Лучший педагог года

Сказкотерапия в семейном воспитании в рамках работы консультационного центра. Терапевтический цикл сказок «Я побеждаю страхи»

Елена Сысоева
Сказкотерапия в семейном воспитании в рамках работы консультационного центра. Терапевтический цикл сказок «Я побеждаю страхи»
▼ Скачать

Методическая разработка

«Сказкотерапия в семейном воспитании в рамках работы консультационного центра»

Разработал : педагог-психолог

МДОУ «Детский сад №63»

Сысоева Елена Юрьевна

Энгельс 2023

Содержание

Описание методической разработки

Пояснительная записка

Аннотация

Публикация «Сказкотерапия в семейном воспитании в рамках работы консультационного центра, Терапевтический цикл сказок „Я побеждаю страхи“» размещена в разделах

Рекомендации для родителей по теме: «Сказкотерапия в семейном воспитании»

Терапевтический цикл сказок «Я побеждаю страхи»

Литература

1.1 Пояснительная записка

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Сказкотерапия – это :

1. процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;

2. процесс переноса сказочных символов в реальность;

3. созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

4. терапия средой, особой сказочной обстановкой;

5. выявление и развитие творческих способностей;

6. снижение уровня тревожности и агрессивности;

7. развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

8. укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог".

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

С целью повышения уровня знаний родителей о методах использования сказкотерапии в семейном воспитании, была составлена данная методическая разработка.

1.2 Аннотация

В методической разработке представлена консультация для родителей в рамках работы консультационного центра по использованию сказкотерапии в семейном воспитании. Данная консультация даст родителям общие представления о сказкотерапии, принципах психологического анализа сказок, коррекционных функциях сказки и особенностях сказкотерапии с детьми.

Также в разработке представлен цикл терапевтических сказок

«Я побеждаю страхи». Данный цикл представлен сказками в печатном виде, а также в виде сказки-драматизации (видеоролики). Сказки можно читать и обсуждать с ребенком.

2. Рекомендации для родителей по теме «Сказкотерапия в семейном воспитании».

Дорогие родители!

Что такое сказкотерапия? Прежде всего, это способ сблизиться со своим ребенком.

Ваш ребенок чего-то боится? Темноты, высоты, спать один или идти в детский сад? Помогите ему победить все его страхи.

Это очень просто. С помощью сказки он узнает, как можно преодолеть свой страх, а советы мудрой Совы подскажут ему, как правильно это сделать.

У вашего ребенка не будет больше страхов. Подарите ему смелость и уверенность в себе.

После прослушивания или просмотра сказки задайте детям вопросы для обсуждения:

- Как ты думаешь, о чем эта сказка?

- Кто из героев больше всего понравился?

- Как ты думаешь, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

- Придумай, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?

- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

А теперь можно поиграть с ребенком в сказку. Например, поставить сказку с помощью кукол. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок не может по каким-то причинам проявить.

Закончить работу со сказкой можно рисованием по мотивам сказки.

3. Терапевтический цикл сказок

«Я побеждаю страхи» (Е. Ульева)

Введение в сказку

В одном лесу жила мудрая сова. Везде летала и все знала. И вот летит она как-то раз по лесу и слышит: «Тук-тук-тук! Бум-бум-бум!» Что такое? А это чей-то домик трясется. Опустилась посмотреть. А из избушки заячьи уши торчат.

- Эй, зайка! – спрашивает сова. – Чего дрожишь?

- Б-боюсь! – отвечает косой.

- Чего ж ты боишься?

- Всего. Темноты, высоты, волка и пауков. Спать один боюсь. И в детский сад ходить.

- Ну ты даешь! – покачала головой сова. – Да ты, видать, со страхами подружился. Зачем? Их победить надо, а не дружить с ними.

- А как их победить-то? – спросил зайка, высовываясь из домика. Интересно ему стало.

- А как другие зверушки победили, так и ты победи.

И начала ему сова про других детенышей рассказывать да советы давать, как одолеть все вредные страхи.

- Твои друзья победили, и ты справишься, убеждала она зайку.

Перестал тогда косой дрожать и начал истории совы слушать, как из трусливого ему стать смелым.

Сказка о медвежонке, который боялся спать один

Возраст: 2-5 лет

Направленность: Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Тревожность и боязливость. Страх темноты.

Ключевая фраза: «Я боюсь!»

Жил на свете медвежонок. Да вы его знаете – Мишутка. Мама у него была Настасья Петровна. А папа – Михаил Потапыч. Днем по лесу ходили, ягоды собирали. А как ночь, мама-медведица говорила Мишутке:

- Пора спать, сынок. Ложись в свою кроватку, накрывайся одеялом и спи.

- Не хочу один спать! – начинал хныкать Мишутка. – Хочу с мамой и папой!

- А как же нам это сделать? – задумалась медведица. – В папину кровать тебе нельзя. Знаешь, как он сердится: «Кто лежал на моей кровати и помял ее? Я тоже сержусь.

- Я не сержусь! – обрадовался Мишутка. – Идите все ко мне!

- Хорошо, согласилась мама. – Я приду к тебе, папа придет. А дальше что будет? Сломаем мы твою кроватку, как теремок в сказке! Знаешь что? Я тебе дам кого-нибудь маленького, легкого… Плюшевого мишку! Ты его кормишь, играешь с ним. Ты его и спать уложишь! Знаешь, как ему будет хорошо с тобой в кроватке! Вот ты и не один!

- Точно! – обрадовался медвежонок.

С тех пор он каждый раз укладывал своего мишку с собой. Рассказывал ему сказку на ночь, пел песенку, накрывал одеялом. И плюшевый мишка сладко засыпал. А с ним и Мишутка. И ему ничуточки не было страшно. Ведь спал он не один.

Этапы работы со сказкой

Анализ сказки

Беседа по вопросам:

Как ты думаешь, о чем эта сказка?

Кто из героев тебе больше всего понравился? Почему?

Почему Мишутка боялся спать один?

Какой выход придумал Мишутка?

Почему мама не согласилась спать всем вместе?

Что предложила мама?

Как ты думаешь, какое решение правильное? Почему? Помогло ли Мишутке мамино предложение справиться со страхом?

А что ты бы предложил Мишутке?

Просмотр драматизации сказки (видеоролик)

Постановка сказки с помощью кукол

Ребенку предлагается поиграть в сказку.

- Выбери, кем ты будешь? Почему именно этот герой?

Рисование по мотивам сказки

Что тебе запомнилось из сказки больше всего? Что понравилось? Не понравилось? Почему?

Какой герой тебе понравился? Чем?

Какой эпизод из сказки ты нарисовал? Почему?

Совет мудрой совы:

Положи рядом с кроватью какую-то волшебную вещь, которая дает тебе силу – меч или волшебную палочку. Они подарят тебе чудесные сны. С ними ничего не страшно.

Сказка об обезьянке, которая боялась идти в детский сад

Возраст: 2-5 лет

Направленность: Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Тревожность. Адаптация к детскому саду.

Ключевая фраза: «Я боюсь детского сада!»

Жила на свете обезьянка. Сначала она была маленькая и сидела дома. А потом выросла. И мама сказала ей :

- Тебе пора в детский сад, маленькая обезьянка!

Малышка еще не знала, что это такое, и закричала:

- Я боюсь детского сада! Не хочу!

- Детский сад, - начала объяснять мама, - это то место, где много детей. Они вместе играют, веселятся.

- Зачем мне дети? – сказала обезьянка. – У меня куколки есть. Муся, Туся и Татуся. Я с ними буду играть.

Ну что ж. Играет обезьянка со своими куколками. Сначала тихо играла, а потом плакать начала.

- Что же ты плачешь, - спрашивает ее мама, - разве твои куколки не хороши?

- Они меня не слушаются, - хнычет обезьянка. – Муся не хочет прыгать со мной через скакалочку. Туся не разговаривает со мной. А Татуся не поет песенку.

- Они же не ребята, - объяснила мама, - неживые куколки. Что ты от них хочешь?

- Хочу к ребятам! Живым! Веселым! Через скакалочку прыгать и песенки петь.

Отвела мама обезьянку на следующий день в детский сад. Малышка увидела, как там весело и хорошо, и больше уже не боялась.

Этапы работы со сказкой

Анализ сказки

Беседа по вопросам:

О чем эта сказка? Чего боялась обезьянка?

Почему она не хотела идти в детский сад?

С кем играла обезьянка?

Почему она начала плакать?

Что сказала мама?

Почему обезьянка захотела к ребятам?

Просмотр драматизации сказки (видеоролик)

Постановка сказки с помощью кукол

Ребенку предлагается поиграть в сказку.

- Выбери, кем ты будешь? Почему именно этот герой?

Рисование по мотивам сказки

Что тебе запомнилось из сказки больше всего? Что понравилось? Не понравилось? Почему?

Какой герой тебе понравился? Чем?

Какой эпизод из сказки ты нарисовал? Почему?

Советы мудрой совы:

Если ты никогда не был раньше в детском саду, подойди поближе, посмотри через забор, как хорошо там ребятам вместе, как они гуляют, играют. Тебе тоже захочется присоединиться к ним.

А ты знаешь, сколько там у ребят игрушек? Как в магазине. Хочешь поиграть в них? Тогда приходи в детский сад.

Поиграй в детский сад у себя дома. Например, ты будешь воспитателем. Покорми свои игрушки, погуляй с ними, поиграй. Зная, что там происходит, тебе легче будет привыкнуть к детскому саду. А потом, ты уже взрослый. Мама с папой ходят на работу. А твоя работа – детский сад.

Литература :

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003. – 400 с.

3. Калинина Р. Р. Тренинг  развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с.

4. Соколов Д. Ю.  Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.

5. Страунинг А. М. “Росток” Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. 2т. – Обнинск, 1996. – 420 с.

6. Ульева Е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2020. – 46 с.

Публикации по теме:

Цикл мероприятий для детей 5–6 лет «Восприятие цветовых сочетаний детьми с ОВЗ в рамках сенсорного воспитания» «Цикл развивающих и игровых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на тему: «Восприятие цветовых сочетаний детьми.

Фотоотчет о семейном конкурсе «Кормушка для пичужки» в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой»Фотоотчет о семейном конкурсе «Кормушка для пичужки» в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой» В рамках экологической акции «Покормите птиц зимой - 2020» прошел семейный конкурс в нашей группе «Солнышко» по изготовлению кормушек.

Фотоотчёт «Рисуем кошечку в День сказок В. Сутеева в рамках недели сказок»Фотоотчёт «Рисуем кошечку в День сказок В. Сутеева в рамках недели сказок» Прочитали сказки В. Сутеева "Палочка-выручалочка", "Под грибом", "Кто сказал "Мяу?". Детям очень понравилась сказка "Кто сказал "Мяу?" и.

Конспект занятия по профилактике коронавирусной инфекции «Правила знаю — вирус побеждаю» в рамках дня здоровья «Стоп Covid»Конспект занятия по профилактике коронавирусной инфекции «Правила знаю — вирус побеждаю» в рамках дня здоровья «Стоп Covid» Тема: «Стоп коронавирус» Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Приоритетная образовательная область: физическое развитие.

План работы консультационного центра на 2015–2016 учебный год.План работы консультационного центра на 2015–2016 учебный год. План работы консультационного центра на 2015-2016 учебный год. В 2011 году в нашем детском саду был создан консультационный центр для родителей,.

План работы консультационного пункта для родителей при адаптационной группе «Кроха» 1 Создание консультативной группы. Утверждение графика работы консультативного пункта 2 Составление плана работы, оформление документации.

Проект по организации центра «Здоровячок» (в рамках летне-оздоровительной работы)Проект по организации центра «Здоровячок» (в рамках летне-оздоровительной работы) Проект по организации центра «Здоровячок» (в рамках летне-оздоровительной работы в МДОУ д/с №52 «Чебурашка») Автор и реализатор проекта:.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Выступление на родительском собрании «Роль и возможности игры в семейном воспитании» Что бы не говорилось о роли воспитания, никто не станет отрицать, что главная роль здесь принадлежит всё-таки семье. В семье ребёнок находится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в семейном воспитании в рамках работы консультационного центра. Терапевтический цикл сказок «Я побеждаю страхи»
Опубликовано: 5 июня 2023 в 19:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия в семейном воспитании в рамках работы консультационного центра. Терапевтический цикл сказок «Я побеждаю страхи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сысоева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД