Шестакова Оксана
Урок по алгебре «Применение формул сокращенного умножения»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщающий урок по теме с применением системно - дятельностного подхода в обучении
Цели :
Образовательная. Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
Отработать навыки применения формул сокращённого умножения при решении заданий различного типа, подготовиться к контрольной работе.
Развивающая. Развивать интерес к предмету, умение осуществлять взаимоконтроль, самокоррекцию деятельности, математическую культуру, коммуникативные и творческие способности учащихся.
Публикация «Урок по алгебре „Применение формул сокращенного умножения“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Воспитательная: Воспитывать умения и навыки работы в коллективе, активную личностную и социальную позицию, воспитание информационной и математической культуры.
Тип урока. Систематизация и обобщение имеющихся знаний (2 урока по 45 мин)
Формы работы. Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах, треннинг
Методы и приемы. Наглядные, словесные, частично поисковые, практические, работа с учебником
Элементы технологий: игровая, проблемное обучение, ИКТ, позиционной технологии, дифференцированного обучения, развитие критического мышления, электронного обучения
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, карточки самоконтроля, схемы и таблицы, презентация (флип чаты, электронный флеш тест (в программе Sothink SWF Quicker 4.7.466, видеоролик.
Ход урока
I. Организационный момент: актуализация знаний
II. Подготовительный этап: повторение теории - работа в позиционных стационарных группах
III. Проверка навыков работы с формулами.
IV. Углубление в тему: опережающее задание
V. Систематизация знаний: классификация и решение заданий разного типа
VI. Дифференцированная работа: работа с электронными тестами, онлайн тестами, самокоррекция с помощью ПК, решение заданий повышенной сложности.
VII. Подведение итога. Рефлексия.
I. Организационный момент.
На протяжении нескольких уроков мы изучали формулы сокращенного умножения. Эта тема является основополагающей в разделе «Тождественные преобразования алгебраических выражений». Давай те послушаем, что думают о значении формул сокращенного умножения старшеклассники (на экране ролик, снятый учащимися 10 класса). (слайд)
Итак тема урока «Применение формул сокращенного умножения»(слайд - тема и цели урока)
II. Подготовительный этап.
1. Класс делится на разноуровневые статичные группы(4 группы по 5-6 человек). Учитель назначает руководителей групп.
2. Каждый участник группы выполняет определенную роль (занимает определенную позицию при повторении материала)
3. Членам группы раздаются карточки и схемы, соответственно его позиции (см приложение 2,3,4).
4. Правильные ответы и оценки в течении всего урока фиксируются в листах самоконтроля (см приложение 1).
(Приложение 1)
Организация работы групп :
Каждый член группы рассматривает повторение материала со своей позиции, соотвествующей названию (слайд, позиции выбирают учащиеся по желанию.
1 позиция – «понятие» : вспомнить и пояснить основные понятия, употреблемые при работе с формулами, результаты занести в таблицу, например :
(Приложение 2)
одночлен
многочлен
Квадрат числа
Куб числа
степень одночлена
множитель
Возведение в степень одночлена и т. д
2 позиция - «схема» : заполнить кластер. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, попытаться систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Развитие критического мышления через письмо и синтез учебного материала. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него по стрелкам соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Заполняют кластер (своими словами, отвечая на вопрос «Для чего нужны ФСУ?» Например : (Приложение 3)
3 позиция - «тезис» : формулируют правила по формулам.
4 позиция - «практик» : применяют формулы на практике, проводят классификацию пример – задание – способ решения, заполняют таблицу примерами
(приложение 4)
Область применения формул сокращенного умножения
Разложить многочлен на множители Рациональное вычисление Упростить
выражение Решить
уравнение Представить в виде многочлена
5 позиция - «эксперт» - руководители групп, контролируют работу, подводят итоги.
На осмысливание позиции 1-2 мин (можно воспользоваться учебником)
Отвечают «Понятие» - члены группы по очереди выходят к интерактивной доске записывают и поясняют свое понятие. Остальные члены групп корректируют деятельность, заносят данные с доски к себе в тетрадь.
Аналогично работают ребята «схема».
Учащиеся с позицией «Тезис»работают по слайду, дают формулировку каждой формулы, с показом всех компонентов формулы (слайд)
Учитель и эксперты координируют действия членов группы.
Мы повторили теоретический материал, а теперь проверим как вы владеете формулами и применяете теорию на практике.
III. Проверка навыков владения ФСУ.
Игра «Лови ошибку – фронтальная работа по слайду, на котором размещены примеры с ошибками, если ошибка найдена верно, то она подтверждается анимацией на слайде
Есть такая поговорка «Природа не терпит пустоты», нужно заполнить пустоты на слайде. Задание «Заполни пустоты» - нужно заполнить пустые места в выражениях, учащиеся должны хорошо ориентироваться в формулах. Форма работы групповая : обсуждение, ответ с обоснованием (отвечает 1 человек из группы, вся группа проставляет в оценочный лист балл за правильный ответ).
Математический тренажер – задания на слайде, записываем ответы в тетрадях, проводим взаимопроверку по слайду с анимацией, выставляем оценки.
Критерии оценок 5 - «5», за 4 - «4», 3 - «3»,1,2 - «2».
Эксперты отчитываютя об оценках, делают выводы на сколько каждая группа владеет формулами. С одним из заданий ребята справиться не смогли (а+в)4
IV. Углубление в тему.
Вопрос: Почему никто не справился с этим заданием (не знаем формулу). Двое ребят из класса готовят научные проекты, они столкнулись с этой проблемой и успешно с ней справились. Сейчас они проведут тренинг по возведению двучлена в степень n>3 (объясняют Бином Ньютона, работа со слайдами).Группы делают в тетрадях необходимые записи, отвечают на вопросы. Делаем вывод: где пригодятся данные знания (при решении нестадартных задач, при поступлении в ВУЗы)
Задание группам на закрепление: (а+в)5 после обсуждения к доске выходят по одному члену группы и по цепочке записывают ответ.
V. Применение ФСУ (дифференцированная работа). На этом этапе учащиеся должны научиться устанавливать связь:
задание – пример - способ решения.
Вопрос : Сегодня на уроке мы уже говорили о том в каких заданиях можно применять ФСУ (см. кластеры на столах). Ребята «практики» со своей позиции выполнили систематизацию заданий, и сейчас нам ее покажут (по одному выходят к интерактивной доске и разносят примеры по столбцам таблиц).(флип чат).
В классе есть ребята, которые успешно справлялись с этими заданиями при изучении темы, им предлагается за компьютерами пройти тест. Тестовые задания включают в себя все виды заданий перечисленных в таблице, компьютер выставлят оценки, ребята могут проверить с помощью теста свои ошибки и получить подсказку для правильного решения (1 группа (флеш тесты)
Остальные учащиеся остаются на местах (група 2, решают в тетради примеры из таблицы (форма работы групповая). Слайд с таблицей есть на экране каждого ПК, в таблице по гиперссылке вы можете получить подсказку, в листе самоконтроля фиксируем 0,1,2 соответственно.
После выполнения работы первая группа работает с заданиями повышенной сложности под контролем учителя (задания на слайдах, вторая группа садятся за ПК, для прохождения онлайн тестов. Ребята сразу после прохождения тестов получают результаты тестирования в виде таблицы с анализом и оценкой, заносят в листы самоконтроля оценки. (ссылка zada4i.ru)
VI. Итог урока : Учащиеся садятся на места.
Сегодня на уроке мы проделали большую работу по повторению ФСУ и подготовились к контрольной работе. В: Что нового узнали на уроке? По листам самоконтроля вы можете оценить свою работу на уроке (листы сдаются учителю).
Запишите д/з на слайде (дифференцированное)
Рефлексия. Каждая группа сочиняет и зачитывает синквейн к уроку о ФСУ. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Формулы
Необходимые, незаменимые
Упрощают, вычисляют, облегчают
Всем ребятам надо знать
И уметь их применять