Наталья Ворошилова
Уроки безопасности в любимых детских сказках
▼ Скачать + Заказать документы
Уроки безопасности в любимых детских сказках
Цель: формирование у обучающихся основ безопасного поведения на примере детских сказок.
Задачи:
• создание условий для формирования у обучающихся представлений о возможных опасностях повседневной жизни;
• обучение адекватным способам поведения в опасных ситуациях на примере поступков сказочных героев;
• формирование осознанного отношения к собственной безопасности;
• воспитание личной гражданской ответственности;
• содействие становления положительной мотивации к прослушиванию и чтению книг.
Публикация «Уроки безопасности в любимых детских сказках» размещена в разделах
Техническое обеспечение, наглядный материал: аудиозапись спокойной музыки, большое зеркало (или маленькие индивидуальные, картинки (Тридевятое царство, Тридесятое государство, Колобок, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Лисы, золотого ключика, Буратино, Козы, Лисы с петушком, книжки-малышки с иллюстрациями из сказок.
- Сегодня мы отправимся в путешествие в Тридевятое царство, Тридесятое государство.
- Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь…
Для этого необходимо подойти к зеркалу, посмотреться в него и произнести волшебные слова: «В зеркале я отражусь, своим друзьям улыбнусь, где захочу окажусь!»
Закрывают глаза, звучит спокойная музыка. Попросить детей открыть глаза.
Выставляется картинка.
Рисунок 1
- Сегодня мы будем вспоминать сказки, которые учат нас быть внимательными и осторожными дома и вне нашего дома, говорить о том, как избежать опасностей, угрожающих нашему здоровью, а может и жизни.
Вы, наверное, думали: «Неужели нельзя сделать так, чтобы опасностей не было?» Иногда нельзя, если это стихийные бедствия, ведь люди не в силах отменить землетрясение или наводнение. Но бывает и так, что мы сами создаем опасную ситуацию, ведя себя беззаботно на улице или дома. Многое зависит от самого человека. Любой из нас может оказаться в опасной ситуации, но не каждый знает, как этого избежать.
- Опасности окружают везде, и даже в сказках. Чтобы не попасть в такие ситуации, давайте рассмотрим их на примере героев наших любимых сказок.
- Назовите самые первые сказки, с которыми вы познакомились в раннем детстве? (Курочка Ряба, Колобок, Репка)
- Кто это?
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён.
(Колобок.)
Показ картинки со словами: «А вот и первый кто нам встретился в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве». Картинку поместить на карту.
Рисунок 2
- Вспомните, чем закончилась эта сказка? (Лиса съела Колобка.)
- Где всё произошло? (В лесу.)
- А как же Колобок оказался в лесу в лапах у лисы? (Он сам убежал в лес, просто захотел погулять.)
- Ах, вот оно что! Колобок просто погулять пошёл. В лесу ведь так красиво: высокие стройные деревья, пахучие травы и цветы, прекрасное пение птиц…
Но лес таит в себе и опасности. Колобок ни о каких опасностях совершенно не задумывался.
- Ребята, можно ли гулять одному по незнакомым местам? Почему? (Ответы детей.)
- Как сделать так, чтобы этого не произошло?
- Ребята, а можно общаться с незнакомыми людьми, рассказывать им свой домашний адрес, телефон?
- Давайте вспомним сказку, которая как раз учит этому. Отгадайте загадку.
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара хищных глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Показ картинки со словами: «Вот навстречу нам идёт девочка в красной шапочке».
Рисунок 3
- Куда же она идёт? (К бабушке, несёт ей пирожки.)
- Какие ошибки допустила Красная Шапочка? (Остановилась для разговора с посторонним и незнакомым героем; рассказала, куда идёт, где живёт бабушка, и как попасть в её дом.)
- Как нужно поступить, если к вам подойдёт незнакомый человек? Если незнакомец предлагает вам пройти с ним куда-то? Надо ли рассказывать об этом кому-либо? (Обязательно рассказать родителям, даже если это был ваш сосед.)
- А почему плохие люди часто притворяются, что они добрые и хорошие, почему мы верим им? (Для того, чтобы мы не испугались, поверили.)
- В какой русской народной сказке персонаж очень умело притворился близким, родным и добился осуществления своего злого замысла? Отгадайте загадку.
В дверь стучится серый волк,
Он в козлятах знает толк…
Волк — притворщик и бандит!
Кто злодея победит?
Сказка учит малышей,
Как спастись от злых людей.
Маму слушайся дружок
И не страшен будет волк.
Сказочка для дошколят — …
(Волк и семеро козлят)
Показ картинки со словами: «А в этом домике живёт коза с козлятами».
Рисунок 4
- Вспомните, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам. (Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.)
- Кто ещё часто в сказках притворяется добреньким? (Лиса.)
- Какие черты характера людей приписывают Лисе в сказках? (Хитрая, жадная, жестокая, самолюбивая.) Совершенно верно. А внешне она имеет приятный вид и добрый ласковый голос.
Педагог показывает картинку.
Рисунок 5
- А это из какой сказки и кто потерял?
(Это золотой ключик Буратино)
- Встречался ли он с лисой? (Да, с лисой и котом.)
- Как вела себя лиса в этой сказке? (Она захотела отобрать у Буратино деньги, заманила его в выдуманную страну Дураков на Поле Чудес, чтобы он там закопал свои деньги. Она сказала ему, что из них вырастит огромное денежное дерево, а сама выкопала и забрала деньги.)
Лисички Алисы напарник слепой -
Ну и притвора, обманщик какой! -
Все-то он видел, все замечал,
Враками глупых он угощал
Рисунок 6
- Чему нас учит эта сказка? (Не верить незнакомцам. Спросить совета у родителей.)
- Родители – взрослые люди, которые любят вас, желают вам только добра.
Но, к сожалению, не всегда дети слушают взрослых близких людей, а что из этого может случиться рассказывают нам сказки…
Отгадайте загадку:
Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она. (про кого)
Показ картинки со словами: «Странные огромные птицы пролетели мимо нас».
Рисунок 7
- Как зовут этих птиц в Тридевятом царстве, Тридесятом государстве? (Гуси-лебеди.)
- Как называется сказка, из которой они прилетели? (Гуси-лебеди.)
- А что же случилось в сказке? (Дочка забыла, что наказывали отец с матерью, посадила братца на травке, сама побежала к подружкам и заигралась. Гуси-лебеди налетели и унесли братца.)
- Какому важному правилу учит эта сказка? (Не оставлять маленьких детей без присмотра, они не могут себя защитить.)
- А если вы остались дома одни, что наказывают вам ваши родители? (Никому дверей не открывать, никого в дом не впускать.)
Загадка:
Петушок, петушок,
золотой гребешок,
масляна головушка,
шёлкова бородушка,
выгляни в окошко,
дам тебе горошку.
- Из какой сказки эти строки? (Петушок – золотой гребешок.)
Показ картинки со словами: «Опять разбойница-лиса в гости пожаловала».
Рисунок 8
- Какие ошибки допустил петушок? (Он выглянул в раскрытое окошко, хотя кот и дрозд предупредили его этого не делать.)
- Вспомните, как вёл себя петушок, когда лиса несла его в дремучий лес.
(Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота. Он правильно поступил, потому что кот и дрозд услышали его и спасли.)
- Мы желаем, чтобы вы никогда не сталкивались с опасностями в жизни. Но вы всегда должны быть готовы спасти себя сами. Должны знать, как это сделать. Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
- Вернёмся домой из Тридевятого царства, Тридесятого государства тем же способом, которым и попали сюда.
Дети смотрятся в зеркало и произносят волшебные слова: «В зеркале я отражусь, своим друзьям улыбнусь, где захочу окажусь!» Закрывают глаза, звучит спокойная музыка,
- Понравилось вам путешествие? (Да.)
- А в заключение мы приготовили для вас значок, который бы всем напоминал о собственной безопасности.
Рисунок 9