Арнакова Марина
Урок литературы в 10 классе «Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и её место в общей проблематике произведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борискинская СОШ» Алькеевского МР РТ
Урок литературы в 10 классе.
Тема урока:
«Любовь в романе И. С. Тургенева
«Отцы и дети» и её место в общей проблематике произведения».
Подготовила: учитель русского языка и
литературы
Арнакова Марина Фридриховна
2022 г.
Урок литературы в 10 классе.
Тема урока: «Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и её место в общей проблематике произведения».
Идея урока: «Только любовью держится и движется жизнь»
(И. С. Тургенев)
Темочки:
- Литература. Уроки литературы
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Концепция: В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине. Почему? Потому что любовь — это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества. Испытание любовью - один из распространенных приемов в отечественной литературе. Он позволяет глубже раскрыть характер героев, выявить их сильные и слабые стороны, показать их преображение или деградацию, проследить их развитие. Кроме того, «испытание любовью» помогает выявить авторское отношение к герою, авторский взгляд на мир.
Тип урока: урок - исследование.
Решаемые учебные проблемы:
Цели для учителя: подвести учащихся к определению собственной позиции по отношению к героям произведения, авторской позиции и средствам её выражения; развивать речевые навыки учащихся.
Задачи для учеников: определять основные черты характеров героев произведения, правила и принципы их жизни; формулировать собственную позицию по отношению к героям произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств, развитие познавательной активности и интереса к изучаемому произведению Метапредметные:
Познавательные: совершенствование умения анализировать систему образов художественного произведения, сопоставляя и сравнивая
Базарова с другими персонажами произведения И. С. Тургенева,
самостоятельно делать выводы, анализировать отрывки произведения и строить речевое высказывание
Регулятивные: умение ставить цель и планировать свою деятельность
Коммуникативные: развитие у учащихся умений выделять причинно-следственные связи в тексте и выражать свои мысли, отвечать на вопросы по тексту, вести диалог
Предметные: умение анализировать произведение и давать характеристику героям, определение актуальности произведения для читателей разных поколений, осмысленное чтение и восприятие прочитанного текста, приводить аргументы, общаться в процессе работы над текстом с точки зрения партнёрства (ученик-ученик и ученик-учитель,
выразительное чтение текста с соблюдением соответствующих интонаций
Методы обучения: репродуктивный (воспроизведение, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения: роман Тургенева «Отцы и дети», презентация, тетради по литературе, листы самооценки, интернет-ресурсы
Ход урока:
1. Мотивация.
-Сегодня мы снова обратимся к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети», чтобы проследить, как меняются герои этого произведения и под влиянием чего они меняются.
2. Актуализация. Сначала выполните задание.
Установите соответствия. Запишите ответ в тетради.
1. Конфликт А) совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.
2. Контраст Б) специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.
3. Композиция В) резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
4. Роман Г) … литературного произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
5. Система образов Д) литературный жанр, чаще прозаический, зародившийся в средние века у романских народов как рассказ на народном языке и ныне превратившийся в самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу.
6. Сюжет Е) совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
- Выполните взаимопроверку. В оценочных листах ставьте оценку себе и своим одноклассникам на каждом этапе урока, в конце урока соберем.
1Б 2В 3Г 4Д 5Е 6А
- На предыдущих уроках мы говорили, какие проблемы отразил в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев. Перечислите их
Социально-политические проблемы России 1853-1861 года (бедность, социальное неравенство, одиночество, политические разногласия, конфликт поколений. Какие преобразования необходимы русской деревне?
Нравственно-философские проблемы (поведение людей в сложных житейских ситуациях, когда надо сделать выбор, как поступить: по совести или для собственной выгоды; Проблема неразделенной любви, проблемы смысла человеческой жизни, осмысление индивидом своего жизненного пути.
Идеологические: Как надо относиться к народу, труду, науке, искусству?
-Художественная логика–это движение авторской и читательской мысли через проблему к идее. Дайте определения этим понятиям
(Тема - это предмет отражения: «автор отразил какие-то характеры в каких-то ситуациях». Проблема – это вопрос. Идея – это утверждение каких-то истин.)
Сегодня поговорим еще об одной…
3. Формулировка темы и цели урока.
Тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду: “Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И. С. Тургенев).
Да, это – любовь. Запишите тему урока. И эпиграф.
-А какие цели мы поставим перед собой?
(Проследим, как меняются герои произведения под влиянием любви; меняет ли человека любовь, будем рассуждать на тему любви - подготовка к итоговому сочинению в 11 классе, например, на тему «Что делает человека подлинно счастливым?»).
4. Решение исследуемой проблемы. Выдвижение гипотезы.
— Любовная интрига составляет основу большинства произведений русской классической литературы. В этом произведении писатель представил не одну, а сразу четыре любовные линии, четыре взгляда на эту проблему.
Назовите эти любовные линии:
1. любовь Павла Петровича к княгине Р. ,
2. любовь Николая Петровича к Фенечке
3. любовь Базарова к Одинцовой и
4. любовь Аркадия к Кате
Каждый из вас получил домашнее задание - вопросы для обсуждения. В течение урока вы будете на них отвечать, и все вместе мы попытаемся проследить, как же меняются герои.
(В ходе рассуждений учащиеся должны выйти на ключевое слово, которое отражается в таблице, заполняемой в течение урока.)
Индивидуальные сообщения.
1 ученик:
Базаров – Одинцова.
Вопросы для обсуждения:
1. Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.
2. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?
3. Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.
4. Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?
5. Какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?
1. Работа по тексту
- Где Базаров впервые видит Одинцову?
Впервые она появляется на балу у губернатора.
- Давайте обратимся к портрету героини и попытаемся выделить главные черты её облика. Глава 14. (Аркадий оглянулся и увидел женщину)
(Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, женской гордости)
2
- Внимательно послушайте отрывок «Первый визит Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова к А. С. Одинцовой», чтобы потом выполнить задание.
- (главы 14, 15).
- Перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.
Цинизм – конфуз – испуг – стремление понравиться - интерес – мучительное чувство.
Цинизм – интерес – конфуз – стремление понравиться – испуг - мучительное чувство (правильно)
- Не забываем ставить оценки.
3. Чтение по ролям (главы 17, 18).
- Послушайте внимательно разговор Базарова и Одинцовой в доме помещицы-аристократки, чтобы потом ответить на вопрос.
- Почему Базарову так мучительно даётся признание в любви? (Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви, внутренний конфликт)
Женское очарование, красота, ум, мягкость и решительность, независимость – такое сочетание человеческих качеств не могло оставить равнодушным такую незаурядную личность, как Базаров.
- В чём причина краха отношений Базарова и Одинцовой?
Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную (циничность - нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии) и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой.
Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, она отказывается от бури страстей, предпочитая им привычный покой, Тургенев тем самым указывает на её принадлежность к поколению «отцов».
Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» - так говорит Базаров о любимой женщине.
- Чем была любовь для Базарова? (ИСПЫТАНИЕ)
- Изменила ли любовь Базарова и Одинцову?
Любовь
делает Базарова глубоким,
сильным человеком,
способным на истинные чувства
Одинцова
пугается чувств
Базарова и
выбирает покой и свободу
- Заполняем таблицу…
2 ученик:
Павел Петрович – княгиня Р.
Вопросы для обсуждения
1. Какой была жизнь Павла Петровича до встречи с княгиней Р. ?
2. Как сложились их отношения?
3. Что подарил Павел Петрович княгине Р. и что символизировал этот подарок?
4. Проведите параллель с любовными отношениями Базарова и сделайте вывод.
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.
Выразительное чтение отрывка. Глава 7.
- Отвечаем на 3 и 4 вопрос. (Мифическое существо, загадка. Крест - судьба)
Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям. «Ему было сложно, когда она его любила, но когда она охладела к нему, он чуть с ума не сошёл». В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.
В любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Они оба пережили драму отвергнутой любви.
- Любовь Павла Петровича словно внушена «злой силой», непонятная, необъяснимая. Как можно назвать такую любовь? (НАВАЖДЕНИЕ) (То, что, по суеверным представлениям, внушено «злой силой» с целью соблазна; обман чувств, призрак.)
-Помним о цели нашего урока и отвечаем на вопрос, изменила ли любовь Павла Петровича?
Любовь-наваждение «сломала» его жизнь:
он уже не смог жить по-прежнему после смерти княгини Р.
Эта любовь не состоялась, ничего ему
не принесла, кроме муки.
3 ученик:
Николай Петрович – Фенечка.
Вопросы для обсуждения
1. Как в жизнь Николая Петровича вошла Фенечка? (гл. 8)
2. Её характер? Какая она? Что ценит в жизни? (гл. 5)
3. Есть ли разница в отношении Николая Петровича к первой жене и к Фенечке? (гл. 1, конец 8 гл.)
4. Сравните эти отношения с отношениями Базарова – Одинцовой.
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.
Глава 1,8.
- Отвечаем на 3 вопрос (Фенечку НП так же полюбил, как первую жену, они даже похожи, только Мария была образованнее)
Для Николая Петровича Фенечка – «не легкомысленная прихоть». Но даже после объяснения с Аркадием он испытывает смущение и неудобство. Однако заканчивается эта история любви в романе идиллически: на свадьбе Николая Петровича с Фенечкой «всем было немножко неловко, немножко грустно и в сущности очень хорошо». Мы наблюдаем картины тихого семейного счастья, спокойной, «домашней» любви.
- Предложите ключевое слово - «СЕМЬЯ, УВАЖЕНИЕ». Заполняем таблицу.
-Изменила ли любовь Николая Петровича?
Любовь к Фенечке — спокойная,
«домашняя». Она не меняет Николая Петровича, но дарит
тихое семейное счастье.
4 ученик:
Аркадий – Катя.
1. «Вы ему чужой… он хищный, а мы с вами ручные». Что этим хотела сказать Катя?
2. Охарактеризуйте этих молодых людей.
3. Катя и Анна Одинцовы. Общее и различия?
4. Почему у этой любви есть будущее?
5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.
Любовь к Кате Локтевой вызывает разительную перемену в Аркадии. Читатели вдруг видят перед собой личность, а не тень «великого человека», они слышат не повторение мыслей и суждений Базарова, а собственные слова юноши. Аркадий наконец-то обретает самого себя, ищет созвучия своим мыслям не в сухой анатомии, а в доверчивом молчании вместе с подругой. Привычки, воспитанные с детства, уважение к старшим преобладают над атеистическим мировоззрением. И Катя чувствует, что Базаров чужой и Аркадию, и ей самой: «Он хищный, а мы с вами ручные».
Он с восторгом открывает в девушке массу достоинств: она умна, горда, независима, хотя и чувствует себя несколько приниженно по сравнению с сестрой. Да, Катя ему подруга, и это, кажется, первая настоящая дружба за всю его жизнь.
Катя и Аркадий способны находить счастье в покое и тишине.
(Слайд 18).
Выразительное чтение отрывка. Глава 26.
-Ученики предлагают ключевые понятия «ДРУЖБА, ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ»
- Меняется ли Аркадий, полюбив Катю?
Любовь к Кате
вызывает разительную перемену в Аркадии,
он становится личностью.
(Слайд 19).
Таким образом:
Любовные линии Как меняются герои произведения под влиянием любви Лики любви
Любовь Павла Петровича к княгине Р. Любовь-наваждение «сломала» его жизнь:
он уже не смог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Эта любовь не состоялась, ничего ему не принесла, кроме муки НАВАЖДЕНИЕ
Любовь Николая Петровича к Фенечке Любовь к Фенечке — спокойная, «домашняя». Она не меняет Николая Петровича, но дарит
тихое семейное счастье СЕМЬЯ.
УВАЖЕНИЕ
Любовь Базарова к Одинцовой Любовь делает Базарова глубоким, сильным человеком, способным на истинные чувства
Одинцова пугается чувств
Базарова и выбирает покой и свободу ИСПЫТАНИЕ
Любовь Аркадия к Кате Любовь к Кате вызывает разительную перемену в Аркадии, он становится
личностью ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ.
ДРУЖБА
- Чьи истории похожи?
5. Результаты исследования
-Посмотрите на таблицу - при помощи ключевых слов можно сделать интересное наблюдение. Сравнивая поколение «отцов» с «детьми», можно сказать - через десятки лет они даже любят одинаково: Любовь Базарова близка страсти Павла Петровича, а семейное счастье Николая Петровича напоминает идиллию в отношениях Аркадия и Кати.
Павел Петрович – Княгиня Р. Николай Петрович - Фенечка
НАВАЖДЕНИЕ УВАЖЕНИЕ. СЕМЬЯ
Базаров – Одинцова Аркадий - Катя
ИСПЫТАНИЕ ДРУЖБА. ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ
Вывод:
-Итак, как меняются герои произведения под влиянием любви?
(По-разному. Кого-то любовь возвышает, делает сильнее, раскрывает лучшие черты характера. Кого-то ломает, кому-то просто дарит счастье. Но всегда любовь - это испытание человека сильными чувствами)
- В чём же состоят главные ценности человека: не в спорах, а в любви, согласии и взаимопонимании.
- Давайте соберем оценочные листы, и посмотрим видеосюжет 1,5 минуты.
Просмотр видеосюжета (РЭШ №14, время 7.29 -)
6. Рефлексия (самоанализ). Оценки за урок.
7. Домашнее задание
Логичным завершением нашего разговора будут ваши размышления над словами И. С. Тургенева. Как вы понимаете высказывание писателя: «Только любовью держится и движется жизнь». Опираясь на свой личный жизненный опыт и на страницы романа «Отцы и дети», попробуйте письменно ответить на этот вопрос.
Приложение
Любовные линии Как меняются герои произведения под влиянием любви Лики любви
Любовь Павла Петровича к княгине Р.
Любовь Николая Петровича к Фенечке
Любовь Базарова к Одинцовой
Любовь Аркадия к Кате
Оценочный лист
№ Работа на уроке Оценка
1 Установи соответствия
2 Какие проблемы отразил в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев?
3 Формулировка цели урока
4 ДЗ - вопросы для обсуждения
5 Распредели слова в той последовательности, в которой происходили изменения в герое
6 Степень участия на уроке (выраз чтение, др вопросы)
7 Итоговая оценка