Елизавета Лебедева
Познавательно-творческий проект «В стране геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.
В. Произволов.
Современные ученые отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах. Следовательно, становится актуальным изучение и закрепление знаний о геометрических фигурах, как одного из важнейших показателей развития пространственного мышления и воображения ребенка.
1. Постановка проблемы[/b]
Публикация «Познавательно-творческий проект „В стране геометрических фигур“» размещена в разделах
Анализ проведенных НОД, бесед, игр, наблюдений за детьми в свободной деятельности, выявил проблему - поверхностный уровень знаний о геометрических фигурах. Дети очень любознательны и хотят все знать, поэтому необходимо провести углубленную работу по данной теме через познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Цель проекта:
- создать условия для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализация проекта.
3. Задачи проекта:
- совершенствовать знаний детей о геометрических фигурах, использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца, развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;
-формировать мыслительные операции, умение классифицировать по разным признакам (форма, цвет, размер, соотносить форму предметов с геометрическими фигурами, называть и показывать элементы геометрических фигур, преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания);
- развивать речь, внимание, память, воображение, мелкую моторику рук, творческие способности, формировать познавательные интересы в различных видах деятельности.
4. Методы и формы реализации проекта
1. Словесный метод (беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные и пальчиковые).
2. Наглядный метод (рассматривание иллюстраций, личный пример воспитателя (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию).
3. Практический метод (изготовление шаблонов геометрических фигур, творческие задания и упражнения (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры Воскобовича, создание развивающей среды, оформление уголка в группе для познавательного развития детей).
4. Игровой метод (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, ситуативные и т. д.).
Формы работы над проектом:
групповая, подгрупповая, индивидуальная.
5. Ожидаемые результаты
В процессе реализации проекта:
-сформированы первичные представления об объектах окружающего мира;
-развиты познавательные и творческие способности детей;
- выявился уровень развития коммуникативных навыков;
- разработана система знаний о геометрических фигурах;
- повысился интерес к математике;
- пополнился словарный запас детей математической терминологией;
- сформированы навыки активной самостоятельной деятельности;
- научились представлять результат своего труда;
- получили (родители) необходимые знания по теме проекта;
- овладели необходимыми приёмами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребёнка, его способности видеть мир в целостных образах.
Этапы реализации по проекту
1. Подготовительный:
*подобрать методическую, научно-популярную литературу, игрушки, иллюстрационный материал, атрибуты для игровой деятельности, материал для изобразительной и продуктивной деятельности;
*изучить теоретические и методические основы подготовки ребенка к формированию знаний, умений, навыков по теме «Геометрические фигуры»;
*провести тестирование и диагностику на начало реализации проекта и его окончание;
*рисование схем-макетов, изготовление дидактических игр, оформление наглядного материала;
*чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т. д. («Колёса» В. Сутеева и др.);
*поиск, подготовка и заучивание стихов, загадок, скороговорок о превращениях, волшебстве и т. д. ;
* анкетирование родителей, изучение возможности участия родителей в реализации проекта;
* беседы с родителями об актуальности, о целях и задачах проекта, привлечение к участию в проекте.
2. Практический этап
2.1 Мероприятия по работе с детьми:
* чтение художественной литературы В. Сутеева «Колёса» и другие;
*просмотр мультфильмов и презентаций «Фиксики» и другие;
* беседы «На что похожи геометрические фигуры»,
* НОД «Занимательная страна геометрических фигур», «Геометрические фигуры вокруг нас»;
*рассматривание альбомов и иллюстраций;
*экспериментирование «Угадай, какая фигура спряталась?»
*конструирование «Город геометрических фигур»
*рисование «Ассоциация»
*аппликация «Волшебные превращения»
*лепка «На что похоже?»
* дидактические игры «Открой замок», «Найди свой домик», «Назови соседей», «Что подходит» и другие;
* пальчиковые игры «Будем пальчики считать и фигуры называть» и другие;
- физкультминутки «Жёлтый шар», «Юрта», «Апельсин», «Мы ногами топ-топ…», «Много ль надо нам, ребята…» и другие;
* подвижные игры «Найди свой домик», «Найди своё место», «Гаражи»;
*театрализованные игры и инсценировки «Какая фигура важнее?»
2.2 Работа с родителями:
*участие в выставке рисунков и работ по аппликации «Волшебные превращения»;
* разучивание с детьми стихов, загадок;
*помощь в оформлении коллажа «Город геометрических фигур»;
* помощь в изготовлении альбома «Стихи о геометрических фигурах»;
2.3 Совершенствование предметно – развивающей среды
*Дидактические игры:
- игры с цифрами, монетами;
- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины («Сравни и подбери»);
- игры с алгоритмами
*Развивающие игры:
- блоки Дьенеша;
- палочки Кюизенера;
- игры Воскобовича;
3. Заключительный этап:
- оформление выставки «Геометрический вернисаж»
- изготовление альбома «Стихи и загадки о геометрических фигурах»
- конструирование «Город геометрических фигур»
- презентация «Как мы изучали геометрические фигуры»
- фотоотчёт по проекту.
Оценка результатов и отчётность
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства, так как проект был направлен на формирование знаний, умений, навыков по теме «Геометрические фигуры», на развитие познавательно – творческих способностей, любознательности, пытливости ума. Участниками реализации проекта являлись дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников. Перспективный план был составлен с интеграцией всех образовательных областей. Работа строилась с учетом предметно – развивающей среды. В ходе реализации проекта удалось создать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес к познавательной и мыслительной деятельности детей. Систематизированы и расширены знания детей о геометрических фигурах. Дети проявляли интерес ко всем видам деятельности, творческую активность. В совместной продуктивной деятельности с педагогом и родителями были созданы: дидактическая игра «Часть и целое», набор фигур для геометрической мозаики, коллаж «Город геометрических фигур», альбом «Стихи и загадки о геометрических фигурах». Были оформлены выставки рисунков и поделок из бумаги в технике «оригами». В последний день работы проекта было проведено итоговое НОД «Геометрические фигуры вокруг нас». Закончился проект просмотром презентации «Как мы изучали геометрические фигуры» и обсуждением, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками. С результатами проекта также были познакомлены родители детей. В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только повысить интерес к математике, но и даст толчок для развития коммуникативных, познавательных и творческих способностей детей.
Приложения:
1. Анкета для родителей.
2. Загадки.
3. Стихотворения.
4. Геометрические сказки.
5. Дидактические игры.
6. Подвижные игры с геометрическими фигурами.
1. Анкета для родителей
Формирование элементарных математических представлений у детей
1. Как Вы считаете, достаточно ли знаний по математическому развитию получает Ваш ребенок в детском саду.
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
2. Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию.
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
3. Во время прогулок Вы обращаете внимание ребенка на сопоставление окружающих предметов с геометрическими фигурами.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
4. Как часто Вы используете в совместной игре загадки, считалки, занимательный материал.
а) при возможности;
б) иногда;
в) никогда.
5. Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях по математике.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
6. На что, по вашему мнению, воспитателям стоит уделять больше времени во время занятий по формированию элементарных математических представлений.
2. Загадки
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это - (круг)
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? (треугольник)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат)
3. Стихотворения
Треугольник
Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.
Квадрат
Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил - квадрат.
И стол -квадрат, и стул - квадрат,
И на стене плакат - квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая - квадрат,
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые.
КВАДРАТ - четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.
Круг
Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.
Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.
Ромб
РОМБ - фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два -
Фигура стала вдруг одна.
Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.
Круг
Паутину сплел паук
Паутина - это круг.
Помогает гончару
Каждый день гончарный круг.
Круглая - тарелка
С кашей манной внуку,
Часовая стрелка
Движется по кругу,
И кольцо сплетенных рук,
Если приглядеться - круг!
Как округло колесо
И летящее лассо!
Солнце на валторне,
И земля по форме.
Овал
А как нарисовать овал?
На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно
Мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни,
Получается ОВАЛ.
Сколько раз его видал,
В ванной зеркало -овал!
Овал и блюдо, и яйцо.
Мама говорит: -Лицо
У тебя овальное.
Пусть будет овальное,
Лишь бы не печальное.
Мы рассмеялись и в овале
Рожицу нарисовали.
Овал - окружность удлинённая
И рожица в ней удивлённая.
Прямоугольник
Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож на дверь, на книжки
И на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.
Полукруг
Если круг разломишь вдруг,
То получишь полукруг.
Это месяц в облаках
И пол-яблока в руках.
Это шляпка у грибочка,
На болоте мокром кочка.
Разноцветным полукругом
Встала радуга над лугом.
4. Геометрические сказки
Страна Геометрия
Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали.
Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.
Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».
Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».
Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».
Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».
Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».
Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».
Друзья поняли, что были неправы и помирились.
Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!
"Математическая сказка"
В двумерном пространстве жила-была Окружность. Она была такая кругленькая и беленькая. Однажды Окружность решила погулять и встретила Круг.
- "Привет, меня зовут Круг, а тебя?"
- "Меня зовут Окружность. Давай дружить".
Целый день гуляли они по прямой, кривой и замкнутым линиям. И, когда наступил вечер им не хотелось расходиться по домам.
Через неделю рано утром Окружность разбудил звонок. Это звонил Круг.
- "Привет, это Круг. Слушай, у меня есть изумительный домик в Треугольном переулке. В нем три ванных, две кухни и пять спален. Переезжай ко мне жить", - волнуясь, предложил Круг.
- "Я согласна", - радостно сказала она.
Через год у них появились две очаровательные окружности, и два задиристых толстеньких круга!
Сказка «Город геометрических фигур»
В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом). Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ). И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках.
А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность.
Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал: «Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок. У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ). Вот они и мешают двигаться».
Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. «Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла. А не будь их, ты бы был таким же как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс. Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины. Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала».Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе Круг за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного - не будь кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок, черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города Геометрических фигур».
«Приключения ромбика»
В одной стране геометрических фигур, в славном городе Математика жил-был добрый Ромбик, которого все очень любили. Ромбик всегда приходил на помощь и много улыбался. поэтому все-все-все хотели с ним дружить.
В это утро Ромбик встал рано. Поздоровался с ярким солнышком, сияющим на небе. Полил любимые цветы на клумбе под окошком и отправился путешествовать.
Шел Ромбик по лесу, слушал пение птиц, радовался хорошей погоде, красивым цветам. И. Вдруг. Ромбик услышал, что кто-то плачет. Тихо, но так жалобно. На полянке под кустиком сидел круглый малыш и горько-горько плакал.
- Что случилось? Почему ты плачешь? Кто ты?
- Я. я. Кругляш --- всхлипнул малыш и заплакал еще сильнее.
Ромбик удивленно посмотрел на Кругляша и строго сказал:
-Прекрати плакать, как маленький. И расскажи, что случилось.
Кругляш всхлипнул последний раз и начал рассказывать:
- У меня был мой любимый домик. такой же кругленький, как я. Я так его любил. В моем домике были круглые окошечки, и на них стояли мои любимые круглые цветочки. Даже дым из трубы шел такими замечательными круглыми колечками. Я сегодня рано утром ушел собирать грибы и ягоды. Я всегда, когда ухожу свой домик привязываю вот к этому колышку, чтобы домик не укатился. А тут. Пока я был в лесу, поднялся такой сильный ветер, что веревочка порвалась и домик укатился. Я искал его искал, но домика нигде нет. Где я теперь буду жить? Как я буду без моего любимого домика?
Кругляш тяжело вздохнул и снова начал плакать.
- Стой, стой. Хватит плавать. А то от твоих слез скоро все лягушки из всей страны геометрических фигур сюда сбегутся.
- Это еще почему? - удивился Кругляш
Ромбик весело рассмеялся:
- Да потому что нельзя столько плакать, ведь от слез болото появится, а наши лягушки знаешь, как сырость любят. Мы не будем вешать нос! Мы будем строить новый дом!
Целый день Ромбик и Кругляш строили новый дом. И дом получился просто замечательный. Красная крыша, крылечко и на окошечке любимые цветы Кругляша.
- Спасибо тебе, Ромбик - сказал Кругляш. - Приходи почаще в гости. а плакать я больше не буду. Ведь, если есть друзья, все можно решить и даже дом построить.
Вот так закончилось маленькое путешествие Ромбика. Вечером, когда на небе зажглись яркие звездочки, Ромбик сидел на крылечке своего домика, пил чай с пирожками из грибов, которые насобирал Кругляш ему в подарок и думал: "А куда бы мне отправиться завтра. "
На этом приключения Ромбика не заканчиваются. И если вы ребята будете вести себя хорошо, он расскажет вам еще очень много интересных сказок. а теперь. ПОКА!
5. Дидактические игры
1. «Открой замок»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимание.
Игровые правила: найти правильно ключ нужной формы.
Игровые действия: воспитатель детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.
Варианты проведения: усложнить задание можно завязав глаза участнику и назначить ребенка, который будет говорить где лежит подходящий ключ «лево», «право», «вверх», «низ».
2.«Весёлый поезд»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать память и внимание.
Игровые правила: правильно разложить геометрические фигуры.
Игровые действия: воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры – паровозик. Дети из геометрических фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам.
Варианты проведения: воспитатель в паровозик кладет карточку-ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон, воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.
3.«Вкусный груз»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимательность.
Игровые правила: найти овощи и фрукты, похожие на определенную геометрическую фигуру.
Игровые действия: воспитатель берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геометрической фигурой.
Варианты проведения: усложнить задание можно подобрав карточки и разными геометрическими фигурами.
4.«Спрячь от дождика»
Игровая задача: закреплять умение быстро и правильно находить геометрические фигуры.
Дидактическая задача: развивать внимательность, интерес к математическим играм.
Игровые правила: положить под зонтик только те фигуры, которые сказал взрослый.
Игровые действия: ребенку предлагается карточка с изображением зонтика. Воспитатель показывает геометрическую фигуру и предлагает ребенку спрятать под зонтик все фигуры такой же формы.
Варианты проведения: усложнить задание можно назначив ребенка, который будет ему подкладывать те геометрические фигуры, которые не потребуются для выполнения задания.
5.«Назови соседей»
Дидактическая задача: закрепить знания о геометрических фигурах.
Игровая задача: развивать внимание.
Игровые действия: ребенок должен назвать правильно геометрические фигуры.
Игровые правила: внимательно посмотреть на фигуру, показанную взрослым и назвать соседние геометрические фигуры.
Варианты проведения: назвать соседние фигуры только слева или только справа, дети называют соседей геометрических фигур, расположенных на фланелеграфе, дети подбирают соседей геометрических фигур, описанных воспитателем или детьми.
6. Подвижные игры с геометрическими фигурами
«Найди пару: по цвету, по форме»
Цель: Совершенствовать восприятие цвета и формы. Развивать произвольное внимание, мелкую моторику мышц рук. Развивать партнёрство и доброжелательность во время игры.
В корзинке лежат геометрические фигуры. Каждый из вас достанет по одной геометрической фигуре и никому её не покажет. По моей команде вы рассмотрите свою геометрическую фигуру и найдете свою пару по цвету или форме.
2. Эстафета «Возьми свою геометрическую фигуру»
Цель: Развитие представлений о форме предмета, умение выделить предмет задуманной формы. Ориентировка в пространстве
По сигналу впереди стоящий участник прыгая на правой ноге через центр между конусами, берет из корзины свою геометрическую фигуру и бегом возвращается обратно. Геометрическая фигура остается в руке участника. Выигрывает та команда, которая не допустит ошибок при выполнении задания.
На старт, внимание, марш.
Покажите свои фигуры. Они совпадают по форме с фигурой вашей пары?
3. Эстафети «Построй башню»
А теперь с вашими геометрическими фигурами будим строить высокую башню. Прыгаем так же, но на левой ноге. На модуль кладем друг на друга геометрические фигуры и бегом возвращается обратно. У кого башня получилась высокая и красивая, та и победила команда. Можно фигуры перестраивать.
-На старт, внимание, марш
-Давайте рассмотрим, в какой команде самая большая и красивая башня? Молодцы.
4. Эстафета «Раз, два, три – башню разбери».
Теперь по команде «Раз, два, три – башню разбери». Вы подбегаете к модулю, берете свою геометрическую фигуру и бегом возвращаетесь в команду. Чья команда быстро справится с заданием, та и выиграла. Геометрическая фигура остается в руке участника.
5. Эстафета «Каждой фигуре свое место»
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве, точности движений
На игровом поле лежат по четыре обруча в каждой команде. По команде через центр подбегаем к красному обручу кладем все кубы, в зеленый обруч кладем прямоугольники, в синий обруч кладем конусы, в желтый обруч кладем шары. Оббегаем обручи и бегом возвращаемся в свою команду.
-Какие фигуры кладем в желтый обруч? (шары)
-Какую фигуру кладем в красный обруч? (куб)
-Какую фигуру кладем в зеленый обруч? (параллелепипед)
-Какую фигуру кладем в синий обруч? (конус)
На старт внимание марш.
Теперь проверим все фигуры нашли свое место?