму как подготовка семинара по освещению того или иного образовательного аспекта, предусмотренного законом. Сама подготовка такого семинара способна показать руководителю степень компетентности его сотрудников, уровень скоординированности и сплоченности педагогов и специалистов. Наблюдатель-контролер сможет сделать свои выводы. Главное, что понятен объект управления. Любой семинар приобретает конкретную привязку к воспитаннику через объект управления – информацию о воспитаннике.
При выборе объектом управления информации, принадлежащей ребенку, возникает конкретизированная, легко оцениваемая по сопровождающим ребенка документам, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Тогда руководителю становятся вторичны всякие кланы и группировки среди сотрудников. Сотрудники понимают, что руководитель не устанавливает к ним субъективные требования, выходящие за пределы системы управления, его личные качества и профессионализм проявляются в общем для всего коллектива процессе. Становится не важно в социалистической или капиталистической фармации государства функционирует ответственное государственное должностное лицо, государственное учреждение или государство в целом. Творческий же подход допустим, но он ограничен рамками закона, науки, интересами выгодоприобретателя (воспитанника, конкретным результатом. Результат же отражается в КРР. И если государственные учреждения не в состоянии улучшить социальные качества ребенка, значит объективно возникает вопрос эффективности государственной системы управления.
Используемая литература:
1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ», №159-фз;
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», №273-фз.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 «ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ВНЕСЕНИЯ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ».
5. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 678н
"Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания».
6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»;
7. Устав СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 15»;
8. Положение о Подразделении.
9. Сборник «Дети России», 2009 год, Роскомстат)