АНЖЕЛА ЛУЗГИНА
Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается исследователем. В период раннего детства у ребёнка появляются элементы практического экспериментирования, развивается ориентировочно - исследовательская деятельность. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Публикация «Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьяков.)
Академик Н. Н. Поддъяков доказал: “Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования”.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное, наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. (Н. Н. Поддъяков).
Проблема данного исследования заключается в том, что взрослые, к сожалению, очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование.
Поэтому мы считаем, что в основу работы с детьми раннего возраста должно быть заложено развитие экспериментальной деятельности, через использование игр с песком и водой.
В связи с этим была определена цель исследования: изучить особенности развития наглядно - действенного мышления детей раннего возраста, апробировать комплекс педагогических условий развития детского экспериментирования в группах раннего возраста.
Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. [2]
Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно - действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет.
Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности. Исходя из данного утверждения, можно предположить, что элементарное экспериментирование детей раннего возраста является основой наглядно - действенного мышления. [3]
Исходной же формой экспериментирования из которой развились все остальные, является манипулирование предметами.
В два-три года манипулирование предметами усложняется. Это — очень важный этап развития личности, поскольку в это время усваиваются сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми сталкивается ребенок. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.
На третьем году жизни наглядно - действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. [1] Исходя из данных предположений, мы провели исследование. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 2 до 3-х лет (20 человек).
Констатирующий этап исследования был проведён с целью определить уровень развития наглядно - действенного мышления детей от 2 до 3-х лет в ходе решения наглядной задачи, а также выявить уровень сформированности навыков практического экспериментирования в 1-ой младшей группе.
Для изучения уровня развития наглядно - действенного мышления детей была подобранна методика С. Н. Новосёловой «Исследования развития мышления в раннем возрасте». [4] При диагностировании детям 2-3 лет предлагались задания, со специализированными орудиями и с игрушками-орудиями, имитирующими орудия труда. Методика «Организация экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Ивановой А. И., позволила выявить уровень сформированности навыков практического экспериментирования детей в 1-ой младшей группе. В ходе самостоятельных игр - экспериментов, посредством наблюдения определялись навыки практического экспериментирования, заполнялась диагностическая карта. Исходя, из сравнительного анализа методик мы видим, что в группе из 20 человек: 15 % с низким уровнем; 40 % со средним; 45% с высоким уровнем сформированности навыков практического экспериментирования (методика А. И. Ивановой). [1]
Таким образом, исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, мы видим, что у большинства детей развита экспериментальная деятельность, которая дала возможность развития наглядно - действенного мышления детей раннего возраста через игры - эксперименты с песком и водой.
Однако надо отметить, что без специально созданной среды, условий для организации практического экспериментирования, без участия воспитателя и поставленных им экспериментальных целей и задач ребёнок будет просто манипулировать предметами. Одним из важнейших условий по развитию навыков практического экспериментирования является экспериментальное оборудование.
В группе нужно иметь как центр «Вода-песок», так и индивидуальные тазики для работы, наполненные прокаленным песком. Детям доставляет большое удовольствие знакомиться с материалом через простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большей ёмкости в меньшую и наоборот. Для этих целей детям предлагаются сита, совочки, воронки, стаканчики, мельнички, ложки, дощечки, бутылочки. При овладении ребенком действиями, связанными с формовкой пирожков, используются пластмассовые формочки, ведёрки, лопатки, совочки.
Для экспериментов с водой используют пластиковые тазы, лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки изготовленные из пенопласта и коры и т. д. Во избежание намокания одежды, особенно в зимнее время, для игр с водой изготавливаются клеенчатые передники. Для того, чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, заботятся о температуре (+ 18°, +20°, следят за длительностью игры и состоянием одежды детей.
В структуру экспериментально - опытнической - предметно-развивающей среды группы входит и участок. На участке, особенно в теплое время года, проходит развитие познавательной деятельности, в зонах, отведенных для игр с песком и водой.
Главная задача экспериментальной - предметно - развивающей среды - формирование у ребёнка навыков элементарной поисковой деятельности, как во время игры - занятия так и в свободной деятельности, на прогулке, а также соблюдение правил безопасности при работе с песком и водой (не кидать песок в товарища, не разливать воду на пол и т. д).
Во время игр дети развивают тактильно - кинестетическую чувствительность, внимание, мелкую моторику рук, координацию движений, получают положительные эмоции от проделанной работы, приучаются сочувствовать, помогать персонажам.
Все организуемые взрослым эксперименты являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими подгруппами.
Дети уж способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они ещё не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.
Детям 1–ой младшей группы предлагались следующие игры - эксперименты с песком : «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «День рожденья куклы Маши». С водой : «Тонет, не тонет, плавает», «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки», «Разноцветная водичка», «Снеговик в гостях у детей».
Во время игр детей учат действовать с природным материалом, формируют представление о количестве (один, много, умение узнавать и называть цвет, формируют понятия - широкий, узкий, лёгкий, тяжёлый и т. д.
Таким образом, эффективными педагогическими условиями развития детского экспериментирования является, отбор адекватного возрасту материала для игр – экспериментов, специально созданная экспериментально - опытническая среда, система игр – экспериментов.
В процессе экспериментальной деятельности с песком и водой у детей третьего года жизни проявятся следующие особенности мышления: ребёнок сопровождает свои действия речевыми комментариями, выполняет новые для него задания методом проб и ошибок.
Список используемой литературы:
1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2007.- 56с.
3. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника. [Текст] / Н. Н. Поддъяков. М. : Педагогика, 1977. 277 с.
3. Смирнова, Е. Ю. Детская психология [Текст] / Е. Ю. Смирнова. -М. : Гуманитар. изд. центр Владос, 2008.-366с.
4. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М. : Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.