МААМ-картинки

Конспект занятия «Весеннее пробуждение деревьев»

Бычкова Галина Стефановна
Конспект занятия «Весеннее пробуждение деревьев»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема : «Весеннее пробуждение деревьев

Цель. Познакомить дошкольников с изменениями, происходящими в природе весной в жизни деревьев : начинается сокодвижение, набухают почки, распускаются листья, цветы. Рассказать о том, что многие деревья цветут до появления листьев. Дать знания о том, что вода в природе имеет животворное свойство. Пополнить словарь за счёт названия деревьев, сокодвижение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подготовка воспитателя

Публикация «Конспект занятия „Весеннее пробуждение деревьев“» размещена в разделах

Изучила пособие М. М. Корабельникова «Краски природы» (стр. 12-17, Плешакова В. М. «Зелёные страницы» (стр. 34-39, написала конспект, продумала методы и приёмы. Саморукова П. Г. «Ознакомление дошкольников с природой» (стр. 151 – 160, «С любовью к природе» под редакцией Зверева И. Д. (стр. 111 – 121).

Предшествующая работа

Дети наблюдали в разные сезоны за деревьями на участке детского сада.

Оборудование: иллюстрации деревьев, ветки деревьев, иллюстрации с изображением весенних периодов, иллюстрации первоцветов.

Ход

Организационный момент.

- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, какие изменения происходят в растительном мире весной, какие деревья начинают зацветать первыми, последними, почему многие деревья и травянистые растения цветут до появления листьев.

1. Сроки наступления, периоды весны. Характеристика весенних месяцев.

Читаю художественное слово.

Зима ещё хлопочет и на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит.

Федор Иванович Тютчев.

- О каком времени года пишет Тютчев Ф. И.

- Когда наступает весна?

- Весна наступает тогда, когда появляются проталины, прилетают грачи, начинается сокодвижение у деревьев.

- Какие весенние периоды вы знаете? Каждому периоду соответствует и весенний месяц.

- Что характерно для ранней весны? (Выставляю иллюстрацию)

Ранняя весна характеризуется сходом снежного покрова, начинается с появления первых проталин, заканчивается при сходе снега на полях.

- Что характерно для средней весны? (Выставляю иллюстрацию)

Средняя, речная весна, зелёная. Начинается от полного схода снега на полях и таяния рек. Эта дата совпадает с цветением черёмухи, поэтому и называют зелёная (середина мая)

- Что характерно для поздней весны? (Выставляю иллюстрацию)

Поздняя, лесная, в народе называют предлетье. Начинается от цветения черёмухи, заканчивается тогда, когда отцветёт яблоня, сирень.

- Как вы думаете, о каком периоде весны писал Пушкин А. С.

«Светит солнце ярче, ярче,

Греет солнце жарче, жарче,

Пробуждается природа постепенно ото сна.

Наступает утро года, начинается весна»

- Да, это март.

- Почему поэт назвал этот месяц «утро года»?

В первой половине марта бывают и вьюги, и метели, и мороз, и снег. Но приближение весны уже чувствуется. Появляются проталины. Снег тяжёлый. Можно наблюдать наст – тонкая корочка льда на снегу. Солнце поднимается выше, повышается и температура воздуха.

Приметы в марте.

«Длинные сосульки, к долгой весне».

«Март – утро года».

«Увидел грача – весну встречай»

Апрель – месяц солнца и воды.

Приметы в апреле.

«Апрель всех напоит»

«Если ольха зацветает раньше апреля – весна будет ранняя».

«Мокрый апрель – хорошая пашня»

«Апрель с водою – май с травою»

Май Древнерусское название – травень. Обильно отрастают травы. Дни тёплые, солнечные, но ночи ещё прохладные. Частые грозы.

Приметы в мае

«Май холодный – год хлеборобный».

- Как вы понимаете эту примету?

«Май леса наряжает, лето в гости ожидает».

- Как вы понимаете эту примету?

«Как в мае дождь, - так и будет рожь».

- Как вы понимаете эту примету?

И так, мы поговорили о весенних месяцах, их характерных особенностях, закрепили народные приметы

2. Весеннее пробуждение деревьев

- Какие изменения происходят у деревьев весной?

Сокодвижение, набухание и распускание листьев, цветов.

- Что такое сокодвижение?

-У какого дерева начинается первым сокодвижение?

Первое движение сока ранней весной начинается у остролистного клёна. Особенно заметно сокодвижение у берёзы. Чуть сладковатый, пенящийся, обильно течет он из ранки на дереве. Плохо, когда человек делает эти раны и оставляет их открытыми. Читаю стихотворение Алексея Толстого.

«Острою секирою ранена берёза…»

Острою секирою ранена берёза,

По коре серебристой покатились слёзы;

Ты не плач, берёза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечишься к лету,

Будешь красоваться, листьями убрана…

Лишь больное сердце не залечит раны!

- Как помочь берёзе весной?

Да, раны на дереве следует замазать глиной.

- Какие правила поведения в природе вы знаете?

Рассматривание весенних веток.

Вот из почек орешника выросли и повисли длинненькие ниточки с зеленоватой бахромой бусинок, словно серёжки в ушах девушек. Эти симпатичные, нежные серёжки и есть цветики. Распустились они так рано для того, чтобы, сильный весенний ветер беспрепятственно разнес лёгкую пыльцу. На тех же веточках орешника растут другие цветки, скорее похожие на почки с ярко-розовыми ниточками-язычками. На них и попадает пыльца. В конце лета из опыленных цветков появятся настоящие вкусные орехи.

- Как узнать орешник весной?

У ольхи серёжки буро - коричневые, будто ниточки, обвитые спиралью пушистых мелких цветочков с чешуйками наверху. Эти чешуйки, словно крышкой, прикрывают пыльцу от влаги. Опыляет ольха красненькие мелкие цветки на соседних деревьях. Из них образуются мелкие шишечки, уже знакомые нам по зимним веткам.

- Как узнать ольху весной?

Удивительно красивы серёжки осины и тополя. Бордовые с лиловым отливом, опушённые серой бахромой,- настоящие украшения дерева. Ветер поможет осине и тополю не только развеять пыльцу. Когда через два месяца осина и тополь дадут потомство семян, каждое из которых одето лёгким пушком - парашютиком, ветер подхватит их и унесёт далеко- далеко заселять новые места.

- Как узнать осину, тополь весной?

- А какие ласковые название дают серёжкам ивы! Кошечки, лапки, пушки. И, впрямь, пушистые, лёгкие, нежные серебристо-серые цветки ивы напоминают шёрстку котёнка. Через некоторое время из серых цветы станут жёлтыми от пыльцы. Не только ветер разносит их пыльцу. Ива - один из первых весенних медоносов.

- Какие названия дают серёжкам ивы?

Цветёт до появления листьев и ясень. Ранней весной также разносит его пыльцу ветер. Но цветки ясеня совсем не похожи на серёжки ив, осин, орешника. Эти цветы и серёжками не называются. Красивыми букетиками сидят они по краям толстых веток.

Молодые листочки, которые появляются ранней весной нежно – зелёного цвета, просто переливаются на солнце, блестят. Это смола, которая покрывает листья. Её сразу почувствуешь на пальцах. Эта смола оберегает нежные молодые листочки от перемен погоды и затрудняет испарение воды. Когда листочки подрастут и станут более крепкими, блеск пропадёт, исчезнет душистый аромат.

- Когда зацветает рябина, устанавливается тёплая погода.

- В народе говорят «рябиновое тепло»?

- По каким признакам можно узнать деревья весной?

- Какие природные условия способствуют оживлению деревьев и других растений весной?

- Да, это вода, достаточное количество света и тепла

- Чтобы доказать животворное свойство воды, накануне мы провели опыт. Заранее, вовремя ветвепада, подобрали веточки сирени, каштана. Взяли кувшин с водой наклеили на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрели веточки. После этого поставили ветки в воду и объяснили детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставили ветки на видное место. Прошло время, и они ожили.

- Что произошло с ветками?

Ветки сирени, каштана пустили корни, мы показали их детям на занятии. Пришли к выводу, что вода имеет животворное свойство.

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Вы узнали о том, какие изменения происходят в природе весной, какие изменения происходят в жизни деревьев.

Подведение итогов занятия, дифференцированная оценка.

Публикации по теме:

«Весеннее пробуждение медведя после спячки». Презентация для детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет "Весеннее пробуждение медведя после спячки"презентация для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет Цель: Уточнить и расширить представление.

Творческие рисунки юных художников «Весеннее пробуждение»Творческие рисунки юных художников «Весеннее пробуждение» Уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию представляю творческие работы воспитанников, выполненные гуашью и акварельными красками, как.

Детские творческие работы «Весеннее пробуждение»Детские творческие работы «Весеннее пробуждение» Еще и солнце пригревает робко, И замерзают на лету капели, Весна идет уверенной походкой, Срывая календарные недели. (авторское) Дорогие.

Ежегодный конкурс юных чтецов «Весеннее пробуждение»Ежегодный конкурс юных чтецов «Весеннее пробуждение» Мы живем в прекрасном уголке России - городе Владикавказ! Наш детский сад расположился на окраине города, в тихом уютном месте, но это не.

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности «Пробуждение леса. Спасение Жар-птицы»Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности «Пробуждение леса. Спасение Жар-птицы» Возрастная группа: вторая младшая группа «Заиньки» Педагог: Ганбарова Таисья Анатольевна, воспитатель Тема: «Пробуждение леса. Спасение.

Прогулка по экологической тропе детского сада «Весеннее пробуждение природы. Первоцветы»Прогулка по экологической тропе детского сада «Весеннее пробуждение природы. Первоцветы» Манвелова Мария Прогулка по экологической тропе детского сада. "Весеннее пробуждение природы. Первоцветы. " для детей старшей - подготовительной.

Мастер-класс. Панно «Весеннее пробуждение» в технике «бумагопластика»Мастер-класс. Панно «Весеннее пробуждение» в технике «бумагопластика» Недавно прошли новогодние праздники, а в душе уже хочется весны и чего то нового. Предлагаю вам Мастер-класс весеннего деревца из вырезанных.

Фотоотчет «НОД «Весеннее пробуждение природы». Наблюдения на прогулке»Фотоотчет «НОД «Весеннее пробуждение природы». Наблюдения на прогулке» Цель:наблюдение за весенними изменениями в природеЗадачи:- закрепить представление детей о характерных признаках весны - развивать наблюдательность.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Весеннее пробуждение природы» в младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы (29.04. – 30.04.). Тема: «Весеннее пробуждение природы». Цель. Расширение представления.

Творческие работы семей воспитанников «Весеннее пробуждение»Творческие работы семей воспитанников «Весеннее пробуждение» Каждое время года приносит свои идеи для детских поделок, весна не исключение. Светит солнце, бегут ручьи, пробиваются на свет первые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Весеннее пробуждение деревьев»
Опубликовано: 24 мая 2020 в 12:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Весеннее пробуждение деревьев»» (включая файлы) размещена пользователем Бычкова Галина Стефановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД