Анна Гололобова
Условия применения метода поручения в работе педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Для более эффективного применения метода поручения педагогу следует обеспечивать определенные условия:
1. Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл. Воспитанник должен понимать личностную и общественную значимость данного ему поручения. Даже ценная для общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанника, если она не имеет для него "личностного смысла" (А. Н. Леонтьев).
Публикация «Условия применения метода поручения в работе педагога» размещена в разделах
2. Метод поручения, особенно продолжительного, требует от воспитателя организации "первичного успеха". Детям часто без помощи взрослых хорошо не выполнить даже интересную затею. Тогда на помощь могут прийти мамы и папы (воспитатель должен их специально посвятить в свои планы, дети старших групп.
3. Важным условием при организации поручений является их сменяемость. Специальные педагогические исследования, опиравшиеся на знание возрастных и психологических особенностей дошкольников, показали, что старшие дошкольники могут выполнять длительное поручение не дольше недели. Совершенно недопустимы "пожизненные" поручения, о смене которых воспитатель попросту забыл. Дети к ним теряют интерес.
4. Педагогическое мастерство воспитателя, использующего метод поручения, проявится и в том, какой выбор поручений он предложит детям. Условие простое: их должно быть столько, чтобы хватило на всех[16,310].
5. Поручения должно быть конкретным и посильным для воспитанника, содержать точно поставленную, конкретную цель. Должны быть озвучены ожидаемые результаты и уточнены сроки выполнения поручения.
6. Для того чтобы поручение оказывали на ребенка воспитательное воздействие, оно должно соответствовать его интересам, желаниям и индивидуальным возможностям.
7. В рамках выполнения поручения дать возможность воспитаннику быть не только исполнителем, но и организатором.
8. Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Если несколько ребят выполняют одинаковые задания и кто-либо из них затрудняется, то воспитатель предлагает другому ребенку показать, как надо выполнять работу, и объяснить, что сначала делать, а что потом[1,23].
9. Эффективность поручения во многом зависит от организации постоянного и систематического контроля за его выполнением. Именно контроль может помочь избавиться от такого качества, как забывчивость.
10. Любые поручение эффективны, только тогда, когда опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.
11. Любое воспитательное воздействие, в том числе и поручение, должно состоять из трех частей: предписывающей (что надо сделать, аргументирующей (зачем надо сделать) и методической (как лучше это сделать).
12. Воспитаннику должны быть понятны границы поручения, т. е. пределы полномочий и ответственности: что конкретно нужно делать, а что не входит в твои обязанности, перед кем ты ответствен, и кто тебе подчиняется.
13. Необходимо согласовывать требования к методу поручения для ребенка со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными.
Библиографический список литературы
1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства. // Дошкольное воспитание 2013. №4- С. 17-25.
2. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. //«Виноград». - 2010. - №37. - С. 20-23.
3. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 314 с. - Серия : Бакалавр. Базовый курс
4. Калацкая Н. Н. Теория обучения и воспитания. Конспекты лекций [Электронный ресурс]- Режим доступа http://libweb.kpfu.ru/ebooks/20-IPO/20_220_kl-000675.pdf#page=61&zoom=auto,54,785
5. Крившенко Л. П. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко и др. / под ред. Л. П. Крившенко. М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2008,- 128с.
6. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256с. : ил.
7. Рублева Е. В. Воспитание трудовых поручений. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/640344/
8. Савченко В. И. Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. //Дошкольная педагогика. 2010.№8-С. 8-14.
9. Смирнов С. А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С. А. 4-е изд., испр. - М. :Академия 2000. - 512 с.