Лысенко Ирина Николаевна
Мероприятие «В гости к мастерам Гжели»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гости к мастерам гжели».
- Здравствуйте ребята, я вам расскажу о сине-голубой сказке-гжели, а вы внимательно слушайте. Проходите, присаживайтесь на свои места.
- И так, сказка начинается: «Сказочная гжель».
То ли сказка это, то ли быль, но есть легенда в которой говорится о том, что несколько сотен лет тому назад недалеко от старинного города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на берегу реки стояла деревня. (Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.).
Публикация «Мероприятие „В гости к мастерам Гжели“» размещена в разделах
Жил в той деревне бедный крестьянин. Он был настолько беден, что даже еду купить ему было не на что.
Пошел крестьянин к реке, сел на берегу и стал горевать. Вдруг случайно в земле, он увидел что-то белое, разглядев получше, он понял, что это белая глина. Набрав необходимое количество глины, старик отправился домой. Вылепил он из глины посуду, обжог ее в печи и продал на базаре. (Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.) Так и жил крестьянин, лепил посуду и продавал ее. Его даже в округе стали называть Гжельским мастером, гжельским от слова «жечь». Через некоторое время белая посуда наскучила людям и ее перестали покупать. Опять старик остался без денег. Пошел он снова к реке, сел на берег и стал горевать. И тут он увидел как в синей реке отражаются белые облака, и в отражении они приобретают голубой цвет, а если присмотреться, то можно увидеть в каждом облаке свой сине – голубой узор.
Вот и задумал он перенести эту синеву на белый фарфор.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». Даже деревню стали Гжелью называть, в честь Гжельского мастера. На весь мир прославил гжельский мастер свой любимый край. (Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.
Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души).
Деревня со временем переросла в городок, а название сохранилось. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитого мастера, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Воспитатель: Понравилась вам, ребята, сказка о Гжели?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а кто же из вас, глядя на нашу выставку сможет назвать основные элементы гжельской росписи?
Дети: Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки, бордюры, сеточки.
Воспитатель: А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?
Дети: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют два цвета: синие и белые цвета.
Воспитатель: Правильно, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».
-А какой самый любимый узор у мастеров?
Дети: Гжельская роза.
Воспитатель: Правильно, самый излюбленный узор – это гжельская роза, иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
- Ребята, что - то мы заболтались, а давайте покажем какая бывает посуда.
Физкультминутка «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный как начальник (Другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки (Приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки,
Вот фарфоровые блюдца (Кружиться, рисуя круг руками)
Только стукни разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)
Воспитатель: Предлагаю вам раскрасить посуду печатями. Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами все необходимое для работы. Здесь шаблоны посуды без рисунка. А чтобы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку (в ходе работы напоминаю детям, какие элементы используем для раскрашивания)
- Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились! (дети рассказывают о своей работе 2 – 3 ответа)
Воспитатель: Ребята, вы славно потрудились, посуда получилась очень красивой.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, где мы сегодня с вами побывали? О чем говорили и что нового узнали?
Воспитатель: Изделия русских народных мастеров широко известны по всей России. Это наша национальная гордость. Это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость. А мы будем с вами продолжать учиться и познавать мир декоративно-прикладного искусства.
Ребята, я хочу вам подарить на память раскраски народных умельцев. А на этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо! До новых встреч!