Анна Гололобова
Условия применения метода поручения в работе педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Для более эффективного применения метода поручения педагогу следует обеспечивать определенные условия:
1. Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл. Воспитанник должен понимать личностную и общественную значимость данного ему поручения. Даже ценная для общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанника, если она не имеет для него "личностного смысла" (А. Н. Леонтьев).
Темочки:
2. Метод поручения, особенно продолжительного, требует от воспитателя организации "первичного успеха". Детям часто без помощи взрослых хорошо не выполнить даже интересную затею. Тогда на помощь могут прийти мамы и папы (воспитатель должен их специально посвятить в свои планы, дети старших групп.
3. Важным условием при организации поручений является их сменяемость. Специальные педагогические исследования, опиравшиеся на знание возрастных и психологических особенностей дошкольников, показали, что старшие дошкольники могут выполнять длительное поручение не дольше недели. Совершенно недопустимы "пожизненные" поручения, о смене которых воспитатель попросту забыл. Дети к ним теряют интерес.
4. Педагогическое мастерство воспитателя, использующего метод поручения, проявится и в том, какой выбор поручений он предложит детям. Условие простое: их должно быть столько, чтобы хватило на всех[16,310].
5. Поручения должно быть конкретным и посильным для воспитанника, содержать точно поставленную, конкретную цель. Должны быть озвучены ожидаемые результаты и уточнены сроки выполнения поручения.
6. Для того чтобы поручение оказывали на ребенка воспитательное воздействие, оно должно соответствовать его интересам, желаниям и индивидуальным возможностям.
7. В рамках выполнения поручения дать возможность воспитаннику быть не только исполнителем, но и организатором.
8. Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Если несколько ребят выполняют одинаковые задания и кто-либо из них затрудняется, то воспитатель предлагает другому ребенку показать, как надо выполнять работу, и объяснить, что сначала делать, а что потом[1,23].
9. Эффективность поручения во многом зависит от организации постоянного и систематического контроля за его выполнением. Именно контроль может помочь избавиться от такого качества, как забывчивость.
10. Любые поручение эффективны, только тогда, когда опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.
11. Любое воспитательное воздействие, в том числе и поручение, должно состоять из трех частей: предписывающей (что надо сделать, аргументирующей (зачем надо сделать) и методической (как лучше это сделать).
12. Воспитаннику должны быть понятны границы поручения, т. е. пределы полномочий и ответственности: что конкретно нужно делать, а что не входит в твои обязанности, перед кем ты ответствен, и кто тебе подчиняется.
13. Необходимо согласовывать требования к методу поручения для ребенка со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными.
Библиографический список литературы
1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства. // Дошкольное воспитание 2013. №4- С. 17-25.
2. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. //«Виноград». - 2010. - №37. - С. 20-23.
3. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 314 с. - Серия : Бакалавр. Базовый курс
4. Калацкая Н. Н. Теория обучения и воспитания. Конспекты лекций [Электронный ресурс]- Режим доступа http://libweb.kpfu.ru/ebooks/20-IPO/20_220_kl-000675.pdf#page=61&zoom=auto,54,785
5. Крившенко Л. П. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко и др. / под ред. Л. П. Крившенко. М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2008,- 128с.
6. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256с. : ил.
7. Рублева Е. В. Воспитание трудовых поручений. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/640344/
8. Савченко В. И. Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. //Дошкольная педагогика. 2010.№8-С. 8-14.
9. Смирнов С. А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С. А. 4-е изд., испр. - М. :Академия 2000. - 512 с.