Галина Река
Урок кубановедения во 2 классе «Разнообразие животного мира Краснодарского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок кубановедения во 2 классе.
Тип урока : комбинированный, урок – виртуальное путешествие.
Тема: Разнообразие животного мира Краснодарского края.
Цели:
1. Формировать знания учащихся о разнообразии животного
мира Краснодарского края, о Красной книге Кубани.
Темочки:
- Животные. В мире животных
- Краснодарский край, Краснодар
- Кубань
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Природа Краснодарского края. Животные и растения
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Развитие познавательного интереса, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
3. Воспитывать бережное отношение, любовь к природе своего края.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; презентация Power Point к уроку; карточки задания; жетоны; листы ватмана, краски, карандаши; карта Краснодарского края; фотовыставка о Приазовском заказнике; на блюдцах лимоны.
<слайд № 1> песня про Кубань
Ход урока.
<слайд № 1>
I Организационный момент.
Начинаем мы опять
Край родной наш изучать
Чтобы всё понятным стало
Потрудились вы не мало
Начинается урок
Он пойдёт ребятам в прок.
II. Психологический настрой
- Ребята у меня сегодня прекрасное настроение, потому что мы будем говорить о родине родного края и своим настроением я хочу поделиться с вами.
В. Приставка
Моя малая родина
Моя малая родина,
Это тихий мой край,
Где краснеет смородина –
Разве это не рай?.
Где озёрами синими
Расплесналася даль,
Приукрылись озымые
В золотистую шаль.
Где курлычут журавушки
Над родной стороной,
Где расцвёл у дубравушки
Василёк голубой.
Моя малая родина
Сколько тропок, дорог
Вместе прожито, пройдено –
От любви до тревог.
III. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы повторим свои знания о растениях и домашних животных краснодарского края. И более подробно узнаем о жизни диких животных. - Сегодня мы совершим вертуальное путешествие по нашему краю. Виртуальное – значит с помощью компьюрера. Мы познакомимся с животными нашего края, будем выполнять интересные упражнения, поиграем.
IV. Повторение пройденного.
- Ребята вы смотрите мультики, читаете книги. Какая из птиц самая умная, мудрая и загадочная? (сова) она к нам пришла в гости.
сова (Здравствуйте, ребята, я сова самая умная в лесу. Сегодня я понаблюдаю за вами как вы будите отвечать, на то что уже знаете. А кто будет в течение урока лучше всех работать того ждет приз).
<слайд № 2>
1. Расшифруй названия растений.
УБД ИПТХА
КЕНЛ ЯЯЛБОН
НЬЯСЕ ОССАН
- На какие группы можно разделить эти растения? (Хвойные, лиственные.)
- Когда говорят о России, то всегда вспоминается берёза. А какое дерево является символом Кубани? (Тополь – высок, строен, кажется он достаёт своей верхушкой до самого неба).
- Молодцы!
2. Корзинка с лекарственными растениями.
- ребята, а какое время года наступит завтра? А какими болезнями болеют люди чаще всего зимой? Сова попросила нас собрать корзинку лекарственных растений, которые применяются при простудных заболеваниях?
Я пройду с корзинкой а вы мне бросите те лекарственные заболевания которые применяют при лечении простудных заболеваний:
Василёк
Подорожник
Мать – и – мачеха
Мак
Крапива
Вьюнок
Одуванчик
Клевер
Ландыш
Пырей
Колокольчик
Ромашка
Пихта
Лимон
Лаванда
- Спасибо ребята! Я думаю что все животные в лесу будут здоровы и не будут болеть гриппом. Я скорей полечу до больных животных и скорей им отдам им вашу корзинку. Пусть скорей выздоравливают! И вам я желаю не болеть!
V. Аромотерапия.
- ребята не только отвары из лекарственных трав помогают от заболеваний, а даже запахи являются полезными предупреждает заваливания. Что лежит у вас на парте? (Лимон) Лимон стимулирует умственную деятельность и освежает. Это растение растёт только в субтропиках в Сочи. Плод жёлтого цвета. Если его вовремя не сорвать – снова позеленеет. Витамина С в нём 50% - 75%, особенно его много в кожуре.
- У вас на столах дольки лимона.
Сделали вдох, выдох.
Закройте глаза. Головка – назад, вперёд, вправо, влево, плечо подняли
(левое, правое, назад плечи и голова.
3. Благодаря каким домашним животным появилась эта продукция?
Вся это продукция есть в нашем крае. а в пишу желательно употреблять, то что производят на нашей зкмле.
VI. Работа над темой урока
1. <слайд № 3>
Игра «Четвёртый лишний»
- Назовите лишний предмет в каждой группе, обоснуйте свой ответ.
а) Крыжовник, виноград, синица, малина.
б) Лук, капуста, перец, божья коровка.
в) Одуванчик, карп, ландыш, колокольчик.
г) Кабан, берёза, сосна, дуб.
2. <слайд № 4>
Кабан, синица, карп, божья коровка.
Как можно назвать их вместе, одним словом?
(Животные)
<слайд № 5>
3. Мы продолжаем работать над тему: «Разнообразие животного мира Краснодарского края.
- как вы понимаете значение слова «разнообразие»
(Много разных животных)
1. Вступительное слово.
<слайд № 6>
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань…
Леса и поляны,
Сады и лиманы –
Всё это родная Кубань.
- Много животных бегает и ползает, плавает и летает в горах, степях, лесах, морях, реках нашего края.
- Очень интересную находку обнаружили Славянские мелиораторы при строительстве рисовых полей. В старом русле реки Кубань, там, где от неё отделилась протока, нашли один позвоночник южного слона, Ему примерно 30 – 50 тыс. лет. Ну, что ж, вернёмся в настоящее. Учёные установили, что на Кубани более 600 видов живоьных.
<слайд № 7>
- Отправляемся в путешествие по нашему краю, а помогать нам будет карта, но не совсем обычная. Посмотрите на неё и скажите, чем она отличается от привычной? (На ней рис. животных)
Кронид Обойщиков Богат животный мир Кубани -
Медведь и зубр, олень и лось.
Когда б ходить в лесу пришлось,
Увидел бы следы кабаньи.
- Рассмотрите карту – схему и ответьте на вопросы:
- Какие животные живут в зоне степей?
- Кого из животных можно встретить в лесу?
- Плавни, лиманы – кто живёт в этой среде?
- Каких животных можно назвать обитателями моря?
2. Игра «Отгадать обитателей нашего края»
На экране компьютера вы видите текс – описание животного. Отгадайте, о ком идёт речь?
- Что ещё можно добавить к описанию.
<слайд № 8>
Это мохнатый тяжеловес среди хищников. Морда вытянута, как у собаки. Глаза и уши маленькие, зато когти огромные и являются очень страшным оружием. Хотя относится к хищникам, он с удовольствием ест различные злаки, корни, ягоды и орехи. В сказках его называют косалапым…
(Медведь)
<слайд № 9>
Это животное открытых просторов, степных раздолий. Днём они отдыхают, а в сумерках покидают лёжки и отправляются на длительные поиски корма. Летом питаются различными травами, а зимой корой лиственных деревьев. Врагов у него очень много. А их глаза не зря называют «косыми», они видят не только вперёд и в стороны, но даже и немного назад.
(Заяц)
<слайд № 10>
То ли море держит грелки на животике больном?
То ль ожившие тарелки
В нём резвятся – кверху дном?
Колыхаются волною,
А на вид – вода водою.
(Медуза)
<слайд № 11>
Они живут в наших лесах со времён первобытных людей. У них очень большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клыки, которые к старости закручиваются. Эти животные всеядны. Они едят и траву, и побеги молодых деревьев, корешки, жёлуди, а их любимое блюдо – земляные черви.
(Кабан)
<слайд № 12>
Это не рыба, а млекопитающие. Но они могут находиться под водой очень долго! Чтобы вдохнуть, поднимаются на поверхность. Они дышат через специальное отверстие в голове. Как и другие их родственники «говорят» друг с другом. Их речь для нас звучит как щёлканье и тонкий писк.
(Дельфин)
- Кто видел живых дельфинов?
В г. Анапа в Утрише, есть дельфинарий. Редкое по красоте и богатству растительного мира Большого Утриша, рядом с Анапой на берегу Чёрного моря. В 1986 году объявлено заказником. В дельфинарии учёные дрессируют, наблюдают за поведением животных, помогают некоторым из них, тем, кто попал в беду. Выступление дрессированных дельфинов, морских котиков, китов- это незабываемое зрелище. Посещение дельфинария запомнилось всем навсегда.
<слайд № 13>
- Каких водоплавающих птиц вы знаете.
3. Физминутка
<слайд № 14>
<слайд № 15>
4. Кавказский биосферный заповедник.
<слайд № 16>
- Посмотрите на карту. Кто знает, что это за уголок природы нас приглашает в гости.
(Дети отвечают)
- Сейчас мы перенесёмся в уголок природы, где много растений и животных живут под охраной человека – Кавказский Государственный Биосферный Заповедник.
Кто может объяснить, что значит слово заповедник?
Заповедник – территория, на которой постоянно охраняется природа: недра, почвы, растительность и животный мир. Кавказский заповедник самый крупный в нашем крае, расположен в юго - восточной его части.
<слайд № 17>
- Великая природа…Она остаётся источником жизни, она главные духовные ресурсы человека. Мы с ней единый организм. Изумительные ландшафты, чистый горный воздух, минеральные источники, пение птиц дарят нам бесценное благо. А взамен человек обязан позаботится о природе, чтобы сохранить её в здоровом, первозданном виде, поскольку на планете осталось немного таких мест.
<слайд № 18>
- Посмотрите кто встречает нас в заповеднике.
- Что вы о них можете сказать?
Дятел
Сова
Белочка
<слайд № 19> (Сообщение учащегося)
1. Из видов заповедноевропейской фауны на территории заповедника прижились, например, кавказский благородный олень. Ныне олени живут небольшими стадами и поодиночке. Летом они держатся в пределах альпийских лугов, а также в верхней части лесного пояса гор. Зимой олени находятся только в пределах широколиственных лесов, на малоснежных склонах. С наступлением весны они поднимаются выше в горы. На обширных пастбищах отдельных урочищ ежедневно можно наблюдать по 40 – 60 и более животных.
2. Ещё одним из видов заподноевропейской фауны на территории заповедника является житель дупел – лесная соня. Из типичных таёжных птиц – снегирь. Из среднеземноморских представителей – выдра.
<слайд № 20>
3. Из копытных животных наиболее интересными и ценными являются зубры. После войны их осталось только меньше десятка, но сейчас их численность восстановлена. Они держатся стадами, зимой обитают в низкогорье, в пределах широколиственных лесов, а летом поднимаются вверх до альпийских лугов.
4. Сохранены и преумножены популяции горного козла и косули. Наиболее типичные обитатели скал и лугов высокогорья – туры. Они – здесь держатся во все сезоны года. Тур – самый многочисленный вид копытных заповедника. Их стада по 100 – 150 животных. Туры мало кочуют.
<слайд № 21>
- В заповеднике широко распространены волки, лисы.
А это кто?
5. Енотовидная собака завезена в Краснодарский край и успешно акклиматизировалась на Северном Кавказе. С момента её выпуска в степной зоне она заселила уже все предгорные и горные районы. Обитают больше в лиственных лесах, по долинам рек. Убежища находят среди камней, под корнями деревьев, в старых барсучьих норах.
<слайд № 22>
6. Одна из самых характерных высокогорных птиц, осёдло живущих в альпийских лугах – кавказский улар или горная индейка. Он предпочитает каменистые осыпи, скалистые обрывы, где взрослые самцы держатся небольшими стайками. Присутствие уларов выдаёт сильный мелодичный крик, и хотя они довольно многочисленными, увидеть их очень трудно.
<слайд № 25>
Чрезвычайно богат и разнообразен мир насекомых заповедника, представленный более чем 10 000 видов. В лесах и высокогорье живут различные виды бабочек, кузнечиков, сверчков, цикад.
<слайд № 26>
На территории заповедника зарегистрировано 18 видов рыб. Это голавль, голец, гольян озёрный, быстрянка, усач, ручьёвая форель.
5. Приазовские зоозаказники.
<слайд № 27>
В 1958 году постановлением Совета Министров РФ в Славянском районе был создан Приазовский республиканский зоозаказник. Его площадь занимает более 43 тысяч гектаров. Он расположен в северо – западной части нашего района. Между ст. Черноерковской и пос. Ачуево.
<слайд № 28>
- Как вы думаете, чем отличается заказник от заповедника?
Плавни, лиманы, гряды, протоки, ерики…Всё это удивительно богато флорой и фауной, всё требует к себе бережного отношения. Какой только живности здесь не встретишь. Мажно наблюдать за лебедями, утками, малой казаркой.
<слайд № 29>
- Да ребята, в середине октября торопятся на юг: северная утка, серый и белолобый гусь летит в ноябре, а малая казарка и того позже. Лебеди – шипуны, нырковые утки, кряквы, лысухи, фазаны и др. Многие птицы населяют всю Африку, а здесь их гнездовья. А известно нам это по кольцам, которыми окольцовывают птиц. Этим занимаются учённые орнитологи, а егери им помогают. Ондатры, кабаны, лисы, зайцы, енотовидные собаки – всё это надо учесть, создать условия для выживания.
<слайд № 30>
В заказнике есть виды животных, занесённых в красную книгу Кубани – кавказская выдра, орлан белохвост, кольпица, каравайка, кулик – ходулочник, осетровые виды рыб.
6. Красная книга Кубани.
<слайд № 31>
- Красива и разнообразна природа нашего края, но с развитием народного хозяйства и промышленности человек иногда забывает о бережном отношении к природе. И что же получается? Почему этого делать нельзя?
В природе всё взаимосвязано. Загрязняя воду, воздух, почву, вредят всему живому : и растениям, и животным, и, в итоге, самому себе. Многим видам животным угрожает опасность.
<слайд № 32>
- «Охранять природу – значит охранять Родину». Что значат эти слова?
- Красная книга – книга особенная. Что вы о ней знаете?
(Красная книга предупреждает : «Осторожно! Может случиться беда!» И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. В красной книге Краснодарского края есть информация о растениях и животных, нуждающихся в срочной помощи, защите).
7. Загадки. Им нужна защита!
<слайд № 33>
- Отгадайте загадки, и вы увидите некоторых животных из Красной книги нашего края.
(Нажимать мышкой на прямоугольник с текстом, откроется картинка – отгадка).
По тёмному небу
Ты долго летала,
Потом ты, наверное,
Очень устала
И в низ головою
Над нами висишь.
(Летучая мышь) Маленький вертолёт
Летит назад и вперёд.
Большие глаза и,
Кто же она?
(Стрекоза) Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
(Рысь)
- Меры, которые предпринимает человек для охраны животных и
растений дают хорошие результаты. Об этом свидетельствуют
зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые
животные и растения.
1. Охрана природы.
<слайд № 34>
- Охрана природы – дом каждого.
Подумайте слушая музыку, что может сделать каждый из нас для сохранения природы нашего края? Охрана природы – долг каждого. Пока звучит музыка вы работаете.
<слайд № 35>
VI Итоги урока.
<слайд № 36>
- Любовь к природе, забота о ней делает человека добрее. Она дарит нам радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день узнает что – то новое, удивительное! А в природе всё удивительно. В ней множество загадок – только успевай разгадывать. Давайте же стараться жить так, чтобы наша Кубанская земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели уветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.
- Понравился вам урок?
- Что узнали нового, интересного?
- А вот и сова
VII Д/З Составить кроссворд о животных нашего края.