Марина Балясова
Урок в 3 классе «Океан море синее» Н. А. Римский — Корсаков
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Океан море синее».
Класс: 3
Тип урока: комбинированный
Цели: сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко».
Задачи:
Предметные: продолжить изучение былинного творчества русского народа на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко».
Метапредметные:
познавательные: развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
регулятивные: развитие умения передавать характер музыки через движения рук, методом "Пластического интонирования"
коммуникативные: развитие умения слушать и слышать других.
Публикация «Урок в 3 классе „Океан море синее“ Н, А, Римский — Корсаков» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.
Оборудование: аудиозапись оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; альбомный лист, цветные карандаши.
Ход урока:
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Методы и приемы
Орг. Момент 1 мин
Учитель:Здравствуйте ребята (муз приветствие)
Приветствуют учителя (муз ответ)
Сегодня урок необычный. У нас присутствуют гости.
Актуализация знаний; постановка темы урока7 мин.
Учитель: - У вас на столах лежат небольшие листочки с заданиями. (Приложение 1)
Сейчас вы в парах должны будете сделать все задания, для повторения пройденного материала, и по выполнению последнего задания в кроссворде, мы узнаем тему нашего урока.
- Кто сделал, поднимите руки. Заканчиваем.
- что у вас получилось?
Проверяем…
Меняемся листочками с товарищем по парте,ставим оценки.
1-2 ошибки -4
3 ошибки -3
4 ошибки - 2
Беседа
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся со вступлением к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» - «Океан – море синее».
Еще раз проговорите мне…
- что такое опера?
Дети: - жанр музыки, музыкальный спектакль где все герои поют
- что такое былина?(Ответы учащихся)
-Русская народная эпическая песня о богатырях.
- что такое опера- былина?(Ответы учащихся)
Опера на сюжет былины
- знаете оперу-былину «Садко»?(Ответы учащихся)
Учитель: - Может кто- то кратко рассказать оперу – былину «Садко»?
(доклад ученика)
Учитель:Вспомним, кто такой Н. А. Римский – Корсаков?
(доклад ученика)
Вступление к опере – былине Римского – Корсакова «Садко» -
«Океан- море синее»
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Метод упражнений
Рассказ
Открытие новых знаний 20 мин
Учитель: - Попытайтесь представить море в этой музыке. как оно изменяется, как мы это слышим?
- как море изменяется в музыке?
- как мы это слышим в музыке?
(Слушанье)
Ребята, а почему Римский – Корсаков назвал эту часть произведения «Океан – море синее»? Что он хотел изобразить в музыке?
(ответы учащихся)
- Правильно ребята. Римский – Корсаков Николай Андреевич - умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Он очеловечил море и океан. Океан как живой участвует в событиях оперы.
- А всегда ли одинаково звучит мелодия? В музыке показаны два состояния моря. Какие?
- Ребята, если вы вслушаетесь в главную интонацию музыкальной картины моря, то вы услышите всего три звука. Мы видим, как меняется характер музыки. В чём секрет? Что изменяется в звучании? За счет каких средств музыкальной выразительности меняется музыка?
- что такое динамика? Какая она бывает?
(Ответы учащихся)- динамика- это сила звука в произведении. Громко, тихо.
- что такое темп? Какой он бывает?
(Ответы учащихся)- темп – это скорость движения музыки. Они бывают быстрые, медленные, умеренные.
Учитель: - изменяется темп музыки? Как?
(Ответы учащихся)- он изменятся, но это не так сильно заметно
- Море, то спокойное, то бурное.
(Оформлять свои мысли в устной форме Слуховой метод
Словесный (беседа) Метод анализа и сравнения)
Физкульт. минутка 1мин
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)
Закрепление знаний
Учитель: - Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то как будем показывать рукой? (показываю сама) – Если море будет бурное, то как мы покажем?
(Идёт повторное прослушивание отрывка, ребята выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).
Учитель: - молодцы. Вы справились с заданием.
Учитель:Теперь попробуйте нарисовать море таким, каким вы его видите в этом произведении. Рисуя волны, вы можете показать движение мелодии (восходящая, нисходящая, ровная, выбирая оттенки цвета, вы можете точно показать интонацию музыки и лад (яркие краски-мажорный лад, темные тона-минорный лад)
Учитель включает музыку - дети рисуют.
Какое море у вас получилось и каким бы оно должно быть?
Учитель объясняет движение мелодии, динамические оттенки и ладовые интонации музыки, а ученики проверяют совпадения на своих рисунках.
Учитель: Посмотрите внимательно, совпадает ваше море на рисунке музыкальной характеристикой даного произведения?
Учитель: Поставьте каждый сам себе оценку за рисунок.
Анализ учителя, самооценка учеников
УУД Регулятивные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Практический метод
Раздел урока - Пение:
Учитель: А сейчас, ребята, давайте исполним для наших гостей песни, разученные к праднику 8 марта.
Распевание 3 мин и исполнение произведениий 7 мин
"Песенка Мамонтенка"
"Весенняя капель"
- Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась. Вы познакомились с вступлением к опере – былине Римского–Корсакова «Океан – море синее».
Рефлексия 5 мин
Учитель: - что вам запомнилось на уроке?
- теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, кто все понял, у кого после нашего урока хорошее настроение?
- теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, но он что-то не понял и обязательно дома повторит?
- теперь поднимите руки те, кому не понравился наш урок, кто ничего не поняли у него плохое настроение?
(почему не понравилось)
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работал (имя ребенка) спасибо за урок.
До свидания!
Приложение 1
КРОССВОРД
Вопросы:
1) жанр, в котором все герои поют называется?
2) быстрота музыки
3)сила звука
4)русская народная поэтическая песня о богатырях
5)имя Римского Корсакова
6) …. – море синее
7) опера – былина
8) из букв составь слова и запиши внизу на строке:
АНОКЕ – РЕМО ЕНЕСИ =
___