Галина Заботина
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знаешь ли ты сказки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина для детей старшего возраста :«Знаешь ли ты сказки?»
Цель: выявление и закрепление знаний о русских народных сказках,обобщение накопленного детьми опыта.
Задачи:способствовать закреплению знаний детьми р. н. сказок :названий некоторых из них,их содержания;вспомнить зачины,концовки р. н. сказок,а также сказочные предме- ты,которые обладали волшебными свойствами.
Публикация «Викторина для детей старшего дошкольного возраста „Знаешь ли ты сказки?“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Способствовать развитию умения внимательно слушать,сопоставлять,сравнивать, высказывать собственные суждения.
Вызвать у детей интерес к игре,эмоциональный отклик,сопереживание своим товарищам,удовольствие от игры.
Способствовать воспитанию любви к устному народному творчеству.
Материал:эмблемы 2-х команд на палочках,жетоны (ключи,лилии,совы,дипломы «Знатоки сказок», «сказочные» вещи (клубочек, гребень, скатерть, полотенце, силуэты, изображающие персонажей р. н. сказок;«кочки», болото с лилиями, колобок, разрезные картинки, 2 фланелеграфа, бубен, книга-путеводитель «Путешествие по сказкам»;кни-
ги в подарок детям;
для оформления зала : детские рисунки по сюжетам р. н. сказок;куклы (дедушка,бабуш-
ка, внучка), игрушки (кот,мышка, ЗмейГорыныч,лима);домик Лисы, «Книга сказок» .
Ход мероприятия:
Дети в р. н. костюмах стоят в группе перед воспитателем.
-Дети,сегодня к нам в гости хотела прийти Сказочница.
Раздается стук в дверь,входит Сказочница.
-Здравствуйте,дети!Вы меня ждали?
-Скажите,а вы любите р. н. сказки?
-Далеко-далеко раскинулось царство,необъятное государство-Страна Сказок,Чудес и Волшебства. Прекрасная страна!И кто хоть раз побывал в ней,останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые,горы-самые высокие,терема-самые расписные,птицы-самые звонкие,а чудища-самые страшные.
Не пристало добрым молодцам по полатям валяться да на завалинках сидеть. а красным девицам песенки распевать да семечки лузгать.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку,в Страну Сказок! Хотите отправиться в путь?
Тогда не будем терять время зря,дорожка нам предстоит дальняя.
Дети вместе со Сказочницей переходят в зал,останавливаются около «Книги Сказок».
-Вот мы и на месте. Но почему книга закрыта?Ой,а это кто?
(Из-за книги выходят «стражники»-2 детей).
-Мы-стражники,охраняем Книгу Сказок!
1 стражник:Мы не можем просто так пропустить вас в Страну Сказок!
2 стражник:Сначала нужно пройти испытание!
1 стражник:Перед вами на столе лежат сказочные предметы,которые помогали героям сказок в пути.
2 стражник:Назовите волшебные свойства каждого предмета и сказку,где этот предмет встречается. Отгадаете-попадете в сказку,а нет-придется вернуться.
Сказочница :Ну что ж,ребята,давайте счастье пытать,попробуем на вопросы ответить.
Дети по очереди называют волшебные свойства клубочка,гребня,скатерти,полотенца и название сказки,в которой этот предмет встречается.
За правильный ответ Сказочница дает «ключик» :
-За правильный ответ даю тебе ключик. Береги его!Может,он тебе еще пригодится!
Когда дети расскажут о всех предметах,Сказочница спрашивает стражников:
-Скажите,стражники,прошли ли дети ваше испытание?
Стражники вместе:
-Испытанье вы прошли,
И за это мы теперь
Вам откроем в сказку дверь!
Берут большой ключ, «открывают» дверь книги.
-Ну что ж,ребята,путь в Стран Сказок открыт,проходите,пожалуйста!
(Звучит музыкальная заставка передачи «В гостях у сказки»,дети проходят через раскрытую книгу).
-Вот мы и в Стране Сказок!Но как же мы пойдем дальше?Посмотрите,перед нами
болото,а в болоте есть кочки,по которым можно идти…Слышала я про эти кочки.
Чтобы на них ступить и не провалиться в болото,нужно сказать волшебные слова-те,которыми обычно начинаются р. н. сказки. Кто из вас может назвать,с каких слов чаще всего начинаются р. н. сказки?
Дети называют зачин р. н. сказок : «Жили-были…»,«В некотором царстве,в некотором государстве…», «За тридевять земель,в тридесятом царстве…»,«За лесами,за горами, за широкими морями…».
(За правильный ответ дается лилия,затем все переходят через болото.
-Кажется,больше нет препятствий на нашем пути. Дети,посмотрите,как много героев в Стране Сказок!Кого из них вы узнали?
(Дети перечисляют).
-Ой,притомилась я что-то в пути. Посмотрите-ка,кто-то о нас позаботился,стульчики приготовил!Давайте посидим здесь рядком,поговорим ладком,проведем викторину
«Знаете ли вы р. н. сказки?»
-Красные девицы,я предлагаю вам сесть на стульчики,на которых лежат эмблемы с изображением красных девиц;а вы,добрые молодцы,сядьте туда,где на стульчиках-
эмблемы с изображением добрых молодцев. Эмблемы возьмите в руки.
-Давайте будем мы играть!
1,2,3,4,5…
Кто в викторине победит?
Конечно,тот,кто знает сказки,
Сомнений у меня в том нет,
Он самый первый даст ответ!
Дети,вас ждут вопросы,задания,и тот,кто знает ответ, должен поднять эмблему. Отвечать будет тот. кто поднимет ее первым. За правильный ответ будет даваться награда-жетон с изображением совы. Известно,что сова-символ мудрости. Чья команда наберет больше жетонов,будет считаться победителем. А чтобы нам не заблудиться в Стране Сказок, нам поможет вот эта книга: «Путеводитель по Стране сказок».Итак,наша игра-путешествие начинается!
Ребенок: В мире много сказок,
Грустных и смешных,и прожить на свете
Нам нельзя без них!
Сказочница :Молодец. какие хорошие слова ты сказал про сказки!А теперь пришло время открыть нашу книгу!Первая страница в ней-фиолетовая, задание: «Подумай и ответь».
(Задания даются командам по очереди).
1)Как звали медведей из сказки «Три медведя?»
2)Где живет Баба-Яга?
3)С какими словами герои сказок обращаются к избушке на курьих ножках?
4)Какой зверь носит с собой предмет для ловли рыбы (волк)
5)Какую посуду используют иногда звери как жилище (горшок)
6)В какое животное заколдовал Кощей Бессмертный прекрасную девушку?
-Молодцы,вы ответили на все вопросы правильно. Открываем следующую страницу:
Нужно найти,кто лишний и почему из 3-х героев,которых я вам покажу.
1)Бабка,дедка,журавль.
2)Маша. медведь,репка.
3)Царевна-лягушка,Иван-царевич,волк.
4)Гуси-лебеди,Иванушка,коза.
-Следующая страничка-красная. называется «Назови сказку».
(Зачитывается отрывок из знакомой сказки в обратном порядке).
1) «Не выходят никуда сами,избушку запрут,уйдет только как студеную воду пить,шелковую траву есть».
2) «Простынуть на окно положила,в масле его изжарила,скатала,на сметане тесто замесила,муки 2 горсти наскребла,намела».
Сказочница выкатывает из-за книги колобок.
-Посмотрите,сам колобок к нам прикатился!Давайте с ним поиграем!
Проводится игра:дети встают на корточки по кругу и под музыку перекатывают колобка друг другу. В середине стоит «зайчик»,который пытается поймать колобка. Если ему это удается,он меняется с тем игроком,от которого к нему попал колобок. (2-3 раза).
-А вот и следующая,оранжевая, страничка нашей книги: «Собери картинку».
(Вызываются по 2участника от каждой команды,они собирают на фланелеграфе картинку,называют,к какой сказке иллюстрация. («По щучьему веленью», «Гуси-лебеди»).
-Давайте узнаем. что за задание ждет нас на синей страничке?-«Узнай героя сказки по песенке!»
Дети по очереди исполняют песенки:
1) «Уж как я ль мою коровушку люблю…»-поет Хаврошечка в фильме,поставленном по сказке.
2) «Стоит в поле,
Он не низо,не высок,не высок.
Кто,кто в … живет,
Кто,кто в невысоком живет?»
3) «…
За 3 гроша куплена,
Полбока луплено,
Топу,топу ногами.
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком замету.»
4) «Петушок. петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.»
Сказочница :-На желтой странице нас ждет игра.
В Стране Чудес и волшебства скучать,друзья,не будем.
Я предлагаю вам сейчас игру «Веселый бубен»!
Дети передают бубен из рук в руки со словами:
-Ты катись,веселый бубен,
Быстро,быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот сейчас ответит нам.
1) «Ловись,рыбка. мала и велика»-Чьи это слова?
2) «У меня не усы,а усищи,не лапы,а лапищи,не зубы,а зубищи-я никого не боюсь!» А это чьи слова?
3) Как называется героиня,владелица летательного аппарата?
4) Как называется сказка,главный герой которой едет к царю на печке?
5)Назови имя сказочного героя,лопнувшего от смеха при виде некачественно построенного моста. (Пузырь).
6)Назови швейную принадлежность,в которой хранится смертельная опасность для сказочного долгожителя?
-Вот и дошли мы до последней,зеленой, странички книги: «Салат из сказок».Сейчас я вам прочитаю сказку,но она необычна тем,что в ней перепутались несколько сказок.
1)Выпил Иванушка водичку из копытца и превратился в козленочка. Увидела Аленушка и заплакала, а Иванушка и говорит: «Не плачь,Аленушка, а помоги мне лучше:влезь в левое ухо,а вылезь из правого-вот и стану я снова человеком».
2) «Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему веленью. по моему хотенью, ловись рыбка,большая и маленькая. Потяжелел хвост,стал волк его тянуть,никак не вытянет. Позвал волк бабку. Бабка за внучку,внучка за Жучку…»
-Вот и с последним заданием вы справились. Заканчивается и наше путешествие по стране Сказок. Я думаю,уместно сейчас вспомнить слова,которыми обычно заканчиваются р. н. сказки. ( Дети называют:«И стали жить-поживать,да добра наживать…», «И я там был,мед-пиво пил…» и др.)
-Сейчас пришло время определить,чья же команда лучше знает сказки (Подсчитывается количество «сов» у каждой команды,определяется победитель,затем обеим командам за участие вручаются книги-раскраски по сказкам. Дипломы «Знаток сказок» вручаются детям,которые больше всех набрали жетонов (сов,лилий,ключей).
-Дети,вам понравилось в Стране Сказок? А сейчас-в обратный путь!Дорога домой никогда не бывает длинной, и только сказочная тропинка бесконечна. Стоит нам открыть сборник сказок и-снова в путь!
Дети под музыку «выходят» из книги и возвращаются в группу.