Ия Валерьевна Болгова
Уроки логопеда. Подходит для дистанционных занятий детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
УРОКИ ЛОГОПЕДА
Учимся чисто говорить
Чистоговорки расширяют словарный запас ребёнка и развивают чувство ритма. Чистоговорки можно повторять, адресуя их игрушкам или рассматривая соответствующие картинки. Вот несколько игр, которые сделают занятия с чистоговорками наиболее эффективными.
___
СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.
1 вариант: взрослый произносит чистоговорку и предлагает ребёнку повторить её весело, чтобы в конце можно было поставить «!». Если ребенку трудно, взрослый озвучивает пример.
Публикация «Уроки логопеда, Подходит для дистанционных занятий детей и родителей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
2 вариант: взрослый произносит чистоговорку и предлагает ребёнку повторить её так, как будто это вопрос, чтобы в конце можно было поставить «?».
3 вариант: взрослый показывает ребенку карточку со знаком препинания «!», «?» или «.», а ребенок сам произносит чистоговорку с нужной интонацией.
___
СКАЖИ КАК.
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с разным тембром голоса.
1 вариант: использовать в игре маски животных или кукол пальчикового театра.
Взрослый показывает маску или куклу (например, лису, зайца, волка) и говорит чистоговорку так, как бы ее сказала лиса. Потом просит ребенка повторить чистоговорку за лисой.
2 вариант: после того, как ребёнок освоится с подражанием разным персонажам, взрослый может не показывать пример голосом, а только показывать маску или куклу.
___
СКАЖИ ТИХО, ГРОМКО
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.
1 вариант: взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры. О значении фишек нужно договориться заранее: например, 1 фишка обозначает произношение тихим голосом, 2 фишки — спокойное произношение, 3 фишки — произношение громче обычного.
___
СКАЖИ МЕДЛЕННО, БЫСТРО
Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи.
1 вариант: взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же скоростью. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый выкладывает чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния: чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.
2 вариант: взрослый выкладывает чистоговорку фишками, значение расположения фишек оговаривается заранее. Ребенок сам произносит чистоговоркув нужном темпе, ориентируясь на расстояние между фишками.
___
ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ СЛОВА
Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.
1 вариант: взрослый составляет чнстоговорку вместе с ребенком, например: «Са-са — идёт лиса». Затем взрослый спрашивает, голосом выделяя вопросительное слово: «Са-са — идёт КТО-О-О?». Задача ребёнка - произнести скороговорку, выделив голосом слово-ответ, в данном случае «лиса». Можно для подсказки выложить чистоговорку маленькими фишками, а слово-ответ — большой фишкой.
2 вариант: взрослый задает к чистоговорке вопрос: «Са-са — ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?».
Задача ребёнка — выделить интонационно слово-ответ идёт. Подсказка из фишек будет выглядеть так: все слова — маленькие фишки, а «идёт» — большая фишка.
3 вариант: ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
___
ПОДБЕРИ СЛОВО С ТАКИМ ЖЕ РИТМИЧЕСКИМ РИСУНКОМ
Задача: учить ребенка делить слово на слоги, определять слог с ударной гласной, подбирать слова с таким же количеством слогов и местоположением ударного слога, развивать чувство ритма.
1 вариант: взрослый просит ребенка выбрать слово (картинку) с автоматизируемым звуком, определить количество слогов в этом слове (самостоятельно или с помощью взрослого, ударный слог (слог, который громче и дольше всех тянется). После этого ребенок вместе со взрослым составляет чистоговорку, исходя из количества слогов в слове. Например: ла-ла-ла — купола, ла-ла — пила.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, рекомендуется обозначить слоги фишками: ударный слог лучше обозначить большой фишкой, остальные — маленькими.
2 вариант: взрослый называет слово и предлагает ребенку выбрать соответствующую картинку из нескольких предложенных. Внимание ребенка акцентируется на том, что в слове-названии картинки должно быть столько же слогов, сколько в названном слове, и ударение должно стоять в том же месте.
Ребенок с помощью взрослого должен назвать все предложенные картинки, поделить все слова на слоги, определить ударный звук и затем только выбрать нужное слово.
3 вариант: взрослый называет слово, а ребенок сам выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображен названный предмет. При этом взрослый должен обратить внимание ребенка на совпадение ритмического рисунка заданного слова и слова-названия найденной ребенком картинки. К заданному слову ребенок самостоятельно составляет чистоговорку, «выкладывает» ее с помощью фишек и «читает», проводя под ними пальчиком.