токарева ольга
«Православный храм». Урок в IV классе (Орксэ)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «православный храм».
2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Публикация «„Православный храм“, Урок в IV классе (Орксэ)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, рабочие листы, карточки с заданиями, аудиозаписи.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Прошу вас прослушать отрывок из музыкального произведения и ответить на вопрос: где исполняется данное музыкальное произведение? (Звучит «Не умолим никогда Богородице», муз. А. Астафьева, в исполнении архиерейского хора Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы.)
– А теперь посмотрите на экран. Что вы видите на нем?
- Правильно, а что вы можете рассказать об этом храме?
- Храм Христа Спасителя – построен в память о победе русского народа в Отечественной Войне 1812 года.
Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.
– Правильно. Как вы понимаете слово «храм»?
(Ответы детей)
– Кто из вас был в храме?
II.Формулирование темы урока. Постановка цели.
Сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.
Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.
III. Актуализация знаний учащихся
Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.
(учащиеся дают определения слову «храм»)
- Здание для богослужения, церковь. (сл. С. И. Ожегова)
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
ЗАДАНИЕ: записать определение слова «храм» в рабочих листах.
Зачем люди посещают храмы?
- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
IV. Изучение нового материала.
Ваши ответы правильные. На уроке мы разберем устройство православного храма. А потом вы составите памятку «Как правильно себя вести в храме».
1. Беседа с учащимися.
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви.
Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее.
Издавна храмы строили в самых красивых местах,и перед строительством молились, чтобы Господь указал место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
- А когда и где был построен первый храм?
(рассказывает ученик)
Принципы строительства древнерусских храмов были заимствованы из Византии. В ХI веке при Ярославе Мудром в Киеве был сооружён Софийский собор (1037 г.)
Каким образом храм отличается от всех остальных
зданий?
- У него есть купол, на котором находится крест.
Храм Божий по внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу.
Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.
Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.
Купол заканчивается главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
(предположения детей)
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница.
Как вы думаете, зачем нужны колокола?
- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
•Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
•Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника, называется «трезвон».
•Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает о вышнем, небесном мире.
2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.
Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?
- Мысли о храме, церкви, России… ФИЗМИНУТКА
3. Изучение устройства храма.
Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.
Из каких частей состоит храм?
(предположения детей)
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.
V. Первичное закрепление
1. Коллективная работа:
Загадки:
Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается (колокол).
Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица (Ангел).
Жил, Богу угодил, к Богу ушел, к людям пришел (святой).
На горе стоит свеча, в ней молитва горяча (церковь).
Что выше колокольни? (крест).
Дверей много, а входят не все (алтарь).
На руках Младенец чистый,
Взгляд Его такой лучистый,
Солнце за главой сияет,
Нас Он всех благословляет. (Иисус Христос).
Золотое поле, желтые колосья,
Огонек гуляет, колоски сжигает. (Подсвечник)
2. самостоятельная работа:
- ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между понятием и его определением (работа в группах).
1) Кадило А) символ молитвы верующего человека
2) Церковная свеча Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном, которые кладутся на горящие угли.
3) Иконостас В) место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения
4) Алтарь Г) двери, через которые во время службы выносят Евангелие – благую весть о царе-Христе
5) Царские врата Д) это картина, на которой изображен лик святого или события Священной
истории.
3. Творческие работы учащихся.
Сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников. Они приготовили небольшие сообщения о храмах города Нижнекамска и посёлка Красный Ключ.
(рассказывают ученики)
Первый каменный храм в честь праведного Иоанна Кронштадтского п. Красный Ключ был освящен 6 мая 1995 года. Строительство шло три года. Это одна из первых церквей, возведенных в Казанской епархии в постсоветский период.
В 2005 году началось Строительство второго - главного храма прихода - в честь Казанской иконы Божией матери. В настоящее время возведены стены и полностью завершена наружная отделка, монтируется иконостас. В большие праздники в храме уже совершаются богослужения.
Храм новый, каменный, приходской, однопрестольный в честь Воскресения Христова построен в 2000 году, освящен в 2004г. Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием. В храме Воскресения Христова хранятся особо чтимые верующими иконы преподобного Серафима Саровского и праведного Симеона Верхотурского. В настоящее время богослужения в храме совершаются в субботние, воскресные и праздничные дни.
3. Театрализация («Как вести себя в храме»)
Часто ли вы бываете в храме?
Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм :
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам.
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Учитель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
Как мы заходим в храм?
Как мы стоим во время богослужения?
V.Рефлексия
Чтение учителем стихотворения
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле.
Но душа опять будет вновь стремиться
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться
Та любовь, что спит еще во мне.
- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
VI. Домашнее задание.
Общее:
- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке
Индивидуальное:
- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»