Ольга Эгбуджи
Вечерние посиделки. Почитай мне книжку, мама!
▼ Скачать + Заказать документы
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Малыши с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. К сожалению, сейчас во многом художественную детскую литературу (чтение книг) заменили мультфильмы. Это замечательно, что существует достаточное количество интересных и качественных мультфильмов. Но они не заменяют книгу. Почему?
Публикация «Вечерние посиделки, Почитай мне книжку, мама!» размещена в разделах
Но главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребенка и родителя, которая теряется, когда одного ребенка оставляют для просмотра мультфильма. Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного поколения к другому, поддержать общение в семье, стремительно сокращающееся в силу огромной занятости родителей. Чтобы, ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью и он его не делит ни с приготовлением ужина, ни с разговором по телефону или просмотром программы новостей. Совместное чтение дает такую возможность и эта это особое общение. Оно отличается, от обычного тем, что с одной стороны, родителю легче донести до ребенка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов услышать в повседневной жизни. С другой стороны это общение на темы, важные для самого ребенка.
А книга – это не только прочтение информации, но и осмысливание ее, получение положительных эмоций, а так же для самых маленьких чтение книг это - прежде всего общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный миг, и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать её голос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Когда ребёнок устал или болен, после долгой разлуки или ссоры нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения». Когда ребенок слышит голос своей матери, он чувствует ее близость и, что она может его защитить. Во время чтения у родителей и детей возникают совместные переживания. Также формируются такие качества, как умение сочувствовать героям книг, различать добро и зло.
Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.
Но не все книги хороши – их большое разнообразие: не всегда за яркой обложкой есть полезная информация для дошкольника. В наше время на книжных полках магазинов появляется много детской художественно литературы, которая порой не соответствует возрастным особенностям дошкольника. Многие книги «пустые по содержанию», появляется много непонятных, а порой и страшных героев не несущих для ребенка никакой полезной информации. Прочтение такой литературы не приносит пользы, не остается в памяти ребенка, а порой даже вредит, коверкая психику малыша.
К сожалению, мы забыли о том, что в нашей культуре есть много разнообразных, интересных, поучительных, волшебных сказок: несущих в себе добро, красоту, национальную культуру. В нашем случае имеется в виду русская народная сказка.
Русская народная сказка в психолого-педагогической литературе рассматривается как объект научного анализа. Она давно привлекает к себе внимание и лингвистов, и психологов, и философов, и антропологов, и этнографов и многих исследователей, каждый из которых находит в ней специфический срез исследования. Подобная специфичность сказки объясняется ее общечеловеческой универсальностью, когда сюжеты, композиция и герои сказки становятся узнаваемыми для всех времен и народов.
У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т. п.). Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает детей к культуре своего народа.
Детям свойственно больше доверять именно русским народным сказкам. Причем, например, на втором году жизни ребенок лучше воспринимает бытовые сказки, ведь они совпадают с окружающей обстановкой. Допустим, вы мешаете тесто, зачитывая Колобка. В 2-3 года дети уже видят не только образы, но понимают и описание житейских событий. Читая «Кашу из топора», будьте готовы к желанию ребенка её попробовать. Дошкольники чувствуют свое непосредственное присутствие при происходящих в сказке событиях. В таком случае в 4-5 лет русские народные сказки читать стоит осторожно, иногда пропуская страшные моменты, происходящие с главным героем. И только, начиная лет с шести, ребенок принимает позицию слушателя, четко разделяя сюжет сказки и реальную жизнь. Он уже понимает, что всё происходит понарошку.
Правильно подобранная книга служит не только для поднятия настроения, но и для развития речи, подвижности ума. Ведь вовремя прочтения книги у ребенка возникают вопросы, его что-то удивляет, что восхищает – подталкивает к дальнейшим действиям: например к рисованию, обыгрыванию сюжетов и т. д. Важно, что бы родитель походу чтения текста мог ответить на возникшие вопросы ребенка, а так же обсудить поступки героев, выяснить что хорошо, что плохо в данном сюжете. Сказку можно читать ребенку несколько раз, пока ребенок не осмыслит весь смысл сказки. Через некоторое время можно к ней возвратиться. Если сказка правильно подобрана, то ребёнок может даже подражать поведением своему любимому герою.
Очень важно правильно выбирать время для чтения оптимальным периодом для этого, специалисты считаю, время перед сном. Когда дети привыкают к слушанию историй перед сном, этот ритуал становится для ребёнка сигналом, что пора спать.
Таким образом, сказка является самым доступным средством развития дошкольников, которым не стоит пренебрегать.
Автор статьи воспитатель I категории Эгбуджи Ольга Евгеньевна