Лариса Корнеева
Викторина со старшими дошкольниками «Моя малая и большая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина «Моя малая и большая Родина»
ЦЕЛЬ: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе разрешения специально смоделированных игровых ситуаций.
ЗАДАЧИ:
1. Обобщить знания детей о символике государства: гербе, флаге, гимне, столице, президенте России.
2. Формировать понятие «малая Родина», места, где человек родился и живёт. Обобщить знания об истории, гербе, достопримечательностях Архангельска.
Публикация «Викторина со старшими дошкольниками „Моя малая и большая Родина“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы развёрнутым предложением.
4. Формировать предпосылки к познавательной и поисковой деятельности, умению аргументировать свой выбор.
5. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
6. Воспитывать у детей чувство эмпатии к родной стране, родному городу.
Ход викторины
Дети с педагогами входят в зал под аудиозапись «С чего начинается Родина». Подходят к глобусу.
Воспитатель: Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной
Неприметный. Небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «Родина»? Ответы детей.
Воспитатель: Как называется наша страна, наша Родина? Россия.
Воспитатель: Правильно, наша Родина – Россия, на этой земле жили наши отцы, деды, прадеды, живём мы с вами, будут жить ваши дети. Россию зовём Родиной потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, мы говорим на родном языке и всё вокруг родное и дорого нам. О Родине сложено много стихов и одно из них прочтё т Рита:
Родина – слово большое – большое,
Пусть не бывает на свете чудес.
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес
В нём умещается ровно полмира,
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок и я.
Воспитатель: Ребята, Россия – это наша страна, для нас она «большая Родина». А есть ещё понятие «малая Родина». Как вы думаете, что для нас является малой Родиной? (родной город, наш посёлок, наш детский сад)
Воспитатель: Правильно, наш родной город – Архангельск – это наша малая Родина. Наш город меньше страны. поэтому – малая, но для нас – архангелогородцев - он является родным, поэтому – Родина. В Архангельске мы родились, здесь мы живём, учимся, работаем.
Воспитатель: Ребята, вы много знаете о нашей стране, о нашем родном городе и чтобы закрепить ваши знания, я предлагаю сыграть в игру-викторину «Моя большая и малая Родина».
Надо разделиться на две команды:
«Богатыри» - мальчики и «матрёшки» - девочки.
Дети делятся на команды и пересаживаются на отведённые для команд места.
Воспитатель: Наша викторина состоит из 5 этапов. За каждый правильный ответ команда будет получать этаж дома. В конце игры мы подведём итоги и посмотрим какие дома «выстроила» каждая команда.
Но в начале команды должны представиться: (речёвки команд)
«Богатыри» : Мы отважны и сильны,
Нас зовут богатыри.
Победим мы быстро всех,
Впереди нас ждёт успех!
«Матрёшки» : Мы – красавицы матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Мы – матрёшки – просто класс,
Победить попробуй нас!
Воспитатель: 1 этап - «Видеоряд».
1 слайд. У каждой страны есть свой флаг. Назовите, под каким номером находится флаг России. Что означают цвета Российского флага?
Ответы детей. 1 ребёнок читает стихотворение о флаге
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
2 слайд. Среди гербов разных стран найдите герб России, под каким он номером. Что он из себя представляет?
Ответы детей. 1 ребёнок читает стихотворение о гербе
У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
3 слайд. На фотографиях вы видите разных людей. Кто из них президент нашей страны? (под каким номером). Как зовут президента нашей страны?
Ответы детей.
4 слайд. Какой город является столицей нашей Родины? Под каким он номером? Почему Москва – столица России?
Ответы детей. 1 ребёнок читает стихотворение о Москве.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башня Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
5 слайд. Как называется наш город? Под каким номером он изображён на слайде?
Ответы детей. 1 ребёнок читает стихотворение об Архангельске.
6 слайд. Под каким номером на слайде изображён наш детский сад? Как он называется? Ответы детей.
Воспитатель подводит итоги 1 этапа викторины, выдаёт «этажи» домов командам.
2 этап. «Пословицы о Родине».
Воспитатель: Ребята, о своей Родине русский народ сложил много пословиц и поговорок. Я начну говорить пословицу, а вы её заканчивайте.
1. Родина – мать – умей за неё постоять.
2. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
3. Родина любимая, что мать родимая.
4. Жить – родине служить.
5. Родной край – сердцу рай.
6. Нет в мире краше Родины нашей.
Воспитатель подводит итоги 2 этапа, раздаёт «этажи» командам.
Воспитатель: А сейчас я объявляю музыкальную паузу. Предлагаю вам исполнить танец о дружбе.
Муз. пауза – танец "Красная лента"
Воспитатель: Продолжаем викторину. 3 этап. «Загадки о Родине».
1. Здесь родился, живёшь
Уезжаешь - скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
2. Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб)
3. У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело – сине – красный. (Флаг)
Есть главная песня у нашей страны.
4. Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава. (Гимн)
5. Во главе державы избран он по праву
На четыре года волею народа. (Президент)
6. Уверен, друзья, отгадаете вы.
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль)
Воспитатель оценивает, подводит итоги, раздаёт «этажи» командам.
4 этап. «Сложи герб».
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у каждой страны, у каждого города есть свой герб. Ваша задача, сложить герб России и герб Архангельска из частей.
«Богатыри» будут собирать герб России, «матрёшки» - герб Архангельска.
Выходят по 2 – 3 человека из каждой команды.
После выполнения детьми задания, гербы выводятся на экран.
Воспитатель: Вопрос для «богатырей» - чем похожи эти гербы?
Вопрос для «матрёшек» - чем они отличаются?
Воспитатель подводит итоги 4 этапа, раздаёт «этажи» командам.
Воспитатель: О России сложены не только песни, пословицы, загадки, но и написано много песен. Я объявляю песенную музыкальную паузу.
5 этап. Игра «Верим – не верим».
Воспитатель: Вы знаете, что малая Родина – это наш родной город Архангельск, место где мы родились и живём. Наш 5 этап будет посвящён нашему родному городу, предлагаю сыграть в игру «Верим – не верим». Если вы согласны с тем, что я скажу, кричите «верим», если не согласны – «не верим». Вопросы я буду задавать каждой команде по очереди, не выкрикивайте, не подводите свою команду.
1. Наш город называется Архангельск.
2. Архангельск – столица Севера.
3. На гербе Архангельска изображён двуглавый орёл.
4. Жителей нашего города называют москвичами.
5. Архангельск – город порт.
6. Пётр I строил в Архангельске дома.
7. Главная река нашего города Северная Двина.
8. В Архангельске есть Красная площадь.
9. В Архангельске нет памятника М. Ломоносову.
10. В Архангельске есть музей Малые Карелы.
11. Степан Писахов – северный сказочник.
12. Герой сказок Бориса Шергина – Сеня Малина.
13. Наш детский сад называется «Буратино».
14. 4 ноября – праздник День народного единства.
15. Мы любим свой город.
16. Мы гордимся своей малой Родиной.
Воспитатель подводит итоги, раздаёт «этажи» командам.
Воспитатель: Архангельск –город северный. Издавна жители нашего города устраивали весёлые праздники, ярмарки. Гулянья, на которых пели, плясали, играли. Сохранилось много исконно северных народных игр. Предлагая поиграть в такую игру "Водяной"
Дети играют в игру
Воспитатель: Ребята. Закончилась наша викторина, закончилось и «строительство» домов. Давайте сравним, у какой команды дом выше. Ребята, посмотрите, в ваших домах пустые окошки, давайте зажжём в них огоньки. Я предлагаю вам самим оценить свои знания, своё участие в игре. На столе лежат огоньки (кружки) трёх цветов.
Если вы не допустили ни одной ошибки, всегда знали ответ и довольны собой – возьмите зелёный огонёк.
Если вы допустили неточность, не всегда знали правильный ответ – возьмите жёлтый огонёк.
Если вы считаете, что много ещё нужно узнать, ещё надо постараться и успех придёт – возьмите красный огонёк.
Подумайте, оцените свои знания, и если готовы, то я приглашаю сначала «матрёшек» зажечь огоньки в своём доме, затем - «богатырей».
Дети «зажигают огоньки», оценивая сои результаты.
Воспитатель: Ребята, вы очень старались, показали хорошие знания о своей стране, своём городе, помогали, выручали и поддерживали друг друга. За ваши старания, за ваш успех, мы награждаем вас медалями.