МААМ-картинки

Уроки тишины Марии Монтессори для дошкольного возраста

Надежда Уфимцева
Уроки тишины Марии Монтессори для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

13 января 2021 г.

«Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная».

Мария Монтессори

Все мы, взрослые, знаем, что детей нужно научить правильно говорить, правильно вести себя за столом, правильно здороваться и т. д. Но задумываемся ли мы, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к ненужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным?

Публикация «Уроки тишины Марии Монтессори для дошкольного возраста» размещена в разделах

Знаменитый итальянский педагог, психолог и врач М. Монтессори проводила в своих группах специальные УРОКИ ТИШИНЫ. Это совсем короткие уроки, которые длились по несколько минут. Такие уроки представляли собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли.

На уроке тишины детям предлагают прислушаться к тишине, а потом спрашивают у них, что слышали и заметили. Педагог показывает, как нужно правильно сидеть, обращая внимание детей на то, как лежат руки и как правильно на полу стоят ноги, на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом. Детей постепенно приучают быть неподвижными и молчаливыми.

Уроки тишины — прекрасное средство воспитания внимания. После урока дети рассказывают о том, что они слышали, и многие говорят: «Слышал, как кто-то ходит», «в коридоре кто-то разговаривает», «где-то журчит вода», «скрипнула дверь» и т. д.

Некоторые дети начинают прислушиваться не только к внешним звукам, но и к биению собственного сердца. А есть дети, которые говорят:

«Я ничего не слышал. Я думал о музыке»,

«Я смотрел на облака и думал о том, откуда они берутся и куда плывут»,

«А я вспоминала стихи»,

«А я слушал, как воет ветер».

Значит, во время этих уроков дети учатся слушать и движение собственной души.

Эти упражнения, при условии покоя и тишины, дают ребенку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение, которые оставляют в его сознании глубокий след.

Конечно, такой эффект достигается не сразу, и требует знания особой техники, но некоторые УПРАЖНЕНИЯ можно проводить и дома:

1) Слушаем тишину

Детям предлагаем закрыть глаза и послушать тишину. Обсудить, кто что услышал.

2) Слушаем тишину внутри себя

Детям предлагается закрыть глаза, уши прикрыть ладонями. Если ребенок спокоен, он слышит биение сердца, собственное дыхание.

3) Слышим хруст

Материал: сухарики или кукурузные хлопья.

Предлагаем детям взять сухарики, закрыть глаза, ладонями прикрыть уши. Все вместе начинаем жевать и слушать. Обсудить, на что похож звук.

4) Дотронуться до ладошки

Материал: колосок, перышко и т. п.

Детям предлагаем закрыть глаза, по кругу дотрагиваться до ладошек детей перышком (колоском и т. п.) Обсудить, кто что почувствовал.

5) Лепесток

Материал: лепестки роз (не сухие)

Предложить детям закрыть глаза и протянуть ладошки. Каждому ребенку положить в ладошки по одному лепестку. Предварительно дать инструкцию: «Я сейчас что-то положу вам в руки, а вы должны догадаться что это. Это можно потрогать, понюхать. Тот, кто догадается, что это, протягивает руки вперед. До кого я дотронусь, тот открывает глаза». Ребенок, открывший глаза кладет лепесток в вазу с водой. Обсудить, кто как догадался, что при этом испытывали, какие чувства.

6) Говорим шепотом

Все какое-то время должны разговаривать только шепотом. Это условие выполняют не только дети, но и взрослые. В результате ребенок должен стараться расслышать слова, произносимые тихо и издали. Это, по мнению Монтессори, требует от него настороженного внимания, готовности ловить звуки.

7) Бесшумное движение

Ребенок двигается неловко и шумно, объясняла Мария Монтессори, потому что не умеет иначе. Нужно знакомить его с различными степенями неподвижности, ведущей к тишине. Для этого педагоги «Домов ребенка» использовали специальные упражнения.

Например, дети получали задание встать со стула шумно, а потом — тихо, не делая резких движений, не двигая стул и не раскачивая его.

Также детей учили ходить на цыпочках. На полу в комнате каждого «Дома ребенка» обязательно существовала начертанная линия. (Сегодня ее выкладывают цветным скотчем.) Ребенок по просьбе учительницы должен был пройти вдоль линии на носочках так, чтобы его почти не было слышно.

Упражнение могло усложняться: требовалось бесшумно двигаться на цыпочках между стоящих в некотором беспорядке стульев, не задевая их.

Точно так же детей специально тренировали в умении бесшумно передвигать предметы на полках, осторожно брать их оттуда и ставить на место — обязательно на то же самое место.

Это прекрасная тренировка воли. Ведь для того, чтобы управлять своими инстинктами и чувствами, необходимо прикладывать волевое усилие.

Публикации по теме:

Спортивный праздник «Уроки Мальвины» для детей среднего дошкольного возрастаСпортивный праздник «Уроки Мальвины» для детей среднего дошкольного возраста В этом году мы подросли, и перешли на участок, для прогулок старшего возраста. На участке-спортивная площадка. Отведено место для волейбола,.

Аналог шумовых коробочек МонтессориАналог шумовых коробочек Монтессори Здравствуйте всем! Хочу с вами поделиться своим вариантом шумовых коробочек. Немного предистории. На прошлый Новый год младшей дочке Дед.

Фотоотчет об открытии комнаты МонтессориФотоотчет об открытии комнаты Монтессори Уважаемые друзья, коллеги! Сегодня хочу опять вас пригласить в Центр развития ребенка «Планета Детства». В этом учебном году наш Центр расширился,.

Фотоотчёт о использовании оборудования Монтессори в работе с детьми раннего возрастаФотоотчёт о использовании оборудования Монтессори в работе с детьми раннего возраста В современной отечественной педагогической практике четко прослеживается тенденция к развитию вариативности в организации образования детей.

Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии»Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии» .

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Мастер класс «Уроки поэтапного рисования «Мышка» для детей дошкольного возрастаМастер класс «Уроки поэтапного рисования «Мышка» для детей дошкольного возраста Данный мастер класс будет полезен и интересен для детей дошкольного возраста, педагогов дошкольного, дополнительного образования, родителей.

Монтессори игры своими рукамиМонтессори игры своими руками Согласно методике воспитания Марии Монтессори материалы, сделанные своими руками - это все,что нужно для развития ребенка. "Образование.

Рамки Монтессори своими рукамиРамки Монтессори своими руками Монтессори своими руками есть смысл делать! Такое пособие, возможно, получится не настолько идеально, как в магазине, но будет сделано своими.

Развивающая доска Монтессори, или БизибордРазвивающая доска Монтессори, или Бизиборд Воспитание маленького ребенка – задача не из простых. Взрослым иногда нужна свободная минутка но – нельзя оставить малыша одного, ведь непонятно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Уроки тишины Марии Монтессори для дошкольного возраста
Опубликовано: 13 января 2021 в 14:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Уроки тишины Марии Монтессори для дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Уфимцева (УИ 759961) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД