Ольга Фабричникова
Влияние хорового пения на саморазвитие личности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена проблеме саморазвития личности ребенка старшего дошкольного возраста, занимающегося в вокально-хоровом коллективе в МАДОУ №и71города Хабаровска. Выполненная работа опирается на положения Л. Н. Куликовой о саморазвитии личности, а также на опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста. В связи с этим, раскрываются разносторонние воспитательные возможности хорового исполнительства, различные средства воздействия хорового пения на личность и детский коллектив.
Ключевые слова. Хоровое пение, саморазвитие личности, индивидуальность, творческая реализация, самостоятельность, творческое развитие «Я».
THE INFLUENCE OF CHORAL SINGING ON THE SELF-DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF AN OLDER PRESCHOOL CHILD
O.A. Fabrichnikova
Pacific State University
Annotation. The article is devoted to the problem of self-development of the personality of a child of senior preschool age who studies in a vocal and choral group in MADOU No. i71 of the Khabarovsk city. The work performed is based on the provisions of L.N. Kulikova on personal self-development, as well as on the experience of working with older preschool children. In this regard, the versatile educational possibilities of choral performance, various means of influencing choral singing on the personality and the children’s collective are revealed.
Keywords. Сhoral singing, self-realization, personality formation, creative realization, independence, individualization, creative development of the Self.
Изменившиеся условия жизни современного российского общества и всего человечества в целом выявили назревшую потребность в широко образованных людях, ориентированных на самореализацию и самосовершенствование, поэтому сегодня ребенок приобретает не только комплекс знаний, но и сформированную в себе потребность в творческом саморазвитии, самовоспитании. Саморазвитие– процесс внутреннего развития, предполагающий самостоятельный личностный рост, укрепление положительных качеств, силы воли, познание мира, самопознание, увеличение числа хороших поступков, склонностей, обретение счастья, применение на практике приобретённых знаний.
«Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено. Сухомлинский В. А. [3].
Создать необходимые условия для этого, помочь и научить детей старшего дошкольного возраста найти уникальный смысл их собственной деятельности задача педагога. В этом контексте актуальным в современных условиях представляется акцентирование внимания педагогической общественности, теоретиков, практиков на вопросах самосовершенствования и саморазвития подрастающего поколения. По определению Сухомлинского В. А. «Человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать» [3].
Передовые деятели прошлого акцентировали внимание на то, что именно возможности вокально-певческого искусства позволяют увидеть потенциал личности и помочь его раскрыть, тем самым обогатить духовный мир человека.
Детское хоровое пение занимает достойное место в музыкальном искусстве. Общеизвестно, что музыка наиболее сильно воздействует на эмоциональную сферу восприятия человека, она активно участвует в формировании чувств и эмоций, а также закладывается фундамент музыкальной культуры детей. Постижение культуры является условием самосовершенствования и саморазвития личности. Оно обогащает личность новыми знаниями, идеями и ценностями, помогая самоутверждению и самосовершенствованию личности.
Стремление личности к повышению уровня знаний и навыков подтверждает ключевое положение Куликовой о том, что саморазвитие является проактивным процессом, основанным на внутренней мотивации и желании достичь цели. [1].
Развитие всех вокально-хоровых навыков рассматривается во взаимодействии и последовательности. Развитие – многогранный процесс, охватывающий как внутренние, так и внешние факторы. Это преднамеренный процесс изменений, движимый сознательными усилиями по достижению желаемых результатов. Это включает в себя как количественные, так и качественные преобразования, означающие рост и прогресс [2]. Рассматривая вопрос влияния вокально-хорового исполнительства на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста нельзя не упомянуть о становлении исходных механизмов саморазвития. По мнению Куликовой Л. Н., выполнение даже одного упражнения предполагает мобилизацию самых разных качеств личности дошкольника [2]:
Когнитивных: (умения познавать мир, искать причины появления тех или иных явлений, формулировать и предъявлять окружающим свою позицию, мнение и др.);
- умение и привычка наблюдать.
-ассоциативное мышление (оно включено в его духовную работу, то есть является одним из истоков практического саморазвития ребенка, его не механическая процедура говорения, а глубинная духовная работа растущей личности).
- внимание (усиливается его гибкость, объем, оно обращено к внешнему миру, тесно связано с развитием ассоциаций).
- память (усиливается долговременная, актуализируется оперативная)
- развитие фантазии (она является высшей творческой способностью духа).
Креативных: (проявляющихся через гибкость ума и высокую чуткость к противоречиям, фантазию и вдохновение, увлеченность и т. п.);
Организационно-деятельностных: (четкое осознание целей и задач различных видов своей деятельности).
«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере» Г. А. Струве. [3]. Исходя из утверждений Л. С. Выготского и К. Роджерса о том, что творческий потенциал присущ всей человеческой популяции на земле, можно сделать вывод: развитие творчески активной личности способствует последующему развитию общества в целом, что и является главной задачей современного образования.
Каждый член хорового коллектива, с одной стороны, привносит в него свой индивидуальный опыт, способности и интересы, а с другой — активно впитывает в себя то новое, что несут другие. Индивидуальность в хоровом коллективе -это своеобразие личности каждого участника, которое проявляется в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфере. Для сохранения индивидуальности в хоре необходимо: развивать индивидуальное вокальное мастерство, формировать музыкальный слух и интонацию, поддерживать индивидуальную выразительность, создавать условия, в которых каждый ребенок чувствует свою значимость в хоре. [4].
На сегодняшний день в педагогической среде важным является понимание необходимости создания социокультурного образовательного пространства для художественного саморазвития детей с учетом использования творческого подхода. Это позволяет отказаться от привычных действий и заставит мыслить нестандартно и двигаться вперед в новых обстоятельствах.
Творческое содержание занятий подчеркивается многообразием средств, применяемых в работе над хоровым произведением:
- приемы вокальной работы: дробление мелодии – исполнение по мотивам, затем суммирование, вокализация – пропевание гласными, добиваясь ровного звучания,
- театральные приемы (чтение скороговорок, текста произведения, его мелодекламация с учетом эмоциональных красок, поиск смысловых кульминаций и др.);
- инструментальные приемы (игра мелодии на музыкальном инструменте или сопровождающего голоса, аккомпанемента и др.);
- дирижерские приемы (жесты, передающие ритмическое и интонационное строение мелодии, то есть графические показы в пространстве, управление хоровой звучностью);
- педагогические приемы (творческие диалоги, поиск смысловых образов, эмоциональных характеристик, интонационные краски, пояснения и т. д.).
Задача педагога- быть для каждого ребенка примером. Личность педагога, его мастерство играет огромную роль в развитии учащихся, творческого познания себя и своих возможностей, а уважение в коллективе, способность дружить, быть дисциплинированным и толерантным позволит в дальнейшем приумножить приобретенные когда-то качества и вырасти в высоконравственную личность. Приобщение к красоте хорового пения, к его тембральной наполненности и яркости, развитие у детей заинтересованности заниматься сложным, но прекрасным видом искусства возможно и позволительно педагогу, который сам стремится к саморазвитию. Преподаватель сегодня выстраивает педагогическое взаимодействие в личностно ориентированном и развивающем пространстве в едином информационно-образовательном процессе, нежели в традиционной, уходящей в прошлое педагогике.
Перечислим некоторые качества духовно-нравственного воспитания, которые должны взрастить мы, педагоги, в наших воспитанниках: любовь к Родине, ответственность за судьбу своей страны, обязательства перед людьми, способность сопереживать, готовность прийти на помощь в трудную минуту и принять разумное решение для выхода из сложившейся ситуации, быть толерантным, руководствоваться основными жизненными правилами, принятыми обществом в качестве нормативных действий. Моделируя обучение хоровому пению, преподаватель воспитывает высоконравственного, творческого, компетентного маленького музыканта, а так же развиваете творческую, вокально-хоровую деятельность детей. Старается направлять все усилия на формирование доброты, чуткости, тонкости души, бескорыстия, способности к состраданию у дошкольников, а также организовывает основные структурные элементы занятия, чем существенно влияет на развитие творческого потенциала дошкольника.
Сегодня реализации творческого потенциала дошкольника посредством хоровой работы осуществляется на новом уровне, повышение его роли в развитие личности ребенка очевидно. Современный подход в формировании вокально-хоровых навыков дошкольников через новаторские концепции прошлого позволяет эффективно развивать детей. По сравнению даже с прошлым десятилетием, пропаганда хорового искусства велика. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания и развития индивидуальных нравственных качеств личности.
Как подчеркивает Куликова, саморазвитие часто подразумевает расширение границ и выход за пределы зон комфорта. В данном случае - это волнение детей перед выходом на сцену, адаптация в коллективе, выстраивание коммуникативных связей и т. д.
Последствия пренебрежения саморазвитием могут быть серьезными, потенциально приводя к потере направления, апатии, меланхолии, разочарованию. Важно поддерживать постоянную приверженность детей к их росту и совершенствованию. Создание благоприятной, творческой, доброй атмосферы, где дети могут общаться, делиться впечатлениями и обмениваться идеями, будет способствовать формированию чувства общности и облегчит совместное обучение. Поддержка участия детей в конкурсах, детсадовских мероприятиях предоставит возможности продемонстрировать свой талант, получить ценный опыт и развить дух здоровой конкуренции. Наконец, крайне важно поощрять детей, давая им возможность стать самостоятельными участниками хорового коллектива.
Таким образом, хоровое пение занимает значительное место в художественном образовании детей, а также оказывает огромное влияние на саморазвитие личности старшего дошкольника.
Литература
1. Куликова Л. Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы/ Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2005.
2. Маралов В. Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. – М. : Юрайт, 2017.
3. Струве Г. А. Школьный хор Москва, Просвещение,1981.
4. Шереметьев В. А. Пение и воспитание детей в хоре / В. А. Шереметьев. – Челябинск: ТОО «Версия», 1998.