Лариса Синько
Викторина для воспитателей «Развивающие функции художественной литературы»
▼ Скачать +Заказ
Цель: систематизировать знания о программных произведениях художественной литературы для дошкольников
Наступила новая эра – эра электронной культуры. На ее пороге важны и благодарная память о книге, и творческий поиск возможностей укрепления ее будущего, потому что, перестав читать, человек незаметно для себя может престать быть Человеком с большой буквы или же вовсе не сформироваться.
Публикация «Викторина для воспитателей „Развивающие функции художественной литературы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Литературные викторины и конкурсы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности, детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя.
В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело : им решается участь человека». Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей.
Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.
В связи с этим представляется целесообразным определить некоторые общие методические требования:
1. Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы;
2. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня;
3. Чтение должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать чтение обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая остальным;
4. Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п., монотонное, механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу;
5. Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения – малые литературные формы для непродолжительного; целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам;
6. При подборе и планировании последовательности чтения художественных текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (праздники, памятные даты, тематическими циклами, намеченными для познавательно-исследовательской деятельности, и направленностью актуальных интересов детей группы. Список подобранных текстов постоянно корректируется педагогом, с учетом появляющихся у детей вопросов, возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой;
7. В каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка (стихи, фольклорные и авторские сказки, рассказы детских писателей).
Далее проводится викторина по произведениям детской художественной литературы. Педагогам предлагается разделиться на 5 команд согласно возрасту детей, вопросы задаются поочередно каждой команде.
Разминка:
1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
• «По щучьему веленью, по-моему, хотенью…»
• «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
• «Спи, глазок, спи, другой!»
• «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»
• «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…»
• «Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!»
2. Закончите пословицу:
• «Что написано пером…» (не вырубишь топором)
• «Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
• «Без труда…» (не выловишь рыбки из пруда)
• «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
• «Смех без причины…» (признак дурачины)
• «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
• «Что посеешь…» (то и пожнешь)
• «Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
• «Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
• «Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)
3. К какому виду творчества это относится?
• «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
• «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
• «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота»(Небылица.)
• «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» (Потешка)
• «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
«Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
-«Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» (Былина.)
-«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
-«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
-«Жили-были дед да баба» «Сказка»
Задание 1.
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе :
1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)
2. Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. (2-ая младшая группа)
3. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. (Средняя группа)
4. Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. (Подготовительная к школе группа)
5. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа)
Задание 2.
Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:
1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока»,К. Чуковский. «Цыпленок»,С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)
2. З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)
3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я. Тайц «По грибы»,К. Чуковский «Федорино горе»,
4. Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя)
5. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», (старшая)
6. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)
Задание 3
Назовите автора произведения:
1. «Приключения Чипполино» (Д. Родари)
2. «Приключения Незнайки и его друзей» (Н. Носов)
3. «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков)
4. «Алиса в стране чудес»(Э. Кэрролл.)
5. «Цветик-семицветик» (В. Катаев)
Задание 4
(Задание в конверте)
Назвать детские художественные произведения, написанные:
1. К. Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит» и др.
2. С. Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном Мышонке», «Дядя Степа» и др.
Задание 5.
Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
1. …Ну так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях и отце
В государевом дворце…
(П. П. Ершов «Конек-горбунок»)
1. … Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер…
(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)
1. … Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…
(А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
1. …Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята
Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к
дивану. (Н. Носов. «Живая шляпа»)
1. …Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал- ну невозможно
есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил, что
у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у
меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял
тарелку, и быстро выплеснул кашу на улицу в окно… .
(В. Драгунский. «Тайное становится явным»)
Задание 6.
Стихотворения о временах года.
Из конверта капитаны команд достают пейзажные картинки.
Н а них изображены зима, лето, весна, осень. Команда должна
вспомнить стихотворения о каждом времени года, кто больше.
Задание 7
Каким сказочным героям принадлежат слова:
1. «…Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой».
(«Кот и лиса»,Котофей Иванович)
1. «…О, если я утону, если пойду я ко дну, что станется с ними
больными, моими зверями лесными.» (Айболит из одноименного
произведения К. Чуковского)
1. «Ты волна,моя волна, ты гульлива и вольна
Не губи ты нашу душу, выплесни ты нашу на сушу» (Царица с сыном в сказке «О царе Салтане» А. С. Пушкина)
1. «Дорогие гости, помогите, паука-злодея зарубите!
И кормила я вас и поила я вас, не покиньте меня в
Мой последний час!»
(Муха-Цокотуха. Из одноименной сказки К. Чуковского)
1. «Невелик, да прожорлив! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, он и до нас доберется!» («Кот и лиса»
Медведь).
Задание 8
Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.
Задание 9
Каждой команде предлагаются иллюстрации художников-иллюстраторов.
Необходимо назвать художниками несколько произведений, которые он иллюстрировал.
Задание 10.
Назови одним словом:
• образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
• короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
• устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)
• основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
• короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)
• устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)
• небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)
• вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
• краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
• короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).
По окончании викторины подводятся итоги и команды награждаются грамотами и призами.