Лучший педагог года

Вариативная программа по краеведению «ХМАО-Югра»

Алёна Богданова
Вариативная программа по краеведению «ХМАО-Югра»

Вариативная программа. Краеведение.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру, традиции своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия, формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью на основе правовых и нравственных норм, начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Региональная культура становиться для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры.

В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.

Сохранение культуры и экологических ценностей нашего края является важным условием процветания нашего общества. Оторванность от национальной культуры и исторических корней приводит к проявлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, антипатриотизма, социальной апатии, экологической безграмотности. Утрачивается чувство защищенности, ответственности за свою деятельность, происходит деформация общественной психологии и менталитета.

В младшем дошкольном возрасте деятельность педагогов направлена на элементарное ознакомление детей с природой ближайшего окружения, бережное, заботливое отношение к ее богатствам, любви к ней. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности, патриотизма экологической культуры определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества.

Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры, восстановлению ее материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности.

Исходя из выше сказанного, разработана программа, отражающая региональный компонент, культурологической и экологической направленности.

Разработанный материал базируется на изученной нами программе Е. В. Гончаровой «Экология для малышей» под общей редакцией КБН, профессора Г. Н. Гребенюк, по проблеме усвоения детьми регионального культурного наследия.

Цель программы:

Познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает;

Формировать экологическую культуру на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учетом особенностей этнических культур;

Воспитывать целостную личность, сочетающую в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты.

Данная программа предполагает решение следующих задач:

Формирование представлений, умений о том, что Россия очень большая, богатая, многонациональная страна, а ХМАО-Югра является ее частью;

Помочь раскрыть уникальность родного края (разнообразие животного и растительного мира, сезонные изменения в природе, взаимодействие человека с природой в условиях ХМАО-Югры);

Знакомство с народными традициями и правилами, по которым веками живут коренные жители Севера;

Развитие потребности у детей в здоровом образе жизни (здоровье человека в условиях Севера);

Формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.

Программа включает в себя следующие разделы для работы с детьми младшего дошкольного возраста:

• «Моя Родина - Россия»

• «Мой край – ХМАО-Югра»

Программа реализуется во время образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (прогулка, игры, ситуативные беседы) и самостоятельной деятельности детей.

Комплексно-тематический план педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста

по реализации регионального компонента культурологической и экологической направленности

Период Раздел Тематика периода Развернутое содержание работы (цель) Варианты итоговых мероприятий

Сентябрь Моя Родина – Россия. «Где мы живем?» (мой поселок, мой дом) 1-2 неделя Познакомить детей с поселком, в котором они живут: его названием, объектами (улица, дом, магазин). Дать представления о квартире (доме людей, ее внутреннем устройстве и назначении. Проект совместно с родителями: «Дом, в котором я живу»

«Что нас окружает?»

3-4 неделя Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, на участке детского сада, одежде людей). Научить различать основное состояние погоды: дует ветер, идет дождь (снег); пасмурно, солнечно. Формировать умение устанавливать связи: светит солнце – становится теплее, дует ветер – качаются ветки деревьев, идет дождь (снег) – на земле лужи (сугробы). Собирание с детьми на прогулке разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине. Выставка совместного творчества «Листопад, листопад».

Октябрь «Ягодный край – Кондинский район» 1-4 неделя Ознакомление детей с особенностями флоры Кондинского района (дикорастущие ягоды, формирование любви и бережного отношения к природе родного края, формирование знаний о пользе растений, необходимости их охраны. Закрепление навыков экологической культуры поведения. Знакомство детей с названиями дикорастущих ягод, их внешними признаками, обобщающим словом «ягоды». Формирование любви и бережного отношения к природе родного края. Изготовление альбома «Ягоды».

Ноябрь Мой край –

ХМАО-Югра «Деревья, кусты, травы»

1-4 неделя Формировать знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период: природа меняет свою окраску, засыпает. Знакомить с особенностями труда людей осенью (сбор урожая, заготовка грибов, орехов). Знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Выставка детского творчества.

Декабрь «Вот пришли морозы и зима настала»

1-2 неделя Расширение представлений о зиме. Формирование представления о безопасном поведении зимой на улице, исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и снегом. Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, на участке детского сада, одежде людей). Знакомить детей с народными зимними играми и забавами. Выставка детского творчества «Зимушка-зима».

«Братья наши меньшие»

3-4 неделя Расширение знаний о домашних и диких животных, птицах, рыбах, насекомых, земноводных, обитающих в данной местности. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. Изготовление альбома «Красная книга Югры».

Январь «Комнатные растения» 1-4 неделя Учить различать и называть 2-3 комнатных растения и их части. Формировать желание ухаживать за комнатными растениями. Наблюдение за ростом и развитием комнатного растения.

Февраль «Зимушка-зима»

1-2 неделя Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы, отмечать поведение зверей и птиц зимой. Выставка детского творчества «Зима».

«Мы – жители Югры» 3-4 неделя Осуществление патриотического воспитания. Знакомство с профессиями рыбака, охотника. Воспитание любви к малой Родине. Выставка детского творчества «Славим тебя, Югорская земля».

Март Мой край –

ХМАО-Югра «Весна - красна»

1-2 неделя Формирование элементарных представлений о весне (сезонные изменения в природе, на участке детского сада, одежде людей). Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. «Музыкальная природа» (слушание пения птиц, шум дождя, звуки природы).

«Знакомство с народной культурой и традициями»

3-4 неделя Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, сказки и др.). использовать фольклор народов Севера при организации всех видов детской деятельности. Выставка детского творчества. Организация выставок «Моя любимая книжка», «Книги моей семьи».

Апрель «Человек и его здоровье»

1-2 неделя Развивать у детей понимание необходимости гигиенических процедур для сохранения здоровья. Отметить влияние воды на здоровье человека. Формировать привычку к здоровому образу жизни. «Национальные игры детей ханты и манси»

«Птицы тайги»

3-4 неделя Познакомить с птицами тайги. Воспитывать любовь к природе. Изготовление альбома «Птицы тайги»

Май «Обитатели водоемов Севера»

1-2 неделя Познакомить с рыбой, обитающей в местных водоемах. Воспитывать любовь к природе. Составление небольших рассказов о рыбах.

«Такие разные животные»

3-4 неделя Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе, о богатстве растительного и животного мира. Наблюдение за насекомыми, имеющимися в нашей местности. Семейная выставка «Поделки из ненужных вещей»

Планируемые результаты освоения программы

Воспитанник будет

Знать - название улицы, поселка в котором живет;

- существенные признаки растений, воды, снега, льда, песка;

- названия 2-3 деревьев, травянистых растений, кустов, грибов, лесных ягод;

- названия домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых;

- наиболее характерные признаки сезонных изменений;

- животных тайги;

- птиц тайги;

- рыбу, обитающую в местных водоемах;

- насекомых Севера

Уметь - различать основное состояние погоды: пасмурно, солнечно, идет снег, дождь;

- различать и называть 2-3 комнатных растения;

- узнавать и называть некоторых животных тайги;

- узнавать и называть некоторых птиц тайги;

- узнавать и называть рыбу, обитающую в местных водоемах

Иметь

представление - о потребностях и состоянии растения;

- о местообитании растений, способе существования;

- об элементарных способах ухода за комнатными растениями;

- о необходимости гигиенических процедур для сохранения здоровья

Публикации по теме:

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Фотоотчёт «Драгоценный подарок, или Путешествие в страну Кукурузию в ХМАО-Югра»Фотоотчёт «Драгоценный подарок, или Путешествие в страну Кукурузию в ХМАО-Югра» Дорогие мои друзья и коллеги! 1 сентября — начало нового учебного года! Это замечательный праздник для всех школьников, студентов и педагогов.

Фотоотчёт о проведении спортивного праздника «Медвежьи игрища», посвящённого празднованию образования округа ХМАО-ЮграФотоотчёт о проведении спортивного праздника «Медвежьи игрища», посвящённого празднованию образования округа ХМАО-Югра Цель: Формирование у дошкольников целостного представления об исторических, культурных, духовных ценностях в жизни коренных народов севера.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Вариативная программа по краеведению «ХМАО-Югра»
Опубликовано: 15 сентября 2024 в 20:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативная программа по краеведению «ХМАО-Югра»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Богданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...

16-20 сентября. Неделя безопасности дорожного движения. Передвижка «Ребенок в...

С 16 по 20 сентября 2024 года в России пройдет неделя безопасности дорожного движения. Акция организована для профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием детей и снижения тяжести их...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД