Ермакова
Условия формирования речевого развития младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - это необходимый компонент общения. Речью ребенок овладевает в раннем возрасте. Речь людей, окружающих ребенка должна быть четкая и выразительная, так как она является образцом для малыша. Создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении - важнейшая предпосылка совершенствования речевой деятельности ребенка. Важно создать ситуацию просьбы, общения, желания сказать, попросить, а не сиюминутно дать малышу то, что он хочет. Озвучивать, оречевлять все предметы, окружающие ребенка, четко называть их, а также чаще побуждать к речи малыша обращениями: «Скажи! Повтори! Назови! Что это? Где?» - это главное. Очень важно, как можно раньше включить ребенка в различные виды деятельности. Без овладения предметной деятельностью у малыша не появляется потребности в речевом общении. Важно, чтобы в игре ребенок к 3 годам овладел рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.
Публикация «Условия формирования речевого развития младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Если вы хотите научить вашего малыша смотреть и видеть, слушать и слышать, думать и говорить, постарайтесь научить его играть. Здесь на помощь придет народная педагогика со своей многолетней мудростью (потешки, пальчиковые игры, считалки и др.)
Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Ведь пока движения пальцев скованны, неловки, развитие речи будет затруднено. В. А. Сухомлинский писал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Психологами давно доказано, что формирование речи находится в прямой зависимости от степени развития пальцев рук.
Основной формой педагогического процесса в детском саду является (образовательная деятельность по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Интегрированная НОД представляет собой объединение нескольких видов деятельности, вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. В большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Одним из решающих условий развития речи является умение и желание общаться ни только со взрослыми в семье, но и вне семьи, а главное, общаться со сверстниками. Неговорящего ребенка желательно как можно раньше определить в дошкольное учреждение, где помогает детям справится с речевыми проблемами учитель-логопед. Именно в общении со сверстниками дети смогут реализовать свои речевые возможности, восполнить их. Существенный фактор формирования общения – бытовое взаимодействие детей внутри группы. Здесь дети сами, порой без помощи взрослых, находят наиболее продуктивные способы общения друг с другом. Ценность такого детского сотрудничества очень значима для развития речи. Разговаривая со взрослым в семье, ребенок не прикладывает специальных усилий, чтобы его поняли. Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания, настроение своего приятеля. Им надо все четко и ясно сказать: чего хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть и т. д. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются связно, четко выражать свои намерения, мысли, желания, следят за правильностью своей речи: правильностью артикулирования и построением речевых конструкций. Общаясь друг с другом в процессе игр и других естественно складывающихся ситуациях, дети понимают друг друга, используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы. Если взрослый дает ребенку норму речевого общения, то общение со сверстниками создает условия для самостоятельного речевого творчества.
Список литературы:
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. М. : Просвещение, 1995.
2. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи. М., 2004.
3. Давидович Л. Р. Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.