Анна Стецко
Важность пения без сопровождения с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Полноценное музыкальное развитие предполагает работу над развитием гармонического слуха. Развитый вокальный слух характеризуется «особенной четкостью к звучанию голоса во всех его тончайших тембровых, динамических, интонационно-психологических и других оттенках». Чем раньше начнется работа с детьми над развитием гармонического слуха, тем плодотворней станет процесс занятий с ансамблем и хором.
397 0
РЕКЛАМА
umnichka.shop
Оформите патриотический уголок в детском саду
Узнать больше
РЕКЛАМА
potok.io
Публикация «Важность пения без сопровождения с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Платформа для корпоративного обучения персонала
14 дней доступа бесплатно!
Узнать больше
РЕКЛАМА
lp.nyutonikum.ru
Декоративно-развивающие панели для ДОУ по ФГОС
Узнать больше
Содержимое разработки
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Многоголосие и пение без сопровождения»
Автор
Дьяченко Лидия Андреевна
концертмейстер
Пояснительная записка
Вокальная музыка – это примерно половина всех существующих музыкальных произведений и песня занимает здесь самое большое место. Существуем множество разновидностей песен, которые можно разделить на две основные группы – песни народные и песни, создаваемые композиторами, песни, исполняемые a-capella и сопровождением. Для того, чтобы грамотно исполнять песни необходимо постоянная тренировка для развития внутреннего слуга. Для достижения единства в ансамбле все навыки одинаково важны : интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партий, одновременное зачало и окончание произведений. Юным певцам важно верно интонировать различные интервалы, т. к. это верный путь к грамотному исполнению двух-трехголосию, пению без сопровождения.
Полноценное музыкальное развитие предполагает работу над развитием гармонического слуха. Развитый вокальный слух характеризуется «особенной четкостью к звучанию голоса во всех его тончайших тембровых, динамических, интонационно-психологических и других оттенках». Чем раньше начнется работа с детьми над развитием гармонического слуха, тем плодотворней станет процесс занятий с ансамблем и хором. Чуткость детей к своему пению и пению товарищей должна воспитываться постепенно.
Маленьких певцов нужно научить передавать через звуковую окраску содержание контрастных произведений. Например, спеть русскую народную песню «Во поле береза стояла» на различные слоги, передавая в новом куплете какое-либо определенное настроение, содержание. Так, первый куплет на слог «лю» - спеть как колыбельную песню, во втором, на слог «зи», - передать радостное восприятие весеннего солнца, в третьем, на слог «да» - дать утвердительный ответ на вопрос.
Важно постоянно совершенствовать внутренний слух, т. е. способность «про себя» слышать музыку и ее отдельные элементы. Известны способы тренировки этого вида музыкального слуха следующие: знакомую песню исполняют в медленном темпе «цепочкой», т. е. каждый поет только один звук.
Упражнение №1 -
1 2 3 4 5 6 7 8 9
и т. д.
Во по - ле бе - рё - за сто - я - ла.
Затем все один звук поют вслух, другой – «про себя»; далее сильную долю вслух, слабую – про себя, наконец, по нотам – то вслух, то «про себя».
Помогает развитию внутреннего слуха игра «Эхо» : учитель поет короткие мелодии и отдельные звуки, а дети, как эхо, повторяют, причем педагог поет на «форте», а певцы – «пиано»
Упражнение №2
и т. д.
Работать над становлением гармонического слуха нужно с небольших даухголосных мелодий. Как движется нижний голос? Сколько звуков в мелодии? В каком из голосов проходит тема?
Упражнение №3
Двухголосие лучше всего начинать с исполнения русских народных песен подголосочного и гетерофонного склада, с «педалью» и «второй» канонически и соотносительной самостоятельностью каждого голоса.
Упражнение №4
Пойду ль я, выйду ль я да, пойду ль я, выйду ль я да, во доль во долинушку да во доль во широкую.
Помещение выдержанного звука в нижний голос вызовет больше трудностей. В этих случаях можно рекомендовать сначала задерживаться на выдержанном звуке учащимся, мысленно исполняя мелодию, затем мелодию петь учителю. И, наконец, одним исполнять выдержанный звук, другим – мелодию.
Упражнение №5
Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит, лю-ли лю-ли, проходит, лю-ли лю-ли, проходит.
Вот уж, лю-ли лю-ли, проходит, лю-ли лю-ли, проходит.
В мелодиях гетерофонного склада двухголосие появляется эпизодически и всегда один из голосов повторяет без изменения попевку, а другой ее вариант.
Упражнение №6
У меня ль во садочке, у меня ль во прекрасном, люшеньки, лю-ли, люшеньки, лю-ли.
Часто в народных песнях второй голос основывается на звуках трихорда.
Упражнение №7
Матушка Волга ши-ро-ка и дол-га; о- на у-ка-ча-ла, о- на у-ва-ля-ла, нашей силы, силушки не стало
Косвенное движение возникает в тех случаях, когда один из голосов представляет собой фигурационно - изложенную педаль.
Упражнение №8
Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять. Сею, вею, ве-ю, вью, в лес по ягоды гу - лять.
При противоположном движении в голосах обычно появляются достаточно яркие мелодические линии, имеющие определенную самостоятельность.
Упражнение №9
Как у наших у во-рот му - ха пе-сен-ку по-ёт. Ай, лю-ли, вот по- ёт, ай, лю-ли, вот по-ёт.
Большую помощь при становлении многоголосия в ансамбле дает пение канонов. Эта музыкальная форма является полифонической, в основе ее лежит эмитация. Наиболее трудным в каноне – момент вступления второго голоса. Поэтому в подготовительный период полезно детям постоянно возвращаться к началу канона, например, с третьего, восьмого, десятого тактов на первый.
Упражнение №10
При воспитании навыков многоголосного пения необходимо использовать динамические контрасты. Давая преимущества тому или иному голосу можно выделить его более громким звучанием или marcato в противовес напевному исполнению. Это помогает почувствовать уверенность в интонировании.
«Чтобы в полной мере понять и оценить достоинства ансамблевого пения, нужно слышать, как он звучит без инструментального сопровождения… В этом случае все то особенное, что свойственно человеческим голосам – живые интонации речи, теплота чувств – все проступает и обнаруживается с наибольшей ясностью и заставляет наш слух внимательно подмечать малейшие оттенки исполнения» - говорил известный дирижер А. В. Свешников.
Постепенно усложняя репертуар, на первых порах работы над навыком пения без сопровождения следует подбирать нужный репертуар. Первые песни должны иметь ясную ладовую основу, четкое метроритмическое развитие, удобную тесситуру, несложную фактуру изложения. Постепенно усложняя репертуар, руководитель достигнет успеха во владении a capella.
Используемая литература:
«Вопросы развития гармонического слуха» Е. В. Давыдова
«Советы руководителю хора» В. Попов
«Музыкальный фольклор Программа 1-4 классы» Л. Куприянова
«Энциклопедия для юного музыканта»
6
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/461756-mnogogolosie-i-penie-bez-soprovozhdenija
СкачатьДобавить комментарийРаботы автора
Система упражнений для развития гармонического восприятия интервалов и приобретения навыков исполнения своей партии при двухголосном пении
Вокально-хоровые упражнения на различные виды двух- и трёхголосия
Также вас может заинтересовать
Фольклор – как средство нравственного, духовного и патриотического воспитания детей и подростков.
Роль муз. пед. в формировании вок-хор
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТ-ВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Психологические особенности развития мальчиков,определяющие эффективность работы с ними
Дыхание - как основа формирования певческого голоса
Рассказать эту новость друзьям