Юлия Биксиитова
Виртуальная экскурсия «Мы на Севере живём» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данное мероприятие предназначено для детей 5 – 7 лет (старшего и подготовительного возраста).
Мероприятие можно провести как в рамках совместной деятельности педагога с детьми, так и в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД, занятия).
Мероприятие разработано для реализации виртуального проекта, разработанного в ДОУ по теме: «Как все начиналось. Кто были наши предки».
Публикация «Виртуальная экскурсия „Мы на Севере живём“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Вразработке Проекта и мероприятий к нему использовался опыт МДОУ г. Щадринска «Центр развития ребенка – детский сад № 24 «Березка»» и материалы из опыта работы региональной инновационной площадки ГАОУ ДПО ИРОСТ, г. Курган.
Данный проект будет реализовываться с нового учебного года в рамках программы воспитания ДОУ.
Тема. «Мы на севере живем»
Цель: знакомить детей с жизнью народов Севера (быт, культура, ремесла, традиции, праздники).
Задачи.
Обучающие: формировать у детей представление о своей родной стране, народах, проживающих в России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера : быт, культура, труд, традиции, праздники познакомить детей с национальной одеждой народов севера.
Развивающие: развивать познавательную активность, интерес к жизни народов Севера, способность выявлять общее и различное, обобщать.
Воспитывающие: воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Предварительная работа:
Рассматривание открыток о Севере, чтение художественной и познавательной литературы, беседы с детьми о народах Севера. Д/и «Земляи ее обитатели», «Что не так», «Сложи узор», создание макетов «Жизнь и быт разных народов Севера», «Как живут народы Севера», рисование «Роспись национальных костюмов народов Севера», просмотр видеофильма «Народы Севера».
Оборудование: ноутбук с аудиосистемой, флешкарта.
Конспект виртуальной экскурсии
в подготовительной группе
Ход
Слайд 2,3.
Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие-многие километры с севера на юг, с запада на восток. Чтобы объехать нашу страну из одного конца в другой, например, с запада на восток, нужно проехать на поезде девять дней.
Слайд 4. И живут в стране нашей народы разные. Мы –россияне,а есть еще белорусы, украинцы, (называйте, ребята, какие вы еще знаете народы)
А на самом севере, живут такие народы как ненцы, ханты и манси чукчи, эскимосы,.
Слайд 5. У них тоже есть своя территория. Среди просторов нашей страны, на севере, есть край, где всегда холодно. Это –Ямало-Ненецкий автономный округ, старинное название округа – Ямал.
Слайд 6. Природа этого края очень сурова, но красива. Она богата лесами, болотами, лугами, водоёмами, тундрами. Территорию всего края в основном занимает тайга.
Слайд 7. Самыми древними людьми или, как мы их называем – коренными жителями этого края, являются ненцы. Это народ, который ведет таежный образ жизни. Народ этот очень трудолюбивый, они очень любят свой край
Слайд 8. Ань дорово! Так здороваются народы ненцы, давайте попробуем поздороваться по-ненецки. (Предложить вместе проговорить слова приветствия).
- А почему у взрослых и детей коренных народов Севера узкие глаза, широкий нос? (Ответы).Узкий разрез глаз защищает их от снега, а широкий нос лучше согревает холодный северный ветер.
Слайд 9,10,11. Чем же занимаются люди, живущие на Севере? /ответы детей/.
Мужчины занимаются рыболовством, охотой на моржей, тюленей. Те, кто живут дальше в тундре занимаются оленеводством /пасут стада оленей/, добывают пушнину, разводят зверей.
Слайд 12,13. А вот женщины в свободное время занимались рукоделием: шили, вышивали, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов (тотемы).
Слайд 14,15. Пастухи целыми семьями кочуют по тундре, в кочующих домиках. Эти дома называются чумами.
Связали шест с другим шестом,
Потом ещё с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов уже наш дом.
Мы чумом этот дом зовём,
Он дарит нас своим теплом
Зимой суровой, хмурой.
Длинные вечера коротали семьи у костра: слушали сказки, мифы, легенды, играли в национальные игры.
Физкультминутка. Игра «Чум».
Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)
В лесотундре из жердей. (руки в стороны)
Закрепить шкуры веревкой, (поворот вокруг себя)
Дом,мы строим со сноровкой (руки на поясе покачивания из стороны в
По привычке кочевой. сторону)
Чум готов!
Пора и печку (присед на согнутые ноги имитация «разжигаем»печь)
(прыжок вверх)
По -хозяйски растопить,
И на наше новоселье (поклон, руки поднимаем через стороны вверх)
Всех соседей пригласить!
Слайд 15,16 В комплект основной одежды оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, входят малица «сокуй» и обувь «бокари». Малица – единственная у ненцев повседневная одежда. Надевается она мехом внутрь. Малица представляет собой широкую одежду с пришитыми к ней шапкой и рукавицами. Длина – ниже колен. Капюшон при необходимости легко снимается с головы и откидывается назад. Покрой малицы довольно широкий. Передняя часть и спина сшиваются из цельных кусков шкуры, книзу они слегка расклешены. Рукава расширяются к проймам. К концам рукавов пришиваются рукавицы из камуса (шкурка с ног оленя) мехом наружу.
Ненецкая женщина большую часть времени проводит в чуме. Нарядную и теплую женскую одежду обычно держат в грузовых нартах, достают ее оттуда перед кочевкой на другое место либо перед дальней дорогой в гости или за топливом. В комплект женской одежды входит распашная двойная меховая зимняя парка – «паны», «бокари» и шапка. Женская парка отличается от мужской малицы внешним видом и кроем. На нее уходит пять оленьих шкур. Женская парка распашная, шьют ее мехом вверх и вниз. Верхнюю часть мастерят из телячьих шкурок с гладким ворсом. К ней пришиты рукавицы из камуса, песцовый воротник. Нарядной считается парка из белых или пестрых шкурок. По подолу парки пришита широкая полоса меха темного цвета. Края и подол парки оторачиваются узкими полосками сукна, такая же полоска пристрачивается и на плечевых швах. Внутрь парки пришивается подклад из оленьих, песцовых или заячьих шкурок. Украшают парку орнаментальными полосками, выполненными в технике меховой мозаики из темного и белого камуса. Ее прямые полы сходятся, но не запахиваются, а завязываются замшевыми или суконными тесемками. Короткие прямые рукава с ластовицей сужаются к обшлагу. Красивым дополнением к парке служат платки, разноцветные шали, а также плетенные из разноцветных ниток пояса. Такая одежда предназначена для дальних поездок, сна, рубки дров, для праздников и будней.
Слайд 17. А вот это – орнамент. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений. Он имеет и свои названия: красивые рога, оленьи рога, бегущая собака, чумы и другие. Мех на платье говорит о том, что леса богаты пушниной – ценным мехом.
Слайд 18. Когда появляется солнце у народов севера проходит большой праздник, он называется праздник Оленеводов. Потому что в этот день все семьи оленеводов, которые кочевали по большой тундре, собираются вместе. Во время этого праздника все мужчины стараются показать свою силу и ловкость. Особенно оленеводы любят состязаться в прыжках через нарты, метание – аркана, в беге на оленьих упряжках, в борьбе на палках
Давайте поиграем в игру, которая называется «Хайер», что означает «Солнце».
Для этой игры нам нужно выбрать солнце, «солнце» садится в круг, а остальные дети берутся за руки. Когда будет звучать музыка, нужно идти вокруг солнца, говоря слова «Хайер», но когда музыка зазвучит громче, «солнце» проснется и будет подниматься, а дети должны быстро отойти в сторону (убежать, чтобы не обжечься его лучами. (Звучит национальная музыка)
Слайд 19. Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы узнали лишь очень немного об этомудивительном прекрасном крае.
Ребята, мы все с вами разные, но у всех у нас одна большая Родина – Россия. Вы – маленькие россияне. В ваших руках – будущее нашей страны. Вы можете сделать страну крепкой и могучей, если будете настоящими друзьями, будете заботиться о своих близких. «Если дружба велика – будет Родина крепка!»
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Литература:
1. Программа «Я – гражданин России».г. Курган 2017г // материалы из опыта работы региональной инновационной площадки ГАОУ ДПО ИРОСТ.
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий. – М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА.
4. Адреса ресурсов сети Интернет: https://nordfest.com