Гурикова Евгения
Конспект ООД для старших дошкольников «В гостях у прошлого»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- приобщение старших дошкольников к русской народной культуре и традициям родного края.
Задачи:
обучающие:
- познакомить детей с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- расширять словарный запас: рушник, керосиновая лампа, самовар, ухват, чугун, веретено;
развивающие:
- развивать наглядно-образное мышление, внимание, память;
- закреплять умение составлять узор из элементов Дымковской росписи;
воспитательные:
Публикация «Конспект ООД для старших дошкольников „В гостях у прошлого“» размещена в разделах
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение к традициям; воспитывать патриотизм, трудолюбие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение сказок, изучение поговорок, прибауток, заучивание стихов, рассматривание русской народной одежды, обуви, музыкальных инструментов.
Оборудование: корзинка, самовар, старинные предметы быта, пазлы, платок, краски, кисти, шаблоны платочков, проектор.
Ход ООД
Воспитанники заходят, становятся полукругом.
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую! Давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка это символ добра. Ребята, посмотрите, а у нас сегодня гости! Поздоровайтесь с гостями!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Я рада видеть вас всех сегодня здоровыми и весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера!
Стук в дверь, заходит бабушка Варварушка.
Бабушка Варварушка: Здравствуйте! Зовут меня бабушка Варварушка. Я очень люблю наш край. Нравится мне путешествовать и любоваться его просторами, удивительной красотой, да у старых людей про наше прошлое выспрашивать. Народ – то у нас душевный, гостеприимный. Прослышала я, что вы тоже любите интересоваться прошлым. Решила зайти к вам. Посмотреть да послушать, что знают ребята про жизнь русского народа? Как и положено гостье я пришла не с пустыми руками. Принесла я вам волшебную корзинку. Она хранит в себе много интересных заданий, которые нужно выполнить, но одна я не справлюсь, а вы умеете выполнять задания?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята поможем бабушке Варварушке? А как мы будем это делать?
Дети: Будем выполнять задания.
Воспитатель: Бабушка Варварушка, доставай первое задание.
Достает картинку с самоваром и показывает ребятам.
Воспитатель: Что это, ребята?
Дети: Самовар
Дети видят на столе самовар, и подходят к нему. На столе лежат еще старинные предметы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами предметы старины. Скажите, как они называются и для чего они нужны?
Чугунок (в нем варили еду)
Рушник (полотенце, вышитое хозяйкой)
Ухват (им доставали чугунок из печи)
Утюг угольный (с его помощью гладили)
Веретено (ткали нить)
Лампа (освещала помещение)
Перо (им писали)
Воспитатель: Молодцы, ребята с первым заданием вы справились! Теперь давайте вернемся к нашей корзинке и посмотрим, какое следующее задание она нам приготовила.
Бабушка Варварушка вынимает сверток, внутри картинка - печка.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Печка
Воспитатель: Пройдите к столу. Перед вами макет избы.
Воспитатель: Печь в избе - самое главное. Раньше без неё в избе жить было невозможно. В старину говорили : «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? А для чего нужна печь в доме?
Ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб, сушили грибы, ягоды и разные травы, обогревала жилище.
Воспитатель: Правильно, ребята! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. А сделана печь из кирпичей. С печью связан весь быт, вся жизнь. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?
Ответы детей: Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок.
Воспитатель: Ребята, предлагаю присесть и собрать пазл – печки.
Воспитатель: В старину много работали и мужчины, и женщины, а отдыхать им помогала веселая игра:
- Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!
Дети становятся в круг
За дровами мы пойдем! (ходьба)
И пилу с собой возьмем! (ходьба)
Вместе пилим мы бревно! (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Очень толстое оно! (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтобы печку протопить, (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Много надо напилить! (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку, (Дети делают движения, словно колют дрова.)
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.)
А теперь их соберём (Наклоны.)
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что еще нам волшебная корзинка приготовила. Бабушка Варварушка доставай следующее задание.
(Бабушка Варварушка достает карточку с воспросами вопросы. Воспитатель читает, а дети отвечают).
Воспитатель: Ребята, на этой карточке написаны вопросы, нам нужно на них ответить. Готовы?
Ответы демонстрируются на экране.
• Одежда на Руси у женщин (сарафан)
• Одежда на Руси у мужчин (рубаха, штаны)
• Как называли жилище на Руси (изба)
• Кто оберегал русское жилище (домовой)
• Из чего была раньше посуда (из дерева - деревянная)
• Обувь в которой ходили летом (лапти)
• Обувь в которой ходили зимой (валенки)
• Русские народные музыкальные инструменты (дудка, рожок, бубен, балалайка)
Воспитатель: Бабушка Варварушка, доставай следующее задание (Бабушка достает платочек).
- Ребята, посмотрите какой платок, он красочный, красивый, с интересным и ярким рисунком, у него есть бахрома. Издавна по народной традиции платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.
Бабушка Варварушка: Ребята и у меня есть платочки, только они не украшены. Помогите мне их украсить для моих подружек.
Практическая часть
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам украсить эти платочки, в технике «Дымковской росписи».
Элементами «Дымковской росписи» являются – кружки, точки, прямые и волнистые линии.
Каждый элемент обозначает какой – то символ: круг – солнце, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая – вода.
Использовали яркие, сочные цвета – синий, красный, желтый, зеленый.
Я уже сделала два платочка, обратите внимание, они у меня разные. Вы можете выбрать рисунок как у меня, а можете сделать свой, какой сами захотите.
Дети присаживаются за столы, закатывают рукава.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат у каждого шаблон платочка, краски, кисти, салфетки. Но прежде, чем мы приступим к работе, нам нужно размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем
Крепко, крепко их потрём,
(Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку).
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмём.
(Выполнять движение «выжимаем бельё»)
А теперь мы все платочки
Так встряхнём, так встряхнём.
(Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх- вниз)
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом.
(Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по
ладони другой)
А теперь платочки сложим (Хлопки одной ладошкой по другой)
И все дружно в шкаф положим. (Положить руки на колени)
Воспитатель: А теперь приступаем к работе и украшаем свои платочки.
Заключительная часть
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Посмотрите какие разные и красивые платочки у вас получились.
Давайте покажем наши платочки гостям и Бабушке Варварушке. Предлагаю подарить ваши платочки нашей гостье Бабушке Варварушке.
Бабушка Варварушка: Спасибо, мои дорогие, за подарки и что помогли выполнить все задания, я вижу многое знаете вы про наше с вами прошлое. А на память о нашей встрече хочу вас угостить пирогами, которые я испекла для вас.
Ребята: Спасибо!
Воспитатель: Бабушка Варварушка, в нашем детском саду есть мини-музей «Русская изба». Мы вместе с ребятами приглашаем тебя посетить его.
Бабушка Варварушка: Спасибо, ребята! Я обязательно приду к вам в
следующий раз! А сейчас настала пора прощаться. До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель: Ребята, кто приходил к вам сегодня в гости? (Бабушка Варварушка)
- Как вы думаете, вы помогли справится с заданиями Бабушке Варварушке?
- А что больше всего вам понравилось?
- С чем сегодня познакомились?
- В какой технике мы сегодня расписывали наши платочки? (Дымковской росписью)
- Молодцы. Спасибо, ребята!