Лучший педагог года

Урок литературы, посвящённый творчеству М. Ю. Лермонтова

Надежда Савченко
Урок литературы, посвящённый творчеству М. Ю. Лермонтова
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» - турецкая сказка. Характеристика героев.

Задачи:

- учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль;

- учить характеризовать героев.

Предметные:

- находить в тексте слова, которые позволяют характеризовать героев сказки;

- составлять рассказ о герое по плану;

- анализировать текст сказки.

Метапредметные:

- определять учебные задачи урока по характеристике сказочного текста;

- составлять план характеристики героев;

Публикация «Урок литературы, посвящённый творчеству М, Ю, Лермонтова» размещена в разделах

- оценивать рассказ о герое в соответствии с выбранными критериями.

Личностные:

- проявлять интерес к творчеству М. Ю. Лермонтова, с интересом читать сказки разных народов;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

Ресурсы урока : учебник ч. 1, с. 97 – 111. Рабочая тетрадь с. 31,32

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Что надо к уроку.

2. Речевая разминка.

- Прочитайте самостоятельно отрывок из стихотворения «Родина» М. Ю. Лермонтова.

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Размывы рек её, подобные морям.

- Прочитайте все вместе в медленном темпе.

- Ещё раз с интонацией весёлой, восхищения.

3. Сообщение темы и постановка целей урока.

- Прочитайте это стихотворение выразительно.

- Какие мысли, чувства возникли у вас при чтении?

- Что хотел донести до нас автор?

- Какие качества человека ценит народ любой национальности?

- Прочитайте тему урока, определите задачи.

Верно. Сегодня мы будем учиться давать характеристику героев произведения.

4. Актуализация необходимых знаний.

- Кто главные герои произведения?

- Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его?

- Как он познакомился со своей будущей невестой?

Молодые люди полюбили друг друга, так почему же Ашик-Кериб загрустил?

Какое сравнение использует автор? (Стал грустен, как зимнее небо).

- Что предложила девушка молодому человеку?

- Почему же Ашик-Кериб отказался от её предложения, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную жизнь- О каких чертах характера говорит такой поступок?

- Какое решение принял Ашик-Кериб?

- Добился ли Ашик-Кериб того, чего хотел, за чем отправился? Докажите.

- Почему он не вернулся к своей возлюбленной, хотя у него уже были деньги?

- Работа с тетрадью, с. 31.

Прочитайте задание и подчеркните слова, которые характеризуют героя.

Дополните (Ашик0Кериб талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный).

В чём хотелось бы походить на этого героя?

- Почему девушка согласилась ждать Ашик-Кериба семь лет, ведь это так долго?

- Какое главное качество Магуль-Мегери помогло ей выдержать все испытания?

- Вспомните начало сказки. девушка обещала, что через семь лет выйдет замуж за Курмуд-бека.

- Почему же она во время свадьбы хотела уйти из жизни? Зачитайте отрывок и объясните. (с. 107, второй абзац).

- С чем сравнивается красота девушки? Как поёт о ней подруга?

Работа над пословицами в парах.

Прочитайте пословицы и обсудите в паре.

- О каких чертах женского характера упоминается в пословицах? (Женщина – терпение, доброта, трудолюбие, красота. Мужчина – смелость, доброта).

- Что больше всего ценит народ в женщине?

Охарактеризуйте эту героиню. (Умная, верна, трудолюбивая). В чём хотелось бы быть похожей?

- Прочитайте о том, что совершил Курмуд-бек? С. 99

- Почему он так поступил?

- Прочитайте отрывок о том, как мать приняла страшную весть. Почему она поверила Курмуд-беку, а Магуль-Мегери поняла сразу, что это неправда? (наверное, потому, что девушка слишком хорошо знала его).

Курмуд-бек положительный или отрицательный герой? (Курмуд-бек отрицательный герой, так как он совершил подлый поступок, бесчестный, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение).

- Почему он совершил такой поступок? (Он тоже любил Магуль-Мегери).

- Может ли это служить оправданием?

- Кто один расскажет о Курмуд-беке?

- Какие ещё герои присутствуют в сказке?

- Какие они? (Положительные святой Хадерилиаз – добрый, помогает людям. Мать Ашик-Кериба – верная).

- Распределите героев по группа.

- Сравните героев русских и турецких сказок.

Вывод: герои русских сказок обладают теми же качествами, что и герои турецких сказок.

Диагностика достижение планируемых результатов.

Тест.

1. Каким был Ашик-Кериб?

а) бедным

б) богатым

в) среднего достатка

2. Что пророк дал Ашик-Керибу?

а) высокий рост и дар песен

б) высокий рост и дар рисования

в) высокое сердце и дар песен

3. Он стал грустен, как:

а) осеннее небо

б) зимнее небо

в) грозовое небо

4. Какой зарок положил Ашик-Кериб на свою душу?

а) семь лет странствовать по свету

б) шесть лет странствовать по свету

в) восемь лет странствовать по свету.

5. Что он делал, переходя из деревни в деревню, из города в город?

а) пел и плясал

б) пел и играл на саазе

в) только играл на саазе

6. Что дала Магуль-Мегери купцу?

а) медное блюдо

б) серебряное блюдо

в) золотое блюдо

7. Сколько дней осталось до конца срока?

а) три дня

б) два дня

в) один день

8. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлтз?

а) всадник на белом коне

б) всадник на чёрном коне

в) один белый конь

9. Что поклялась сделать Магуль-Мегери?

а) умереть

б) выйти замуж за Курмуд-бека

в) убить Курмуд-бека

10. Когда мать прозрела?

а) когда увидела сына

б) когда сын намазал матери глаза

в) когда сын поцеловал мать в глаза

Написать на доске: План – отзыв о произведении.

1. Автор.

2. Название произведения.

3. Жанр произведения.

4. О чём этот текст.

5. Кто из героев понравился и почему?

6. Чем понравилось произведение?

Подведение итогов.

- Зачем Лермонтов написал сказку об Ашик-Керибе?

- Какие чудеса происходят?

- Какие события могли произойти в реальности?

- Чему учит сказка?

Рефлексия: оцените свою работу.

- Кому вы бы сказали «спасибо», за что похвалили бы?

Домашнее задание: составить отзыв о произведении.

Публикации по теме:

«Цветочный дуэт»«Цветочный дуэт» Каждый год, в начале июня, радует меня этот замечательный цветочный дуэт: ярко-желтая энотера и красная турецкая гвоздика. Цветы эти очень.

Дидактическая игра «Помоги героям сказки».Дидактическая игра «Помоги героям сказки». Задачи: - развитие логического мышления; - расширение кругозора; - учить оценивать поступки героев в разных ситуациях, аргументировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературы, посвящённый творчеству М. Ю. Лермонтова
Опубликовано: 15 ноября 2014 в 08:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературы, посвящённый творчеству М. Ю. Лермонтова» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Савченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД