Наталья Туронова
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики
В. А. Сухомлинский Моторика сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
Моторика - это сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (движение тела, ходьба).
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Мелкая моторика - это волшебная фраза, которая уже известна, пожалуй, каждому. И многие люди слышали, что его разработка должна начинаться как можно раньше.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют решающую роль. Наиболее благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора головного мозга еще не полностью сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь
Итак, на основании проведенных экспериментов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи находится в пределах нормы. Если отстает развитие движений пальцев, то задерживается и развитие речи, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина). Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики способен логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Этот факт следует использовать в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где наблюдается отставание, задержка в развитии
Как проверить уровень развития мелкой моторики у своего ребенка?
Чтобы узнать, соответствует ли норме уровень развития Вашего ребенка, посмотрите за его поведением. Итак, абсолютно нормально, если ребенок в:
2-3 месяца тянется к вещам ручками, хватает себя и окружающих за пальцы.
3-6 месяцев умело засовывает игрушки в рот, рассматривает движения своих рук и может целенаправленно схватить предметы размером с его кулак.
8-12 месяцев может переложить небольшой предмет из руки в руку, складывать мелкие предметы в большие, брать небольшие предметы при помощи большого и указательного пальцев.
12-14 месяцев может рисовать каракули, переворачивает разом все страницы книги, разворачивает завернутые в ткань или бумагу предметы.
1-1,5 года ставит кубик на кубик, откручивает мелкие винтовые крышки, собирает пирамидки из колец.
1,5-2 года держит два предмета одной рукой, переворачивает страницы книги по одной, ставит 3 кубика друг на друга
2-2,5 года расстегивает и застегивает крупные пуговицы, липучки, может проталкивать и подбирать с ровной поверхности мелкие предметы.
2,5-3 года рисует пальцами, умеет нанизывать бусинки на проволоку, владеет ножницами, собирает крупу ложкой.
3-3,5 года рисует ровную линию и пунктир, лепит шарики и колбаски из пластилина, застегивает и расстегивает все виды замков, пуговиц, липучек и т. д.
4-5 лет правильно держит карандаш и рисует сложные фигуры (шестигранник, звезда, сердечко, нанизывает бусы на нить, завязывает узлы.
5-6 лет складывает бумагу несколько раз, определяет мелкие предметы на ощупь, ловит мяч в полете.
6-7 лет владеет навыками работы с ручками и карандашами, рисует мелкие детали, ловит маленький мяч одной рукой, заплетает косички.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют.
«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
Выполнение фигурок из пальцев
Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Разум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
Рука - это человеческий мозг, который вышел" ”Я. Кант). Движения пальцев и кистей оказывают особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, мануальных навыков или, как еще говорят, мелкой моторики.
Цель этих занятий:
1) формировать сенсорные эталоны формы, размера и цвета, развивать тактильную чувствительность рук;
2) развивайте мелкую моторику рук;
3) развивать речь, умение грамматически правильно строить предложения;
4) совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе;
5) формировать умение доводить начатую работу до конца;
6) улучшить коммуникативные навыки;
7) ориентироваться в задаче (анализировать объект, условия работы);
8) обучать, заранее планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделок, определять техники и инструменты, необходимые для их выполнения);
9) контролируйте свою работу (определяйте правильность действий и результатов, оценивайте качество работы).
В результате исследования было отмечено, что сенсорное развитие может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами, рисовании, моделировании, занятиях со строительными материалами и т. д. Восприятие будет более полным, если в нем одновременно участвуют несколько анализаторов, т. е. ребенок не только видит и слышит, но и чувствует и действует с этими объектами.
Необходимо приобрести для ребенка пособия и игрушки, действуя с помощью которых он будет знакомиться со свойствами предметов - размером, формой, весом, цветом и т. д.