Елена Маркина
Трудовое воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Трудовая деятельность создает благоприятные условия для коррекции интеллектуальной недостаточности, делает "особенных" детей независимыми в плане самообслуживания, «работает» на укрепление их уверенности в своих силах. Способствуя продвижению ребенка в психомоторном развитии, хозяйственно-бытовой труд создает важные предпосылки для обучения другим видам деятельности. Поэтому формирование у умственно ограниченных детей базовых (т. е. минимально необходимых) жизненно-практических навыков должно стать предметом особой заботы как в специальных учреждениях, так и в семье.
Публикация «Трудовое воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Трудовая деятельность умственно отсталого ребенка должна начинаться с привития навыков самообслуживания. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех органов восприятия и анализа информации. В зависимости от степени дефекта ребенка переход нужно делать постепенно от навыков самообслуживания к хозяйственно-бытовому труду, труду в природе, ручному труду. Основная задача в этом процессе – выработка мотивации к совершенствованию трудовых навыков, воспитание необходимых установок поведения, личностных качеств.
Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условное, так как чётких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребёнок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой – помогает навести порядок в комнате; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребёнок участвует в работе по хозяйству.
Особое внимание уделяется таким видам, как ручной и хозяйственно-бытовой труд.
Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе VII вида. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию детей с интеллектуальным недоразвитием привычки, обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания. В процессе таких занятий у обучающихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур, осуществляются межпредметные связи с уроками математики.
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей.
Особое место в процессе воспитания отводится хозяйственно-бытовому труду. Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. Один из характерных недостатков трудовой деятельности воспитанников с интеллектуальной недостаточностью – низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена неумением детей, приступать к работе без предварительного анализа задания, планировать ход его выполнения. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при определении условий выполнения задания, нет переноса имеющихся знаний и навыков на аналогичные действия, в частности не могут установить, какие им потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на предыдущих занятиях по хозяйственно-бытовому труду.
Дети с ОВЗ в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности. Приближение учебного процесса к жизни и возможностям детей с ОВЗ способствует повышению интереса обучающихся к учебному материалу, побуждает их к лучшему усвоению его и к активной самостоятельной деятельности.