Олеся Гришанова
Весенние наблюдения за природой на прогулке. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение № 22
Май
Прогулка 1
Наблюдение за одуванчиком
Цели: уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);
• формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
— закреплять знания о лекарственных растениях.
Ход наблюдения
Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок. Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка — корзиночка, наполненная мелкими цветами. Каждый цветок — это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком. Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые плоды-семена.
Публикация «Весенние наблюдения за природой на прогулке, 2 часть» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Много прозвищ у одуванчика: «подойничек» (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и «придорожь» (потому что любит расти у дороги, но самое смешное название этого цветка — «плешивец» (ветер дунет — семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).
Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Как выглядит одуванчик?
• В какое время можно им любоваться?
• Какие прозвища есть у одуванчика?
• Почему одуванчик относят к лекарственным растениям?
Исследовательская деятельность
Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?
Трудовая деятельность
Уборка участка от мусора и сухих веток.
Цель: учить видеть результат своего труда.
Подвижные игры «Найди свой бутон».
Цели:
• учить различать цветы, действовать по сигналу;
• упражнять в беге;
• развивать наблюдательность.
«Попрыгунчик».
Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
• воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;
• упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;
• развивать силовые качества.
Наблюдение № 23
Наблюдение за дождем. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы : мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.
Загадка: Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (дождь)
Трудовая деятельность
Уборка участка от весеннего мусора.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры
«Мы — капельки», «Живой лабиринт».
Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
• упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;
• развивать координацию движений;
• формировать навыки коллективной деятельности.
Наблюдение № 24
Наблюдение за облаками. Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму. Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи.
Пальчиковая игра «Облако» :
Беленькое облако Округленные руки перед собой, пальцы в за-
мок.
Поднялось над крышей. Не расцепляя рук, поднять их над головой.
Устремилось облако Выпрямить руки.
Выше, выше, выше. Потянуться руками вверх.
Ветер это облако Плавные покачивания руками над головой из
стороны в сторону.
Зацепил за кручу. Сцепить руки кончиками пальцев над головой.
Превратилось облако Руками описать через стороны вниз большой
В дождевую тучу. круг и опустить. Присесть.
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цель: формировать желание трудиться сообща.
Подвижная игра
«Не попадись».
Цель: закреплять умение бегать, ловко увертываться, прыгать.
Индивидуальная работа
Метание предметов в цель.
Цель: развивать силу рук, глазомер, умение концентрировать внимание на объекте.
Наблюдение № 25
Наблюдение за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.
Загадка: Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (солнце).
Подвижная игра
«Не попадись».
Цель: закреплять умение бегать, ловко увертываться, прыгать.
Индивидуальная работа
Метание предметов в цель.
Цель: развивать силу рук, глазомер, умение концентрировать внимание на объекте
Наблюдение № 26
Наблюдение за деревьями. Солнце – это источник тепла. Разные деревья по разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. От количества тепла зависит и начало появления листьев.
Исследовательская деятельность
Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.
Ответить, кто же самый сильный на земле?
Трудовая деятельность
Очистка участка от старых листьев.
Цель: продолжать учить трудиться попарно.
Подвижная игра
«Живой лабиринт».
Цели:
• учить делать широкий круг;
• тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Индивидуальная работа
«Прыг да скок».
Цель: развивать умение прыгать на левой и правой ноге.
Наблюдение № 27
Наблюдение за цветником
Цели:
• расширять представления о цветнике весной;
• закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Назовите садовые цветы.
• Назовите полевые цветы.
• Где они растут?
• Какие цветы вам нравятся? Почему?
• Есть ли у вас дома цветы? Какие?
• Как вы за ними ухаживаете?
• Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?
• Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?
• Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?
• Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?
• Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?
Трудовая деятельность
Работа на огороде.
Цели:
• закреплять умение работать сообща;
• формировать знания о росте и развитии растений.
Подвижная игра
«Чье звено скорее соберется?».
Цель: упражнять в беге.
Индивидуальная работа «Не упади».
Цель: упражнять в ходьбе по бревну.
Наблюдение № 28
Наблюдение за растениями. Выявлять признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение березы – сережки. При наблюдении за цветением березы уточнить знания детей о том, что сережки – это цветы.
Стихотворение А. Прокофьева «Береза» :
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То яркую, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнется – но не ломится!
Подвижная игра: «Узнай и назови».
Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.
Индивидуальная работа: Хождение по буму.
Цели: упражнять в соблюдении равновесия;
вырабатывать координацию движений
Наблюдение № 29
Наблюдение за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.
Загадка: Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила. (Гроза)
Цели:
• знакомить с понятием «гроза»;
• формировать реальные представления о явлении природы;
• обогащать словарный запас;
— развивать наблюдательность. Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Потемнело небо —
Тучами покрылось,
Будто колесница
В небе покатилась.
Муравьишки скрылись,
Гром гремит, пугает,
Дождь ручьями льется,
Молния сверкает.
Спрятались под крышу
Воробьи-зазнайки.
Что с природой стало,
Дети, отгадайте? (Гроза.)
• Что потемнело и покрылось тучами?
• Что гремит и пугает?
• Про какие явления природы еще говорится? (Про дождь, молнию.)
• Кого напугала гроза? (Муравьишек, воробьев.)
• Как вы думаете, что такое гроза?
Когда погода плохая, внутри облака накапливается электричество. Молния — это гигантская электрическая искра. Молния нагревает окружающий воздух.
Горячий воздух сталкивается с более холодным, и раздается гром. Молния во время грозы очень опасна. Очень часто попадает в высокие, одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки дерево и устроить пожар. Нельзя стоять под деревом во время грозы.
Исследовательская деятельность
Сравнить обыкновенный дождь и грозу, назвать сходства и различия.
Трудовая деятельность
1-я подгруппа — расчистка граблями участка;
2-я подгруппа — вынос мусора.
Цели:
• учить трудиться небольшими группами;
• воспитывать желание трудиться, дружбу в коллективе.
Подвижные игры
«Гуси-гуси».
Цель: учить внимательно слушать пастуха и быстро «улетать» от волка, четко проговаривать слова гусей.
«Найди свое дерево».
Цель: учить называть и запоминать свое дерево, быть внимательными и быстрыми.
Индивидуальная работа «От дерева до дерева».
Цель: упражнять в прыжках на двух и на одной ноге
Наблюдение № 30
Наблюдение за одуванчиком (стадии роста, цветения и образования семян). Сравнить величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. У одуванчика утром венчики цветов раскрываются, а вечером вновь закрываются. Наблюдения зарисовать.
Загадка: На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки. (Одуванчик)
Исследовательская деятельность
Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.
Трудовая деятельность
Уборка в аптекарском огороде.
Цель: понимать значение этого вида труда для роста и раз. вития растений.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди».
Цели:
• учить действовать по сигналу воспитателя;
• воспитывать дружеские отношения в игре.
«Скакалка».
Цель: закреплять названия растений.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
Наблюдение № 31
Наблюдение за растениями. Понаблюдать за цветением березы : обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца.
Загадка: Летом цветет,
Зимой греет,
Настанет весна –
Потечет слеза (береза).
Подвижные игры: Медведь и пчелы».
Цель: упражнять в лазанье, беге по сигналу воспитателя. «Бабочки, лягушки и цапли».
Цель: учить бегать, свободно подражая движениям животных.
Индивидуальная работа: «Сбей шишки».
Цель: учить меткости, точности.
Наблюдение № 32
Наблюдение за землей и почвой. Почва растениям – деревьям, кустарникам, травам и цветам – необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаемее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?
Стихотворение «Часть родной земли» :
Весною буйно все растет,
Деревья расцвели!
Когда придешь на огород,
Возьми комок земли.
Смотри – он теплый, он – живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нем корешки цветов живут,
Он червякам дает приют,
В нем влага, воздух, перегной…
Он часть твоей земли родной!
Подвижные игры
«Гуси-лебеди».
Цели:
• учить действовать по сигналу воспитателя;
• воспитывать дружеские отношения в игре.
«Скакалка».
Цель: закреплять названия растений.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении
Наблюдение № 33
Наблюдение за жизнью зимующих птиц весной. Чем отличается жизнь птиц весной от жизни их осенью и зимой? (теперь они реже прилетают к кормушке).
Стихотворение О. Г. Зыковой «Синицы» :
Ох, и хитрые же птицы,
Желтогрудые синицы.
Только лишь в большую стужу
Эти птицы с дятлом дружат.
Ну, а летом все синицы
Сами могут прокормиться.
Подвижные игры
«Мы — капельки», «Живой лабиринт».
Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
• упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;
• развивать координацию движений;
• формировать навыки коллективной деятельности.
Наблюдение № 34
Наблюдение за лиственницей.
Лиственница – самое многочисленное дерево России. Лиственничные леса занимают у нас самые большие площади. Отметить, что крона и ствол дерева напоминают по форме конус. Сейчас из почек появились пучки нежных, молодых хвоинок с особым ароматом. Её светло-зеленые хвоинки, в отличие от других хвойных пород, осенью желтеют и опадают. Вместе с хвоей появились маленькие, изящные, красные шишечки.
Загадки:
• Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
• Похожа на ёлку, но мягкие иголки.
Зимой раздевается,
Весной одевается. (Лиственница)
Упражнение «Составь предложение» - упражнять детей в использовании многозначных слов в собственной речи (шишка, иголки).
Подвижные игры «Перелет пчел».
Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая;развивать ловкость, внимательность.
«Мыши в кладовой».
Цели: тренировать в ползании, не задевая дугу и веревку; учить действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).
Наблюдение № 35
Наблюдение за тенью. Выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Для этого, очертить палочкой на песке или на асфальте тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки, а затем вечером. Сравнить положения тени в разное время суток.
Загадка: От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит… (тень)
Наблюдение № 36
Предложить послушать звуки кукушки. В отличие от других птиц, кукушка не вьет весной гнезда для высиживания яиц. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.
Стихотворение О. Г. Зыковой «Кукушка» :
О птицах не вспоминаю,
Все летаю и летаю,
Посижу я на суку,
Покричу – ку-ку, ку-ку.
И в чужие гнезда яйца
Отложу я без стыда,
Потому, что я – кукушка
Своего не вью гнезда.
Я кричу ку-ку, ку-ку,
Клюв не раскрывая.
Посмотрите на меня,
Я одна такая!
Загадка: Мать-отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду –
Чужим сбуду (Кукушка).
Наблюдение № 37
Наблюдение за трудом взрослых в огороде. Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.
Дидактическая игра «Для чего?» :
Ведущий задает вопросы, дети по очереди отвечают. За ответ – фишка. Победитель тот, кто набрал больше фишек.
Вопросы:
• Какие орудия труда огородника ты знаешь?
• Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?
• Подвижная игра
• «Не попадись».
• Цель: закреплять умение бегать, ловко увертываться, прыгать.
• Индивидуальная работа
• Метание предметов в цель.
• Цель: развивать силу рук, глазомер, умение концентрировать внимание на объекте.