Залия Шаяхметова
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Водоемы. Родник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект пробного урока окружающего мира, проведенного в 3 классе 2.03.2011 года студенткой 42 группы ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»
Шаяхметовой Залии Павловны.
Тема: Водоемы. Родник.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель – создание условий для формирования понятий «Водоемы Земли», «Родник».
Задачи:
1. Актуализировать и систематизировать знания детей о разнообразии водоемов Земли; познакомить с образованием и понятием родника; выявить опытным путем свойства песка и глины пропускать воду;
Публикация «Урок окружающего мира в 3 классе по теме „Водоемы, Родник“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Родник. Все о родниках для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Продолжать развивать мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности; умение классифицировать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
3. Воспитывать бережное отношение к родникам; эстетические чувства.
Оборудование: иллюстрации водоемов (река, озеро, ручей, море, карточки для схем, глобус, картина «Источник и ручей», карточки «водопроницаемый слой», «водоносный слой», «водоупорный слой»,
Оборудование для опыта: 2 стакана, 2 воронки, 2 фильтра, песок, глина, 2 стакана с водой, предметный столик;
Литература:
1. З. А. Клепинина Окружающий мир: методич. пособ. к учеб. для 3 кл. нач. шк. / З. А. Клепинина, Н. И. Ворожейкина. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 96 с.
2. З. А. Клепинина Окружающий мир: учеб. Для 3 кл. нач. шк. : ч. 1 / З. А. Клепинина, Н. И. Ворожейкина. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. – 128 с.
3. Н. Ф. Виноградова Окружающий мир в 3-4 классах: Метод. беседы. – М. : Просвещение, 1999. – 192 с.
4. Л. Ф. Мельчаков, М. Н. Скаткин Природоведение: Учеб. для 3 – 4 кл. сред. шк. – М. : Просвещение, 1988. – 240 с.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Залия Павловна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
2. Минутка календаря
(вызвать дежурного)
3. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке вы узнаете какие бывают водоемы. Как вы представляете, что такое водоем? Назовите какие вы знаете водоемы?
4. Изучение нового материала
- Откройте учебник на с. 71, прочитайте первый абзац каждый для себя. Что такое «водоемы»? (отвечает 1 ученик: Разные по величине углубления на поверхности Земли, постоянно или временно заполненные водой)
Работа со схемой «Водоемы»
- Верно. Водоемы могут быть заполнены водой постоянно или временно. Водоемы делятся на Океаны и Водоемы Суши. К океанам относятся моря. А водоемы суши могут быть образованы естественным путем и искусственным. К Водоемам Суши образованным искусственным путем относятся пруды и водохранилища, а к образованным естественным путем относятся реки, озера, ручьи, болота и родники.
- Расскажите по схеме какие водоемы есть на Земле?
Работа со схемой «Значение водоемов»
- Все водоемы на Земле имеют большое значение, как для природы так и для человека. Могут являться украшением Земли, работают «водной дорогой» - по воде люди могут передвигаться с помощью лодок, кораблей и др. транспорта, водоемы являются местом отдыха человека, а самое главное водоемы дают человеку воду для быта и производства. (постепенно составляется схема на доске)
- Расскажите по схеме о значении водоемов.
- Послушайте внимательно стихотворение Ивана Александровича Бунина:
Родник
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
- С каким водоемом вы сегодня познакомитесь? (родником)
- Верно. Сегодня вы узнаете что называют родником и как он образуется.
- В земле различные вещества чаще всего располагаются слоями. Сверху находится почва, а под ней находятся слои песка, затем глины. (показываю на картине «Источник и ручей»)
- Ребята, как вы думаете куда исчезает вода после дождя и растаявшего снега?
- Действительно, часть этой воды уходит в землю. Она проходит сначала через почву, затем – через слой песка и останавливается перед слоем глины. (показываю на картине «Источник и ручей»)
- Чтобы узнать почему вода останавливается перед слоем глины проведем небольшой опыт: берем 2 стакана и 2 воронки. Вставляем воронки в стаканы, на дно каждой воронки положим по фильтру, а затем в одну кладем немного песка, в другую – глины. Нальем в каждую воронку одинаковое количество воды. Теперь смотрите внимательно, в каком случае вода быстрее вытечет из воронки.
- Вы увидели, что почва и песок хорошо пропускают воду, а глина задерживает. Так происходит и в природе. Вода будет просачиваться через почву м песок, которые являются водопроницаемым слоем, пока не встретит слой глины, который является водоупорным слоем. На слое глины вода бесконечно не может накапливаться и растекается в стороны. Если слои земли имеют уклон, то вода стекает под уклон. Бывает так, что слои земли выходят к обрывистому берегу реки, ручья, оврага. Тогда вода выходит на поверхность, как бы вытекает из глубины. Такой выход воды из земли назвали родником.
Родник – это место выхода подземных вод на земную поверхность.
Вода из-под земли может выходить спокойно, а может бить фонтаном. Тогда говорят «Вода бьет ключом».Родник могут называть – ключ.
Обычно дождевая вода на поверхности земли бывает мутной, но, просочившись сквозь почву, камни, песок, она очищается. Поэтому вода в родниках бывает чистая и прозрачная, ее можно пить.
- Расскажите про образование родника по схеме.
- Сделаем небольшую физическую разминку. (или проводит заранее подготовленный ученик) Все встаньте:
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите.
- Ребята, кто из вас когда-нибудь видел родник? Где?
- Сейчас я прочитаю рассказ, который называется «Родничок». После чего задам вам вопросы:
1) По каким признакам дети обнаружили родничок?
2) Какая в роднике вода?
3) Дл чего они обложили родничок камнями?
- Слушайте внимательно:
«Родничок»
Группа ребят возвращалась из далекого похода. Был жаркий день, всем хотелось пить, но запасы воды у них давно кончились. На пути им встретился глубокий овраг. Ребята осторожно спустились по его крутому склону, надеясь найти внизу ручеек. Но дно оврага было сухим.
Вдруг Миша закричал: «Ребята, сюда! Здесь должен быть родничок!»
Все кинулись к нему, но … никакого родничка не увидели.
А Миша держал в руках самую обыкновенную гальку. Ребята решили, что он просто пошутил, и, обиженные, хотели уйти. Но Миша поднял с земли еще одну гальку и показал им, что нижняя сторона ее, лежавшая на земле, было совсем сырая.
- Значит, где-то близко под землей вода! – радостно сказал Миша. – Здесь и надо искать родничок.
Ребята тщательно осмотрели землю, поднимали камни, раздвигали траву. Вот ямка, а камешки в ней совсем мокрые! Они взяли лопатку и осторожно углубили ямку. Со стенок начала сочиться вода. Вскоре ямка наполнилась водой. Но пить ее еще было нельзя: слишком мутной была эта вода. Ребята сидели вокруг ямки на корточках, не сводя с нее глаз. Вскоре муть осела и вода стала прозрачной.
А когда ребята, напившись родниковой воды и отдохнув, собрались идти дальше, Миша предложил:
- Давайте, ребята, углубим родничок и обложим ямку камнями.
Так они и сделали. Еще и ковшик из берёсты на ветку повесили.
Теперь, кто ни проходит по оврагу, обязательно остановится у этого родника, напьётся чистой холодной воды и вспомнит тех ребят добрым словом.
- По каким признакам дети обнаружили родничок?
- Какая в роднике вода?
- Дл чего они обложили родничок камнями?
- Откройте учебник на с. 73, найдите абзац, который начинается после картинок. Почитайте его для себя и приготовьтесь ответить на вопрос «Как в нашей стране относятся к родникам?»
- Ребята, никогда не разрушайте родники, бережно относитесь ко всем водоемам.
Закрепление
- Что такое «водоем»?
- Что такое «родник»?
- Как образуется родник?
- Как нужно относиться к родникам?
- Давайте сравним наш вывод с выводом учебника, прочитайте определение на с. 74. Верно мы сделали выводы?
Дом. задание
- Запишите домашнее задание: прочитать в учебнике с. 71-74. И желающие могут еще повторить опыт с глиной и песком дома.
Итоги урока
- Сегодня вы узнали что такое «Водоемы», какое они имеют значение на Земле, как образуется родник, его свойства и значение.
- Поднимите руку кто узнал для себя что-то новое?
- Было интересно с вами работать, спасибо за урок!