Папки-передвижки

Урок литературы в 10 классе «Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и её место в общей проблематике произведения»

Арнакова Марина
Урок литературы в 10 классе «Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и её место в общей проблематике произведения»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борискинская СОШ» Алькеевского МР РТ

Урок литературы в 10 классе.

Тема урока:

«Любовь в романе И. С. Тургенева

«Отцы и дети» и её место в общей проблематике произведения».

Подготовила: учитель русского языка и

литературы

Арнакова Марина Фридриховна

2022 г.

Урок литературы в 10 классе.

Тема урока: «Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и её место в общей проблематике произведения».

Идея урока: «Только любовью держится и движется жизнь»

(И. С. Тургенев)

Темочки:

Концепция: В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине. Почему? Потому что любовь — это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества. Испытание любовью - один из распространенных приемов в отечественной литературе. Он позволяет глубже раскрыть характер героев, выявить их сильные и слабые стороны, показать их преображение или деградацию, проследить их развитие. Кроме того, «испытание любовью» помогает выявить авторское отношение к герою, авторский взгляд на мир.

Тип урока: урок - исследование.

Решаемые учебные проблемы:

Цели для учителя: подвести учащихся к определению собственной позиции по отношению к героям произведения, авторской позиции и средствам её выражения; развивать речевые навыки учащихся.

Задачи для учеников: определять основные черты характеров героев произведения, правила и принципы их жизни; формулировать собственную позицию по отношению к героям произведения.

Планируемые результаты:

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств, развитие познавательной активности и интереса к изучаемому произведению Метапредметные:

Познавательные: совершенствование умения анализировать систему образов художественного произведения, сопоставляя и сравнивая

Базарова с другими персонажами произведения И. С. Тургенева,

самостоятельно делать выводы, анализировать отрывки произведения и строить речевое высказывание

Регулятивные: умение ставить цель и планировать свою деятельность

Коммуникативные: развитие у учащихся умений выделять причинно-следственные связи в тексте и выражать свои мысли, отвечать на вопросы по тексту, вести диалог

Предметные: умение анализировать произведение и давать характеристику героям, определение актуальности произведения для читателей разных поколений, осмысленное чтение и восприятие прочитанного текста, приводить аргументы, общаться в процессе работы над текстом с точки зрения партнёрства (ученик-ученик и ученик-учитель,

выразительное чтение текста с соблюдением соответствующих интонаций

Методы обучения: репродуктивный (воспроизведение, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: роман Тургенева «Отцы и дети», презентация, тетради по литературе, листы самооценки, интернет-ресурсы

Ход урока:

1. Мотивация.

-Сегодня мы снова обратимся к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети», чтобы проследить, как меняются герои этого произведения и под влиянием чего они меняются.

2. Актуализация. Сначала выполните задание.

Установите соответствия. Запишите ответ в тетради.

1. Конфликт А) совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

2. Контраст Б) специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

3. Композиция В) резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

4. Роман Г) … литературного произведения предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

5. Система образов Д) литературный жанр, чаще прозаический, зародившийся в средние века у романских народов как рассказ на народном языке и ныне превратившийся в самый распространенный вид эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими страстями борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу.

6. Сюжет Е) совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

- Выполните взаимопроверку. В оценочных листах ставьте оценку себе и своим одноклассникам на каждом этапе урока, в конце урока соберем.

1Б 2В 3Г 4Д 5Е 6А

- На предыдущих уроках мы говорили, какие проблемы отразил в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев. Перечислите их

Социально-политические проблемы России 1853-1861 года (бедность, социальное неравенство, одиночество, политические разногласия, конфликт поколений. Какие преобразования необходимы русской деревне?

Нравственно-философские проблемы (поведение людей в сложных житейских ситуациях, когда надо сделать выбор, как поступить: по совести или для собственной выгоды; Проблема неразделенной любви, проблемы смысла человеческой жизни, осмысление индивидом своего жизненного пути.

Идеологические: Как надо относиться к народу, труду, науке, искусству?

-Художественная логика–это движение авторской и читательской мысли через проблему к идее. Дайте определения этим понятиям

(Тема - это предмет отражения: «автор отразил какие-то характеры в каких-то ситуациях». Проблема – это вопрос. Идея – это утверждение каких-то истин.)

Сегодня поговорим еще об одной…

3. Формулировка темы и цели урока.

Тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду: “Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь” (И. С. Тургенев).

Да, это – любовь. Запишите тему урока. И эпиграф.

-А какие цели мы поставим перед собой?

(Проследим, как меняются герои произведения под влиянием любви; меняет ли человека любовь, будем рассуждать на тему любви - подготовка к итоговому сочинению в 11 классе, например, на тему «Что делает человека подлинно счастливым?»).

4. Решение исследуемой проблемы. Выдвижение гипотезы.

— Любовная интрига составляет основу большинства произведений русской классической литературы. В этом произведении писатель представил не одну, а сразу четыре любовные линии, четыре взгляда на эту проблему.

Назовите эти любовные линии:

1. любовь Павла Петровича к княгине Р. ,

2. любовь Николая Петровича к Фенечке

3. любовь Базарова к Одинцовой и

4. любовь Аркадия к Кате

Каждый из вас получил домашнее задание - вопросы для обсуждения. В течение урока вы будете на них отвечать, и все вместе мы попытаемся проследить, как же меняются герои.

(В ходе рассуждений учащиеся должны выйти на ключевое слово, которое отражается в таблице, заполняемой в течение урока.)

Индивидуальные сообщения.

1 ученик:

Базаров – Одинцова.

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа.

2. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

3. Расскажите об Одинцовой, о её прошлом.

4. Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

5. Какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

1. Работа по тексту

- Где Базаров впервые видит Одинцову?

Впервые она появляется на балу у губернатора.

- Давайте обратимся к портрету героини и попытаемся выделить главные черты её облика. Глава 14. (Аркадий оглянулся и увидел женщину)

(Обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства, женской гордости)

2

- Внимательно послушайте отрывок «Первый визит Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова к А. С. Одинцовой», чтобы потом выполнить задание.

- (главы 14, 15).

- Перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – конфуз – испуг – стремление понравиться - интерес – мучительное чувство.

Цинизм – интерес – конфуз – стремление понравиться – испуг - мучительное чувство (правильно)

- Не забываем ставить оценки.

3. Чтение по ролям (главы 17, 18).

- Послушайте внимательно разговор Базарова и Одинцовой в доме помещицы-аристократки, чтобы потом ответить на вопрос.

- Почему Базарову так мучительно даётся признание в любви? (Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви, внутренний конфликт)

Женское очарование, красота, ум, мягкость и решительность, независимость – такое сочетание человеческих качеств не могло оставить равнодушным такую незаурядную личность, как Базаров.

- В чём причина краха отношений Базарова и Одинцовой?

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную (циничность - нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии) и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой.

Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, она отказывается от бури страстей, предпочитая им привычный покой, Тургенев тем самым указывает на её принадлежность к поколению «отцов».

Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» - так говорит Базаров о любимой женщине.

- Чем была любовь для Базарова? (ИСПЫТАНИЕ)

- Изменила ли любовь Базарова и Одинцову?

Любовь

делает Базарова глубоким,

сильным человеком,

способным на истинные чувства

Одинцова

пугается чувств

Базарова и

выбирает покой и свободу

- Заполняем таблицу…

2 ученик:

Павел Петрович – княгиня Р.

Вопросы для обсуждения

1. Какой была жизнь Павла Петровича до встречи с княгиней Р. ?

2. Как сложились их отношения?

3. Что подарил Павел Петрович княгине Р. и что символизировал этот подарок?

4. Проведите параллель с любовными отношениями Базарова и сделайте вывод.

5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.

Выразительное чтение отрывка. Глава 7.

- Отвечаем на 3 и 4 вопрос. (Мифическое существо, загадка. Крест - судьба)

Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям. «Ему было сложно, когда она его любила, но когда она охладела к нему, он чуть с ума не сошёл». В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.

В любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Они оба пережили драму отвергнутой любви.

- Любовь Павла Петровича словно внушена «злой силой», непонятная, необъяснимая. Как можно назвать такую любовь? (НАВАЖДЕНИЕ) (То, что, по суеверным представлениям, внушено «злой силой» с целью соблазна; обман чувств, призрак.)

-Помним о цели нашего урока и отвечаем на вопрос, изменила ли любовь Павла Петровича?

Любовь-наваждение «сломала» его жизнь:

он уже не смог жить по-прежнему после смерти княгини Р.

Эта любовь не состоялась, ничего ему

не принесла, кроме муки.

3 ученик:

Николай Петрович – Фенечка.

Вопросы для обсуждения

1. Как в жизнь Николая Петровича вошла Фенечка? (гл. 8)

2. Её характер? Какая она? Что ценит в жизни? (гл. 5)

3. Есть ли разница в отношении Николая Петровича к первой жене и к Фенечке? (гл. 1, конец 8 гл.)

4. Сравните эти отношения с отношениями Базарова – Одинцовой.

5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.

Глава 1,8.

- Отвечаем на 3 вопрос (Фенечку НП так же полюбил, как первую жену, они даже похожи, только Мария была образованнее)

Для Николая Петровича Фенечка – «не легкомысленная прихоть». Но даже после объяснения с Аркадием он испытывает смущение и неудобство. Однако заканчивается эта история любви в романе идиллически: на свадьбе Николая Петровича с Фенечкой «всем было немножко неловко, немножко грустно и в сущности очень хорошо». Мы наблюдаем картины тихого семейного счастья, спокойной, «домашней» любви.

- Предложите ключевое слово - «СЕМЬЯ, УВАЖЕНИЕ». Заполняем таблицу.

-Изменила ли любовь Николая Петровича?

Любовь к Фенечке — спокойная,

«домашняя». Она не меняет Николая Петровича, но дарит

тихое семейное счастье.

4 ученик:

Аркадий – Катя.

1. «Вы ему чужой… он хищный, а мы с вами ручные». Что этим хотела сказать Катя?

2. Охарактеризуйте этих молодых людей.

3. Катя и Анна Одинцовы. Общее и различия?

4. Почему у этой любви есть будущее?

5. Подберите эпитеты, характеризующие эти отношения.

Любовь к Кате Локтевой вызывает разительную перемену в Аркадии. Читатели вдруг видят перед собой личность, а не тень «великого человека», они слышат не повторение мыслей и суждений Базарова, а собственные слова юноши. Аркадий наконец-то обретает самого себя, ищет созвучия своим мыслям не в сухой анатомии, а в доверчивом молчании вместе с подругой. Привычки, воспитанные с детства, уважение к старшим преобладают над атеистическим мировоззрением. И Катя чувствует, что Базаров чужой и Аркадию, и ей самой: «Он хищный, а мы с вами ручные».

Он с восторгом открывает в девушке массу достоинств: она умна, горда, независима, хотя и чувствует себя несколько приниженно по сравнению с сестрой. Да, Катя ему подруга, и это, кажется, первая настоящая дружба за всю его жизнь.

Катя и Аркадий способны находить счастье в покое и тишине.

(Слайд 18).

Выразительное чтение отрывка. Глава 26.

-Ученики предлагают ключевые понятия «ДРУЖБА, ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ»

- Меняется ли Аркадий, полюбив Катю?

Любовь к Кате

вызывает разительную перемену в Аркадии,

он становится личностью.

(Слайд 19).

Таким образом:

Любовные линии Как меняются герои произведения под влиянием любви Лики любви

Любовь Павла Петровича к княгине Р. Любовь-наваждение «сломала» его жизнь:

он уже не смог жить по-прежнему после смерти княгини Р. Эта любовь не состоялась, ничего ему не принесла, кроме муки НАВАЖДЕНИЕ

Любовь Николая Петровича к Фенечке Любовь к Фенечке — спокойная, «домашняя». Она не меняет Николая Петровича, но дарит

тихое семейное счастье СЕМЬЯ.

УВАЖЕНИЕ

Любовь Базарова к Одинцовой Любовь делает Базарова глубоким, сильным человеком, способным на истинные чувства

Одинцова пугается чувств

Базарова и выбирает покой и свободу ИСПЫТАНИЕ

Любовь Аркадия к Кате Любовь к Кате вызывает разительную перемену в Аркадии, он становится

личностью ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ.

ДРУЖБА

- Чьи истории похожи?

5. Результаты исследования

-Посмотрите на таблицу - при помощи ключевых слов можно сделать интересное наблюдение. Сравнивая поколение «отцов» с «детьми», можно сказать - через десятки лет они даже любят одинаково: Любовь Базарова близка страсти Павла Петровича, а семейное счастье Николая Петровича напоминает идиллию в отношениях Аркадия и Кати.

Павел Петрович – Княгиня Р. Николай Петрович - Фенечка

НАВАЖДЕНИЕ УВАЖЕНИЕ. СЕМЬЯ

Базаров – Одинцова Аркадий - Катя

ИСПЫТАНИЕ ДРУЖБА. ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ

Вывод:

-Итак, как меняются герои произведения под влиянием любви?

(По-разному. Кого-то любовь возвышает, делает сильнее, раскрывает лучшие черты характера. Кого-то ломает, кому-то просто дарит счастье. Но всегда любовь - это испытание человека сильными чувствами)

- В чём же состоят главные ценности человека: не в спорах, а в любви, согласии и взаимопонимании.

- Давайте соберем оценочные листы, и посмотрим видеосюжет 1,5 минуты.

Просмотр видеосюжета (РЭШ №14, время 7.29 -)

6. Рефлексия (самоанализ). Оценки за урок.

7. Домашнее задание

Логичным завершением нашего разговора будут ваши размышления над словами И. С. Тургенева. Как вы понимаете высказывание писателя: «Только любовью держится и движется жизнь». Опираясь на свой личный жизненный опыт и на страницы романа «Отцы и дети», попробуйте письменно ответить на этот вопрос.

Приложение

Любовные линии Как меняются герои произведения под влиянием любви Лики любви

Любовь Павла Петровича к княгине Р.

Любовь Николая Петровича к Фенечке

Любовь Базарова к Одинцовой

Любовь Аркадия к Кате

Оценочный лист

№ Работа на уроке Оценка

1 Установи соответствия

2 Какие проблемы отразил в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев?

3 Формулировка цели урока

4 ДЗ - вопросы для обсуждения

5 Распредели слова в той последовательности, в которой происходили изменения в герое

6 Степень участия на уроке (выраз чтение, др вопросы)

7 Итоговая оценка

Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературы в 10 классе «Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и её место в общей проблематике произведения»
Опубликовано: 4 января 2025 в 10:53
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературы в 10 классе «Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и её место в общей проблематике произведения»» (включая файлы) размещена пользователем Арнакова Марина (УИ 3518813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
8 января 1851 года, французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД