Ольга Намаконова
Виртуальная экскурсия в заповедные места Амурской области
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 г. Благовещенска «Надежда»
КОНСПЕКТ
занятия в подготовительной группе
на тему: «Виртуальная экскурсия в заповедные места Амурской области»
Выполнила воспитатель высшей
квалификационной категории
Намаконова О. В.
г. Благовещенск
Цель: Формирование у детей представлений о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Амурской области.
Задачи:
познавательное развитие:
Публикация «Виртуальная экскурсия в заповедные места Амурской области» размещена в разделах
закрепить представления детей о редких растениях, птицах Хинганского заповедника Амурской области;
уточнить представления детей о Красной книги;
закрепить представление детей об охране окружающей природы;
формировать навыки экспериментально – исследовательской деятельности для установления причинно – следственных связей в природе; развивать познавательный интерес, любознательность;
развивать интерес к изучению родного края;
речевое развитие:
развивать связную речь, расширять словарный запас;
социально – коммуникативное развитие:
воспитывать чувство осознанного бережного отношения к природе, экологическую культуру, желание помогать природе, оберегать её;
художественно – эстетическое развитие:
развивать художественно – творческие способности.
Предварительная работа
Цикл познавательных бесед о растениях и животных Амурской области; рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животном и растительном мире Амурской области; чтение рассказов, стихотворений; дидактические игры.
Активизация словаря
Красная книга, Хинганский заповедник, дальневосточный журавль, белый аист, утка–мандаринка, лотос.
Оборудование и материалы:
Мультимедийный комплекс; аудиозапись с голосами птиц; слайды с изображением заповедника, растений и птиц, занесённых в Красную книгу; кусочки бумаги 10*10, подсолнечное масло, пипетки, стаканчик с водой, кисточки; влажные салфетки, пинцеты разных размеров; игрушки – рыбки, лягушки; ёмкость с водой; розовые квадраты 12*12; фотоаппарат; карточки «Правила поведения в природе»; пазлы «Журавль», «Аист».
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое.
Организационный момент
Доброе утро, гости и дети!
Добрые утро всем люди планеты!
Доброе утро родная Земля!
Солнечный лучик вошёл из окна
Нам заниматься, ребята, пора!
Мотивационно – побудительный этап деятельности
(Дети принимают информацию, осознают поставленную цель)
В: Ребята, что это?
(Слайд №2)
Ответы детей: это карта.
В: Карта чего?
Ответы детей: карта малой Родины, нашего края, Амурской области.
В: Ребята, я предлагаю вам разгадать тайну карты Амурской области.
Каким цветом окрашена карта Амурской области?
Ответы детей: карта окрашена зелёным цветом.
В: Что обозначает зелёный цвет на карте?
Ответы детей: много деревьев растёт, много растений, цветов в нашей Амурской области.
В: Давайте вспомним, какие растения растут в нашей Амурской области.
Ответы детей: это деревья – берёза, тополь, дуб, амурский бархат, маньчжурский орех; разные растения- лилии, колокольчики, лопух, крапива, ромашка и др.
В: Какие животные и птицы обитают в наших краях?
Ответы детей: белогрудый медведь, бурундук, чёрная белка, амурский тигр, лиса, аисты, цапли, журавли и др.
Вывод: Мы разгадали первую тайну карты – карта окрашена в зеленый цвет, так как богата и разнообразна природа нашей области растениями и животными.
Но многие растения и животные находятся на грани исчезновения. Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие.
В: Как вы думаете, почему они стали редкими?
Ответы детей: люди рвут цветы охапками; браконьеры убивают животных; разжигают костры, оставляют их, не тушат, лес сгорает и т. д.
В: Главная причина исчезновения многих растений и животных на Земле – это неправильное отношение людей к природе.
(Слайд №3, 4, 5, 6)
В: Поэтому редкие животные и растения в нашей стране и в других странах охраняются законом. Они занесены в специальную книгу. Какую? (Ответы детей)
(Слайд №7)
В: Почему Красную книгу назвали красной?
Ответы детей: это сигнал для людей: стоп остановитесь, люди; красный цвет книги – потому что он предупреждает людей, что растений и животных осталось мало, нельзя их рвать, охотится на редких животных и т. д.
В: Красный цвет – сигнал тревоги, опасности и предупреждения, а животные и растения, которые внесены в неё, как раз находятся в опасности – исчезнуть навсегда.
В: Какие растения и животные нашей Амурской области занесены в Красную книгу?
Ответы детей: в Красную книгу занесены: венерин башмачок, касатик, рододендрон, лотос, кубышка, ландыш, прострел; животные – амурский тигр, белогрудый медведь, амурский леопард, журавли, аисты.
(Слайд №8 - 17)
В: Поэтому, чтобы не исчезли, не стали редкими растения и животные, был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Вспомните, что такое заповедники?
Ответы детей: в заповедниках живут растения и животные и ничего не боятся, что их сорвут или убьют; заповедники охраняют и не дают в них жечь костры, рвать растения: для браконьеров стоит знак, что нельзя охотиться в заповедниках; в заповедниках можно только любоваться и фотографировать всю природу.
В: Заповедники – это место, где живут редкие растения и животные, где вся природа находится под строгой охраной. Они созданы для сохранения и изучения растительного и животного мира. В заповедниках людям запрещается рвать цветы, ловить рыбу, охотиться на птиц, животных. В заповедники приходят только на экскурсии, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
В: А в нашей Амурской области есть такие заповедные места?
Ответы детей: наверное, есть.
В: мы узнали вторую тайну карты – что в Амурской области есть заповедники.
В: А вы хотите узнать и познакомиться с таким местом? Тогда я приглашаю вас на экскурсию в Хинганский заповедник, который находится в нашей Амурской области.
Физминутка
Дружно весело шагаем – раз- два – три.
Не спешим, не отстаём – раз – два – три.
Смотрим вправо, смотрим влево и вперёд,
Нас Хинганский заповедник в гости ждёт.
(Слайд №18)
В: Вот мы с вами оказались в Хинганском заповеднике. Прежде чем зайти в заповедные места надо знать правила поведения в природе.
Технология «цепочка» - формирует у детей умение работать в команде.
Для этого встаньте в ряд. Работать будем в цепочке. Выберите знаки чего нельзя делать в природе. (Выполняют задание).
Ответы детей: нельзя разрушать муравейники, ломать ветки у деревьев, рвать цветы, ловить бабочек, мыть транспорт у водоёмов, оставлять мусор, разжигать и оставлять горящими костры.
В: Правила поведения в природе повторили, а перед нами самое большое озеро в Хинганском заповеднике – это Долгое озеро.
(Слайд №19)
Оно самое длинное озеро. На озере обитает много животных и растений, хотите узнать какие?
Загадки
Эту птицу сразу ты узнаешь,
Отличишь её среди других: перья яркие, цветные,
И не крякают как все утки, а посвистывают и попискивают.
Назовите, кто они такие?
(Слайд №20)
В: Кто узнал, эту птицу?
Ответы детей: это уточка.
Я вас познакомлю с этой уточкой. Это – утка–мандаринка, самая красивая утка на земле. Оперенье селезня разноцветное, а у самки – серое. Уточек–мандаринок так назвали за их красивое оперенье – мандаринами назывались в Китае высокопоставленные ярко одетые вельможи. Единственная утка, которая строит гнезда на деревьях. Это водоплавающая птица, обитает на озёрах.
Утка–мандаринка плавает, ныряет, а перья остаются сухими. Как вы думаете, почему так происходит?
Ответы детей: она только голову опускает в воду.
В: Хотите узнать почему?
Проходите в лабораторию.
Экспериментально-опытническая деятельность
В: Возьмите бумагу, смажьте её растительным маслом, с помощью пипетки смочите лист бумаги водой. Что происходит с каплями воды?
Ответы детей: капли воды скатываются.
В: Почему так происходит?
Ответы детей: потому что утка плавает на воде.
В: У водоплавающих птиц: уток, гусей есть специальная жировая железа, жиром которой эти птицы при помощи клюва смазывают свои перья. Перья становятся жирными, и вода скатывается с них, жир не пропускает воду, поэтому перья не намокают и остаются сухими.
Зрительная гимнастика «Где утка – мандаринка?»
Давайте проследим за полётом утки-мандаринки. Присядьте на коврик, и следите за ней только глазами. Голову надо держать прямо, смотрят только глаза.
Полетела утка вверх, опустилась на озеро, поплыла в левую сторону, снова вверх, полетела по кругу и улетела.
Дидактическое упражнение «Собери целое».
В: Хотите узнать, кто ещё обитает на озере? Тогда сложите картинку.
(Дети собирают картинку пазлы - «Журавль», «Аист»)
Кто узнал обитателей озера?
Ответы детей: это – журавль и аист.
(Слайд №21)
Исследовательская деятельность
Выявить, почему у аиста и журавля длинный клюв.
В: предлагаю вам, дети, рассмотреть предметы (пинцет, прищепки.). На какую часть тела птицы похожи эти предметы?
Ответы детей: эти предметы похожи на клювы птиц, они длинные, как у аиста клюв, чтобы достать из воды рыбу, лягушку, он же обитает на озёрах, болотах.
В: Сейчас проверим, почему птицам – аисту, журавлю нужны такие длинные клювы. Возьмите предметы - клювики и подойдём к нашему озеру. С помощью этих предметов достаньте игрушки из воды. Всем ли удалось достать лягушку, рыбку со дна озера? Почему?
Ответы детей: у меня короткий пинцет, поэтому я не достала рыбку; а у меня длинный пинцет, как у аиста клюв, я достал лягушку.
Вывод: так как журавли, аисты обитают на озерах, водоёмах у них такое строение, длинные ноги и клюв им нужны для добычи корма.
Физкультминутка «Журавль»
Длинноногий журавль по болоту ходит
Длинноногий журавль лягушаток ловит
(Ходьба с высоким подниманием колен)
А весёлые лягушки держат ушки на макушке,
Весело шагают, лапы поднимают.
(Маршевый шаг)
А журавль, а журавль крылья расправляет.
(Руки вверх через стороны, руки вниз через стороны)
Клюв вверх поднимает, в небо посмотрел, быстро полетел.
(Бег на носках)
Вот на землю опустился (Ходьба на месте)
Вправо, влево поклонился (Повороты вправо-влево)
Встал, на ножке постоял (Стоя на одной ноге)
Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать.
В: разгадали третью тайну карты – озеро Долгое в Хинганском заповеднике и его обитатели : утка мандаринка, журавли, аисты.
В: Отгадываем розовую тайну карты.
Розовым цветом средь листьев зелёных
Нежный цветочек парит над водою.
Что это за цветочек?
Ответы детей: это – лотос.
В: Посмотрите, какой он?
(Слайд №22)
Славой и украшением Долгого озера является цветок лотоса. Лотос Комарова - это редкие и красивые цветы, это водное растение. Они не растут в загрязнённых водоёмах. Лотосы Комарова – это символ чистоты, где растут лотосы, значит с экологией всё в порядке. Очень мало мест на земле, в которых произрастают лотосы, поэтому они занесены в Красную книгу России.
Художественный труд в технике оригами «Лотос».
Я предлагаю вам попробовать сделать цветок лотоса. (Выполнение работы – оригами «Лотос»)
В: Какие красивые цветы у вас получились! Опустим их на наше озеро.
Представим, что мы – лотосы.
Психогимнастика «Лотос»
(Дети сидят на корточках, опустив голову, ладошки соединены)
На воде растут цветы небывалой красоты.
Потянулся вверх цветочек хрупкий, несмышленый.
(Дети медленно поднимаются)
Он от ветра задрожал, и листочки вверх поднял.
(Руки вверх, покачиваясь из стороны в сторону)
Вот росой умылся,
(Имитируют умывание)
Только солнышко пригреет, он раскроет лепестки.
(Руки опускают вниз через стороны)
Эти жители воды на ночь прячут лепестки.
(Присесть на корточки, ладошки соединить)
Исследовательская деятельность
Выявить, почему раскрылись в воде бумажные лепестки лотоса.
В: Вернёмся к нашему озеру и ещё раз полюбуемся красивыми цветами. А что с ними произошло?
Ответы детей: цветы начали раскрывать свои лепестки.
В: Почему?
Вывод: наши лотосы наполнились водой, бумага намокла, становится тяжелее, а верхние лепестки остались сухими, вот они и поднялись вверх.
А цветы лотосы раскрываются утром, как только встаёт солнышко, движутся вслед за солнцем. Они постоянно обращены к солнцу.
Ребята, чтобы у вас осталась память о красивейших цветах - лотосе Комарова, я предлагаю сфотографироваться с ними. (Фотографируемся)
Вывод: мы разгадали четвёртую тайну карты – розовую тайну, это цветок - лотос Комарова.
В: Ребята, как вы думаете, только в заповеднике надо беречь природу?
Ответы детей: нет, природу надо беречь везде.
В: А как вы можете защитить природу?
Ответы детей: убрать мусор на площадке; сделать кормушки для птиц; посадить деревья.
(Слайд №23)
Стихотворение «Береги природу» (автор Петухова Т. Л.) читает ребёнок.
Весной расцветает вся наша земля, деревья, цветы и поля,
Будут птицы в садах щебетать,
Изумительный мир прославлять!
А мы, что сделать с вами смогли,
Чтоб сохранить красоту всей земли?
Чтоб планета стала светлей –
Это зависит от нас, от людей!
Как хорошо, если каждый из нас
Куст посадит хотя бы хоть раз
Цветам поможет расти,
И земля наша будет цвести!
В: Я очень рада, что в вашем маленьком сердечке зажглись лучики тепла, доброты, я надеюсь, что ваши поступки будут всегда хорошими, а сердце - добрым и чутким.
Рефлексия:
В: Ребята мы с вами разгадали тайны карты Амурской области. Какую тайну карты вам труднее (легко) было разгадать?
В: В каком заповеднике мы были?
В: Чем запомнилась тайна карты – озеро Долгое и его обитатели?
В: О чём говорит розовая тайна карты?
В: А друзьями природы вы стали?
Ответы детей: да, будем беречь, и помогать, и любить природу: не шуметь в лесу; не оставлять мусор; не рвать букеты цветов; ходить только по тропинкам; не разорять муравейники.
В: А нам пришла пора возвращаться из заповедника. На карте заповедники обозначены эмблемами. Давайте обозначим на карте звёздочкой тот заповедник, в котором мы были.
В: Раз-два-три повернись в детском саду окажись. Поделитесь своими впечатлениями с друзьями, родителями.