Валентина Ансимова
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это уникальное средство ненасильственного воспитания и развития дошкольников. Она соответствует естественным потребностям и желаниям детей. Эта потребность сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. (Н. П. Аникеев).
Публикация «Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. В игре ребенок приобретает знания, умения и навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развития творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего детства.
Для того, чтобы дети лучше запомнили названия дней недели, месяцев, и их последовательность можно применять на занятиях такие игры как «Двенадцать месяцев», «Неделька», «Поставь стрелку правильно», и «Живая неделя».
Особенно детям нравится игра «Живая неделя». В этой игре необходимо обозначить названия дней недели прямоугольниками разного цвета, затем вызвать к доске семь детей, пересчитать по порядку и дать им в руки прямоугольники разного цвета, обозначающие дни недели. Дети должны выстроиться в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным треугольником в руках, обозначающим день недели – понедельник, и т. д.
Обучая детей счету в прямом и обратном порядке, необходимо добиваться от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных, использовать сказочные сюжеты и дидактические игры. Играя в такие игры как: «Исправь ошибку», «Какой цифры не стало», «Сколько», «Путаница», «Назови соседей», «Определи число» дети научаться свободно оперировать числами в пределах двадцати и сопровождать словами свои действия.
Игра «Считай, не ошибись» помогает усвоению порядка следствия чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре использую мяч или любой мягкий предмет. Дети встают полукругом. Перед началом игры необходимо сказать, в каком порядке от заданного числа (прямого или обратного) будем считать, затем бросить мяч и назвать число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Для закрепления знаний о геометрических фигурах в своей работе можно использовать дидактические игры различной степени сложности такие, как «Чудесный мешочек», «Найди такой же узор», «Лото», «Подбери по форме», «Распознай фигуру», в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Дети овладевают такими пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, сзади, далеко, близко, которые постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Для этого можно использовать простые упражнения типа : встань так, чтобы справа от тебя была дверь, а сзади – стол, сядь так, чтобы впереди от тебя сидела Катя, а сзади Саша. При помощи дидактических и упражнений дети овладевают умением определять, словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от мишки стоит заяц, слева – от мишки машина» ит. д.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, способность к созданию новых идей, умение устанавливать связи между факторами и группами факторов. Продуктивность мышления дошкольников проявляется пока ограниченно.
С целью развития у детей мышления можно использовать такие игры и упражнения, которые помогают находить пропущенные фигуры и продолжать ряд фигур. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур, кроме того можно предложить цепочку, чередуя в определенной последовательности большие и маленькие квадраты, круги зеленого и синего цветов. После того как дети научились выполнять такие упражнения, для них задания усложняются. Предлагаются для выполнения задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно и цвет и величину.
Такое разнообразие дидактических игр и упражнений, используемых на занятиях математики и в свободное время,помогает повысить эффективность педагогического процесса, усвоить дошкольниками программный материал, способствует развитию памяти, мышления детей и оказывает огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.