Степанова Любовь
Мастер-класс для педагогов «В царстве экологии»
▼ Скачать + Заказать документы
«В Царстве экологии»
Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н. Гарин-Михайловский.
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „В царстве экологии“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
2. Развивать умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности;
3. Воспитывать любовь к природе.
Ход мастер-класса :
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь опытом работы по экологическому воспитанию детей.
2. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми.
С методами и приемами, которые я использую в работе, вы познакомитесь во время нашего путешествия. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут продемонстрировать ваши многочисленные таланты.
В Царство экологии попасть легко,
Не надо даже ехать далеко.
Закройте глаза и не шевелитесь,
Откройте глаза и друзьям улыбнитесь.
Психологический настрой
Скажите мне громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да.)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам хочется слушать меня здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – и я пойму.
Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.
И сейчас вас ждет первое испытание.
1.«Экологическая разминка». Отвечаем быстро.
1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
3. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
4. Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
6. Какую траву любят кошки? (валериану)
7. Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
8. Какая птица лечит деревья? (дятел)
9. Чем питается бабочка? (нектаром)
10. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
2. Загадки-описания природных сообществ:
Догадайтесь, куда мы пришли?
1. Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели. (луг)
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща)
3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес)
4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди?
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит, журчит. (река)
3. ТРИЗ.
Сейчас я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, (технология ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).
В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему ЛЕС, РЕКА. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа листья, воздух. птицы, ягоды,. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина водоросли. Вода,море, океан, жидкость, пить, пар, влага, родник, купаться).
4. Педагогическая ситуация
На столах участников текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания
Задача - продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать.
а). Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
б).Ранняя весна. Дети в парке увидели первые подснежники, пролески, каждый сорвал по цветочку. Подошли к воспитательнице и сказали, что эти цветочки дарят ей. Правильно поступили дети? Какие еще цветы занесены в Красную книгу?
5. Пока идет работа над педагогическими ситуациями, проводится экологичекая психогимнастика,
«Мы - деревья» : Наши ноги – это корни. Крепко держат нас на земле, они ищут нам воду, чтобы пить. Наша кожа – это кора. Она защищает нас от ран. Все знают, что нельзя на ней вырезать надписи (гладят себя руками). Наши руки – это ветки. Они тянутся, тянутся к солнцу (поднимают руки вверх). Наши кулачки – это почки. Каждую весну наши почки раскрываются и появляются листочки.
Как чудесно быть деревом! В летний зной давать прохладу и тень. А дунет легкий ветерок, и мы закачаемся влево вправо, чуть слышно переговариваясь между собой (раскачаются с поднятыми вверх руками).
6. Экологические сказки : в ненавязчивой форме учат детей соблюдать правила природы. Придумайте окончания сказок–работа по группам
1. Высоко в синем небе вместе с мамой грозовой тучей жила маленькая тучка. Она была пушистая и белая, словно снежный сугроб и еще совсем не умела, как мама, пускать яркие молнии и громко греметь.
Маленькая тучка была веселой и доброй, но у нее совсем не было друзей. Она очень любила наблюдать свысока на детишек, которые резвились и играли. И ей тоже очень хотелось поиграть вместе с ними. И вот однажды тучка увидела, как дети весело брызгали друг друга водой.
2. Однажды муравей вышел из муравейника, солнце только – только начинало всходить. Но Муравей наш был трудолюбив, он много работал. Он искал прочный материал для муравейника и не заметил, как заблудился. Долго Муравей пытался найти дорогу к муравейнику, но так и не смог её найти. Быстро стемнело, и наступила ночь. В лесу все спали, только ветер тихонько шумел. «Ветер, ветер! Подскажи где мой муравейник? Как мне найти дорогу домой». – Спросил муравей у ветра. Но в ответ только: «У-у-у». Светила ярко луна. «Луна, Луна! Покажи мне, пожалуйста, дорогу домой». - Попросил у луны муравей. Вдруг луну закрыла чёрная туча. Лишь успел услышать муравей: «Не могу, не могу, не могу» Загрустил муравей, заплакал, не кому ему помочь. Видно пропадать, погибать ему в чужом незнакомом месте…»
3. Найдите ошибки в письме Шапокляк: (правила поведения в лесу)
а).Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам, как гуляла по лесу!
Вышла рано утром на прогулку. Светит солнышко, поют птички.
Включила громко музыку. Наломала веток, чтобы отмахиваться от комаров и мушек.
А вот и полянка с грибами. Нарвала грибов из земли с корнем. Мухоморы разбросала, а чего это они мешают добрым грибам расти. Скоро нашла гнездышко. О, яички какие красивые, возьму с собой.
На пути попалась большая куча, всю дорогу загородила. Кажется, муравьишки ползут к ней. Взяла палку, да и раскидала кучу, чтобы другим не мешала.
Нагулялась я, уселась поесть. Пакетики пустые в кусты забросила, там их никто не найдет. Пора домой собираться. Замечательно провела день!
4. Жили-были две неразлучные бабочки – подружки. Вместе они прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась и поправилась. (не прыгают, а летают; не любят летать под дождем; не питаются мухами; не улетают на юг)
8. «А знаете ли вы?») (метод удивления)
• бумага будет лежать на земле более 2 лет
• консервная банка - более 30 лет
• полиэтиленовый пакет – 200лет
• стекло – 1000лет
• пластмассовые бутылки вообще не разлагаются
• летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров
• мухи глухие, у них вообще нет слуха
• самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама
• быстрее всех грибов растет подберезовик: на 4-5 см за сутки
9. Экологическая пирамида.
В природе между численностью животных и растений существует равновесие. Хищных животных должно быть меньше, чем травоядных, которыми они питаются. Такие отношения можно выразить в виде экологических пирамид. Например, в основание кладется длинная полоска – колоски, выше –более короткая – мыши, далее - еще более короткая – сова.
• Кто любит колоски? (мышь)
• Много или мало съедает колосков мышь? (много)
• Значит, чего должно быть больше? (колосков)
• Чем питается сова? (мышами)
• Чтобы быть сильной, сова съедает не одну, а много мышек. Значит, кого должно быть больше мышей или сов? (мышей)
Вывод: чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей – больше, чем сов.
Предлагаю вам построить и обыграть «живую пирамиду» : волк, зайцы, морковка.
Письмо березы
Дорогие друзья! Наконец-то вы ко мне пришли, я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов.
После проведения беседы возле дерева, педагог говорит :
-Уважаемые коллеги, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим.
Воспитатель показывает коробочку с «подарками» (фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушка).
-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.
- Я дарю тебе землю (почву, чтобы ты лучше росла.
Варианты ответов.
-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.
-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.
-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя.
-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.
-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.